Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск
Том 20, № 3 (2025)
Скачать выпуск PDF
16-28 42
Аннотация

   Являясь моделью партнерства южных стран, в том числе образовательного, объединение БРИКС инициировало новую парадигму сотрудничества. При этом увеличение количества стран в его составе предоставляет и новые возможности. Симбиотическое развитие сотрудничества в рамках БРИКС способствует взаимодополняемости образовательных ресурсов стран-участниц и росту их потенциала. Такое развитие имеет результатом воспроизводимую модель глобального образовательного сотрудничества Юг-Юг, вносит значительный вклад в создание более справедливой и инклюзивной международной системы управления образованием. В исследовании с позиции теории симбиоза анализируется структура образовательного сотрудничества в рамках БРИКС, исследуется его реальная конфигурация через призму четырех элементов: симбиотических единиц, моделей симбиоза, интерфейса симбиоза и среды симбиоза. В настоящее время образовательное сотрудничество БРИКС сталкивается с рядом проблем. Гетерогенность симбиотических единиц сдерживает динамику взаимодействия. Ограниченность моделей симбиоза препятствует развитию кооперации участников. В силу нарушения симбиотического интерфейса блокируются ресурсные потоки, симбиотическая среда ослабевает, появляется дефицит внешней поддержки. Необходимо развивать образовательное сотрудничество БРИКС такими средствами, как: усиление симбиотических единиц для активизации взаимодействия, оптимизация моделей симбиоза для повышения устойчивости сотрудничества, совершенствование интерфейса симбиоза для обеспечения беспрепятственных каналов коммуникации, а также укрепление стабильности среды симбиоза для содействия формированию симбиотической системы.

29-41 31
Аннотация

   Образование в области изменения климата (Climate Change Education (CCE)) обычно направлено на повышение экологической грамотности, но в данном исследовании это понятие используется метафорически.

   Цель такого исследования – понять, каким образом иранские учителя английского языка формируют свою профессиональную идентичность в условиях системных сбоев.

   Опираясь на метафоры и теории идентичности учителей, 32 учителя, работавших до и во время исследования, использовали климатические метафоры (например, штормы, засухи, землетрясения), чтобы обозначить проблемы и устойчивость в меняющемся образовательном ландшафте Ирана. С помощью качественных методов – метафорических заданий, интервью и семинаров – были выявлены три закономерности: штормы означали внезапные сбои в работе (52 %), засухи – нехватку ресурсов (31 %), а землетрясения – переломные моменты в политике (17 %). Стратегии повышения устойчивости, разработанные в рамках модели педагогического образования ESA (Engage, Study, Activate – Вовлечение, Изучение, Активация), привели к созданию предлагаемой концепции ЕSА, сохраняющей прочность в меняющихся обстоятельствах. Полученные результаты дают представление о педагогическом образовании в нестабильных политических и экономических условиях.

42-54 36
Аннотация

   Необходимость устойчивого развития в современном мире требует таких перемен в образовании, которые вооружат будущие поколения знаниями и навыками, а также привьют им ценности, необходимые для решения сложных социально-экологических проблем. В Саудовской Аравии программа «Vision-2030» провозглашает устойчивое развитие в качестве национального приоритета. При этом интеграция стратегии образования в целях устойчивого развития (ОУР) в программы подготовки педагогов остается фрагментарной и недостаточно изученной. В данном исследовании анализируется текущее состояние ОУР в системе педагогического образования Саудовской Аравии, выявляются системные недостатки, институциональные барьеры и педагогические проблемы, препятствующие его эффективной реализации. С помощью смешанных методов исследования (опросы, интервью и анализ стратегий развития) изучаются взгляды преподавателей и студентов пяти университетов Саудовской Аравии. Результаты исследования демонстрируют разрыв между декларируемыми целями и реальной практикой, что подчеркивает необходимость модификации учебных программ, повышения квалификации преподавателей и межсекторального сотрудничества. В статье предлагается модель интеграции стратегии ОУР, основанная на трансформативной педагогике, вовлечении заинтересованных сторон и согласовании образовательной политики с глобальными целями устойчивого развития. Исследование вносит вклад в дискуссию о подготовке педагогов в Саудовской Аравии и предлагает практические рекомендации для политиков, преподавателей и ученых.

55-71 66
Аннотация

   Геймификация в высшем образовании способствует процессу обучения, развитию ключевых компетенций. Quizizz – это игровой инструмент, который все чаще используется в преподавании. Существующие исследования характеризуются фокусом на мотивационный потенциал геймифицированных инструментов, при этом лишь небольшое количество исследований посвящено тому, как академическая успеваемость студентов связана с восприятием вышеуказанных инструментов. Понимание того, как учащиеся с более высокими образовательными результатами оценивают геймифицированные инструменты, поможет преподавателям в создании более эффективных условий обучения. Данное исследование, разработанное в рамках количественного анализа постфактум, было направлено на изучение того, каким образом студенты бакалавриата оценивают Quizizz в качестве учебного ресурса. В общей сложности в исследовании приняли участие 263 студента, обучающихся по двум образовательным программам в Университете Саламанки (Испания). Были выявлены существенные различия в оценках обучающихся, включая оценивание на экзаменах по предмету, а также итоговую аттестацию. Обучающиеся на «отлично» неизменно давали более положительные оценки инструменту Quizizz, особенно его преимуществам, способствующим изучению программного материала и повышению мотивации. Полученные результаты свидетельствуют о важности учета успеваемости при интерпретации тех отзывов, которые дают обучающиеся в отношении образовательных инструментов. Исследование позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на то что геймифицированные инструменты в целом хорошо воспринимаются студентами-бакалаврами, их следует применять обдуманно, возможно в сочетании с другими аналоговыми и цифровыми ресурсами для обеспечения сбалансированности и методической обоснованности образовательного процесса.

72-85 27
Аннотация

   Инвестиции в человеческий капитал становятся все более важными для экономического роста любой страны. В связи с этим учитель – это ещё и реформатор, поскольку он непосредственно влияет на формирование молодых людей как будущих специалистов. Однако, в отличие от технологических и социальных изменений, трансформации в сфере образования происходят медленно. При этом их необходимо оценивать с точки зрения инициаторов (высшее учебное заведение – вуз), сотрудников (учителя-наставники в образовательной организации) и потребителей (студенты – будущие учителя).

   Цель данного исследования – рассмотреть направления будущих преобразований педагогического образования в Сербии с этих трех позиций.

   Всего в исследовании приняли участие 32 респондента: 10 преподавателей вузов, 9 учителей-наставников и 13 будущих и начинающих учителей, находящихся под руководством наставников. Для получения результатов была использована анкета, состоящая из 10 вопросов. Респонденты выделили такие проблемы в существующей системе подготовки будущих учителей: недостаточная мотивация к профессии учителя, отсутствие четкой образовательной стратегии на предстоящий период, низкий социальный статус педагога.

   Ключевая область, которую необходимо преобразовать в следующем десятилетии, – повышение компетентности молодых учителей, что обусловлено усложнением работы в современной
школе.

   При этом, по мнению респондентов, деятельность учителя не должна подвергаться кардинальной, полной трансформации, но необходимо уделять больше внимания конкретным требованиям современного общества. То есть прежде всего следует сконцентрироваться на личностно-ориентированном подходе в обучении, на инклюзивном образовании, обогащенном современными технологиями, на междисциплинарности. Исследование выявило ряд проблем, которые следует решить, прежде чем менять систему образования будущих учителей: недостаточные инвестиции в образовательную инфраструктуру, расхождения в учебных планах, медлительность в следовании современным тенденциям и инновациям. В силу этого первым шагом по преобразованию системы должно стать утверждение профессиональных стандартов и квалификационных норм, учитывающих эмпирические результаты всех предыдущих реформ в образовании. Такая основа позволит воспользоваться инерцией системы, но при этом регулярно вносить изменения и совершенствовать подготовку учителей к работе в постоянно меняющихся условиях современного мира.

86-96 35
Аннотация

   Пандемия COVID-19, начавшаяся в Бразилии в 2020 году, вызвала изменения в процессе преподавания и обучения, стала причиной социальной изоляции, перенесла школьное обучение в дома обучающихся. Цифровые навыки учителей и их профессиональная подготовка также претерпели изменения в период дистанционного обучения. Всё вышеуказанное определяет исследовательский вопрос: каким образом цифровые технологии помогли педагогам адаптироваться к условиям пандемии и сохранить ведущую роль ребенка в обучении? Для ответа на этот вопрос был проведен библиографический обзор по проблемам использования реджио-подхода и других педагогических практик в период пандемии, по вопросам подготовки учителей и дошкольного образования.

   Цель исследования – выявить, как во время пандемии проходило непрерывное образование педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях Бразилии и использующих в практике реджио-подход.

   Актуальность темы заключается во всестороннем анализе подготовки педагогов, ориентированных на реджио-подход и работающих в образовательных организациях в условиях пандемии.

   Данная работа содержит как библиографический анализ, так и полевое исследование с использованием полуструктурированных интервью, где в качестве испытуемых выступили педагоги и администрация образовательных организаций. Методом анализа данных выступил контент-анализ. В ходе исследования была выявлена роль в педагогической практике и стратегии цифровых технологий, применявшихся бразильскими образовательными учреждениями для организации труда педагогов в условиях пандемии. Установлено, как различные приложения и платформы использовались для коммуникации, взаимодействия и минимизации физической дистанции между участниками образовательного процесса, насколько они способствовали медиаобразованию педагогов и обучающихся, как влияли на членов их семей.

97-109 32
Аннотация

   Устойчивое развитие страны стало острой необходимостью. Хотя изначально эта идея ограничивалась только вопросами окружающей среды, теперь она охватывает более широкий спектр образовательных, социальных и экономических проблем. Поскольку влияние деятельности человека на окружающий его мир растёт, именно люди обязаны контролировать и предотвращать процессы распада. Большинство решений экологических проблем зависит от внешнего контроля, а не от усилий волонтеров. Образование является одним из средств решения этих проблем. В настоящее время системы образования нацелены на интеграцию принципов устойчивого развития в программы подготовки учителей и используют при этом следующие основанные на компетенциях рамки: CSCT (учебная программа, устойчивое развитие, компетенции, подготовка учителей) и ключевые компетенции ЮНЕСКО в области устойчивого развития, что необходимо для совершенствования профессиональных навыков, соответствующих принципам глобальной устойчивости. Внедрение принципов устойчивого развития на всех уровнях образования окажет значительное влияние на разработку учебных программ, на методики преподавания и практический опыт, что предполагает долгосрочный эффект. Чтобы добиться наилучших результатов, необходимо как можно скорее воспитать новое поколение педагогов: хорошо подготовленных, экологически сознательных и готовых стать движущей силой устойчивого развития. Основой устойчивого будущего является расширение прав и возможностей образовательных проектов и подготовка учителей к тому, чтобы прививать положительное отношение к ценности устойчивого развития будущим поколениям.

110-126 31
Аннотация

   В статье представлены результаты аналитического исследования Казанского Международного форума по педагогическому образованию (IFTE) в контексте трансформации научно-педагогического дискурса. Автор формулирует понятие «конференционных исследований» (*conference studies*), подчеркивая значимость научных конференций как сложных социокультурных феноменов. На основе количественного и качественного анализа докладов за 2021–2023 гг. выявлены устойчивые тематические кластеры, отражающие приоритеты научного сообщества. Особое внимание уделено четырём дискурсивным моделям, сформированным по итогам XI форума (2025 г.), включая устойчивое развитие, цифровизацию образования, реформирование системы педагогического образования и профессиональную идентичность педагогов. Предложено понятие «научно-образовательного поля» в духе П. Бурдье (Bourdieu, 2001), охарактеризованного через границы, участников, контексты, методологический инструментарий и ресурсную базу. Сформулированы рекомендации по совершенствованию научно-образовательной политики и организации конференций, включая развитие гибридных форматов, гендерное равенство, экологическую устойчивость и критическую рефлексию в научных практиках.

127-141 30
Аннотация

   В исследовании представлены основные тенденции профессионализации будущих педагогов на основе выявления их профессиональных предпочтений в кросс-культурном контексте высшего образования. Модель профессионализации современного педагога требует учета потенциально новых многоагентных функций образовательной среды и изменения содержания образовательных программ с акцентом на новые тенденции, цифровизацию и интернационализацию профессиональной деятельности. Для достижения целевой модели подготовки педагогических кадров университету необходимо решить многовекторные задачи по разработке и внедрению механизмов интеграции образовательной, научной и экспертной деятельности в ответ на индигенизацию локальных международных образовательных практик. Изменяющийся характер современной образовательной среды выдвигает новые требования к профессиональной деятельности педагогов и ведет к изменению их социальных характерологических типов. Современные тенденции профессионализации педагога выявляются на основе данных эмпирической проверки теории Дж. Л. Голланда в вузах России и Узбекистана, интерпретации взаимосвязей между социальными характерологическими типами будущих педагогов и в результате оценки соответствия типологии личности респондентов профессии учителя. Основным инструментом тестирования явился тест универсальных социальных характерологических типов Дж. Л. Голланда «Профессиональные личности и среды» (J. L. Holland RIASEC Profile) и адаптированная на русский язык стандартная форма опросника профессиональных предпочтений Дж. Л. Голланда (Self-Directed Search, Form R). Представленный опыт профессионализации будущих педагогов может быть полезен для распространения при реализации стратегий развития педагогического образования в разных странах.

142-158 45
Аннотация

   В статье представлены структура и основное содержание учебно-методического комплекса (УМК) «Психология», разработанного коллективом авторов Сибирского федерального университета в рамках федерального проекта по актуализации дисциплин социо-гуманитарного блока и проекта «ДНК России». УМК был апробирован в четырех университетах Российской Федерации на группах студентов непсихологических направлений подготовки. Внедрение дисциплины было осуществлено параллельно с реализацией программы курса повышения квалификации для преподавателей вузов разных регионов страны «Методика преподавания дисциплины "Психология" для непрофильных направлений подготовки». По итогам апробационного курса был проведен мониторинг эффективности курса «Психология для непсихологов» (учебного пособия и рабочей тетради как основных инструментов учебно-методического комплекса «Психология») в контексте формирования психологических компетенций студентов. Мониторинг включал исследование уровня сформированности базовых психологических компетенций у студентов вузов и анализ рефлексивных откликов преподавателей-участников курса ДПО, а также участников процедуры внедрения дисциплины. Проведены два этапа анкетирования, позволяющие выявить у студентов изменения в освоении ключевых понятий психологии до и после прохождения курса. Результаты показали значительное повышение уровня осведомленности участников в различных аспектах психологии, включая понимание основ психологических теорий, критериев выбора специалистов, признаков психологического здоровья и видов психологической помощи. Анализ рефлексивных откликов преподавателей позволил выявить сильные стороны УМК, а также точки перспективной трансформации учебного пособия и рабочей тетради.

159-174 28
Аннотация

   Цель настоящего исследования – выявление взаимосвязи между культурным капиталом ученика и его внутренней учебной мотивацией в Республиках Татарстан и Узбекистан.

   В качестве культурного капитала детей учитывались такие аспекты, как доступ к книгам, посещение культурных мероприятий, поддержка творческого развития и особенности семейного воспитания. Для оценки мотивации к обучению была применена методика диагностики структуры мотивации обучения школьников М. В. Матюхиной. В исследовании приняли участие 354 учащихся начальных школ Татарстана (Россия) и Узбекистана (города Джизак и Ургенч). Обнаружена положительная корреляция между культурным капиталом и учебной мотивацией детей. При этом сила коэффициента корреляции была выше у школьников из Узбекистана. Установлена взаимосвязь между отдельными семейными практиками, культурными традициями и различными типами учебной мотивации. Результаты исследования актуальны для разработки эффективных образовательных программ и методов воспитания, учитывающих культурный контекст семьи и способствующих развитию учебной мотивации детей.

175-190 58
Аннотация

   Признание педагогов системы специального образования участниками инклюзивных образовательных отношений актуализирует проблематику субъективных смыслов и ценностей, связываемых этими педагогами с инклюзией и воплощающихся в их инклюзивных диспозициях. Они, однако, в отличие от педагогов общего образования, не выступали в качестве целевой группы эмпирического изучения в аспекте опосредования их инклюзивных диспозиций социально-профессиональными характеристиками, вследствие чего отсутствуют представления о специфике ценностно-смысловой сферы личности педагогов-дефектологов различных социально-профессиональных групп в инклюзивном ее измерении.

   Цель предпринятого исследования и состояла в выявлении и компаративном изучении особенностей инклюзивных диспозиций педагогов системы специального образования разных социально-профессиональных категорий.

   Ключевым методом исследования выступила методика самоидентификации инклюзивных диспозиций педагога, предполагающая оценку респондентами степени своего сходства и сходства профессионального окружения с 8 психологическими портретами педагогов, отражающими соответствующие диспозиции. Установлено, что педагоги учреждений специального образования в аспекте инклюзивных диспозиций выступают в качестве гетерогенного сообщества, причем различия обнаруживаются по линии их дифференциации по таким социально-профессиональным признакам, как категория обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с которой работает педагог, профиль его профессиональной деятельности, связанный с реализацией дисциплин общеобразовательной или коррекционно-развивающей области, стаж профессиональной деятельности и инклюзивный опыт. По итогам исследования собран массив новых данных, углубляющих понимание закономерностей профессионально-личностного становления педагогов специального образования как акторов инклюзии и позволяющих определить ориентиры для реализации дифференцированного сопровождения их «вхождения» в инклюзивную практику.

191-207 52
Аннотация

   Научные дискуссии о распространении русского языка в Центральной Азии в дореволюционный период приобрели в последние три десятилетия заметный политизированный характер. «Эффект маятника» в оценке исторического прошлого, выразившийся в переходе от советской идеализации к национальной критике в период независимых государств, не позволяет показать объективную роль русского языка в политической, экономической и социальной жизни Туркестана в конце XIX – начале ХХ веков. Односторонний анализ создает трудности в реализации языковой стратегии в современном Узбекистане, где в соответствии с Законом «О государственном языке» все народы республики имеют равные права и возможности.

   Целью данной статьи является объективный и всесторонний анализ процесса интеграции русского языка во все сферы жизнедеятельности узбекского общества на рубеже XIX–ХХ веков, заложившего основу для масштабных перемен в советское время.

   Метод контекстуализации позволяет комплексно раскрыть исторические, социальные и экономические условия развития языковых процессов в конкретный хронологический период, связанный с политическими задачами российского государства по освоению Туркестанского края, включавшего территорию современного Узбекистана. На этой основе сформулирован ряд дискуссионных вопросов, связанных с тем, насколько исторический опыт может быть востребован на современном этапе.

208-226 29
Аннотация

   В условиях цифровой трансформации образования особую значимость приобретает развитие соответствующей компетентности педагогов, сопровождающих индивидуальные образовательные маршруты. В статье описана авторская методика развития цифровой компетентности, используемая в подготовке студентов педагогического профиля, осваивающих профессию тьютора. Методика основана на использовании иммерсивного электронного учебно-методического комплекса (ИЭУМК). Её результативность подтверждена педагогическим экспериментом на базе Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета. Ведущим методом исследования выступал формирующий педагогический эксперимент, включавший конструирование ИЭУМК, его включение в образовательный процесс и последующую диагностику изменений в уровнях цифровой компетентности. Для оценки результатов применялись валидизированные диагностические методики по каждому из пяти компонентов цифровой компетентности: когнитивному, инструментально-деятельностному, коммуникативному, ценностно-мотивационному и рефлексивно-оценочному. Результаты исследования свидетельствуют о статистически значимом росте показателей цифровой компетентности в экспериментальной группе.

   Научная новизна заключается в разработке и апробации ИЭУМК, адаптированного под специфику тьюторской деятельности.

   Практическая значимость определяется возможностью интеграции предложенной методики в программы подготовки педагогических кадров.

227-242 37
Аннотация

   В статье рассматривается современная проблема о специфических отношениях между средой и развитием личности ребенка. Образовательное пространство анализируется как «поле возможностей», активизирующее внутренние ресурсы ребенка.

   Цель исследования заключается в изучении взаимосвязи между характеристиками образовательной среды и актуальным личностным потенциалом, рассматриваемым как совокупность психологических возможностей в самореализации и саморазвитии детей дошкольного возраста.

   Методологической основой исследования являются положения концепции социальной обусловленности психики, в которой социокультурная среда рассматривается как главный источник и условие психического развития ребенка. Для оценки среды использовались шкалы ECERS-R, для выявления особенностей субъектно-личностного развития дошкольников использовались: карта наблюдений «Субъектные проявления ребенка», модифицированные методики диагностики креативности «Неполные фигуры», LEGO-конструирование, для диагностики связной речи – «Рассказ в картинках», для анализа инициативности – «Нормативная карта развития» и самостоятельности. Эмпирическая база включала 90 детей 5-6 лет, их родителей (матерей) (n = 90) и воспитателей (n = 15) из четырех дошкольных образовательных учреждений города Казани, разделенных на две группы по муниципальному рейтингу («высокорейтинговые» и «обычные» детские сады). По данным статистического анализа выявлен личностный потенциал дошкольников в контексте вариативности образовательной среды и сопряженность параметров образовательной среды с личностными характеристиками детей. Установлено, что в креативной среде с культуросообразным содержанием на основе этнокультурных ценностей, образцов и норм в большей мере активно поддерживается развитие ребенка с раскрытием его личностного потенциала. В этом случае дошкольники отличаются субъектной активностью с возможностью уникальных достижений в разных видах деятельности. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в проектировании и экспертизе образовательной среды; детскими психологами, сопровождающими дошкольников в процессе реализации дифференцированного, индивидуального подходов в системе образования.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)