Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Инклюзивные диспозиции педагогов учреждений специального образования: социально-профессиональные корреляты

https://doi.org/10.26907/esd.20.3.13

EDN: YJAAHU

Аннотация

   Признание педагогов системы специального образования участниками инклюзивных образовательных отношений актуализирует проблематику субъективных смыслов и ценностей, связываемых этими педагогами с инклюзией и воплощающихся в их инклюзивных диспозициях. Они, однако, в отличие от педагогов общего образования, не выступали в качестве целевой группы эмпирического изучения в аспекте опосредования их инклюзивных диспозиций социально-профессиональными характеристиками, вследствие чего отсутствуют представления о специфике ценностно-смысловой сферы личности педагогов-дефектологов различных социально-профессиональных групп в инклюзивном ее измерении.

   Цель предпринятого исследования и состояла в выявлении и компаративном изучении особенностей инклюзивных диспозиций педагогов системы специального образования разных социально-профессиональных категорий.

   Ключевым методом исследования выступила методика самоидентификации инклюзивных диспозиций педагога, предполагающая оценку респондентами степени своего сходства и сходства профессионального окружения с 8 психологическими портретами педагогов, отражающими соответствующие диспозиции. Установлено, что педагоги учреждений специального образования в аспекте инклюзивных диспозиций выступают в качестве гетерогенного сообщества, причем различия обнаруживаются по линии их дифференциации по таким социально-профессиональным признакам, как категория обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с которой работает педагог, профиль его профессиональной деятельности, связанный с реализацией дисциплин общеобразовательной или коррекционно-развивающей области, стаж профессиональной деятельности и инклюзивный опыт. По итогам исследования собран массив новых данных, углубляющих понимание закономерностей профессионально-личностного становления педагогов специального образования как акторов инклюзии и позволяющих определить ориентиры для реализации дифференцированного сопровождения их «вхождения» в инклюзивную практику.

Об авторах

В. З. Кантор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Виталий З. Кантор

Санкт-Петербург



Ю. Л. Проект
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Юлия Л. Проект

Санкт-Петербург



А. П. Антропов
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Александр П. Антропов

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Кантор, В. З., Проект, Ю. Л., Кондракова, И. Э., Кошелева, А. Н., Луговая, В. Ф., Хороших, В. В. Инклюзивные диспозиции педагогов общеобразовательных организаций: социально-профессиональный контекст // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 4. – С. 184–204. – DOI: 10.35231/18186653_2023_4_184

2. Лапп, Е. А., Быстрова, Ю. А. Специфика эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ЗПР в условиях инклюзивной образовательной практики // Специальное образование. – 2024. – № 2 (74). – С. 129–146.

3. Мовкебаева, З. А., Дюсенбаева, Б. А. Компетенции специального педагога в инклюзивном образовании // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. – 2021. – № 1. – С. 47–55. – DOI: 10.52512/2306-5079-2021-85-1-47-55

4. Пивоварова, А. В. Стереотипы, установки, предрассудки и предубеждения в профессиональной педагогической деятельности сельских учителей // Научно-педагогическое обозрение. – 2024. – № 6 (58). – С. 134–143. – DOI: 10.23951/2307-6127-2024-6-134-143

5. Силантьева, Т. А., Алехина, С. В. Поддержка учителя в инклюзивном образовании // Современная зарубежная психология. – 2014. – Т. 3. – № 3. – С. 5–15.

6. Шевелёва, Д. Е. Инклюзия – трансформация возможностей: сближение общей и специальной педагогики // Народное образование. – 2020. – № 5 (1482). – С. 25–32.

7. Шеманов, А. Ю., Самсонова, Е. В. Специальное образование как ресурс инклюзивного образовательного процесса // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24. – № 6. – С. 38–46. – DOI: 10.17759/pse.2019240604

8. Шенгальц, Е. В. Институционализация инклюзивного школьного образования в Российской Федерации // Власть и управление на Востоке России. – 2020. – № 3 (92). – С. 202–211. – DOI: 10.22394/1818-4049-2020-92-3-202-211

9. Alduais, A., Deng, M. Expansion of special education and promotion of inclusive education in China: conflict or cooperation? Stakeholders' views // Journal of Research in Special Educational Needs. – 2022. – Vol. 22. – No. 2. – Pp. 188–205. – DOI: 10.1111/1471-3802.12559

10. Anderson, J., Page, A., Boyle, C. At the Nexis of Schooling: The Conflict Between “Special” and “Inclusive” Education // In: Boyle, C., Allen, K. A. (Eds.). Research for Inclusive Quality Education. – Singapore: Springer, 2023. – Pp. 259–270. – DOI: 10.1007/978-981-16-5908-9_20

11. Charitaki, G., Kypriotaki, M., Alevriadou, A. Greek adaptation of the teachers’ Attitudes Towards Teaching All Students (ATTAS-mm) scale // Equity in Education & Society. – 2023. – Vol. 3. – No. 1. – Pp. 76–88. – DOI: 10.1177/27526461231177457

12. Cumming, T. M., Jolly, J. L., Saint-James, A. Australia at an educational crossroads: special schools and inclusive education // Frontiers in Education. – 2024. – Vol. 9. – 1422089. – DOI: 10.3389/feduc.2024.1422089

13. Dignath, C., Rimm-Kaufman, S., van Ewijk, R., Kunter, M. Teachers’ Beliefs About Inclusive Education and Insights on What Contributes to Those Beliefs: a Meta-analytical Study // Educational Psychology Review. – 2022. – Vol. 34. – Pp. 2609–2660. – DOI: 10.1007/s10648-022-09695-0

14. Francisco, M. P. B., Hartman, M., Wang, Y. Inclusion and Special Education // Education Sciences. – 2020. – Vol. 10. – No. 9. – 238. – DOI: 10.3390/educsci10090238

15. Gajdzica, Z., Widawska, E. Responsibilities of Special Education Teachers in Inclusive Education // Horyzonty Wychowania. – 2024. – Vol. 23. – No. 68. – Pp. 23–32. – DOI: 10.35765/hw.2024.2368.04

16. Göransson, K., Bengtsson, K., Hansson, S., Klang, N., Lindqvist, G., Nilholm, C. Segregated education as a challenge to inclusive processes: a total population study of Swedish teachers’ views on education for pupils with intellectual disability // International Journal of Inclusive Education. – 2020. – Vol. 26. – No. 14. – Pp. 1367–1382. – DOI: 10.1080/13603116.2020.1810789

17. Guillemot, F., Lacroix, F., Nocus, I. Teachers’ attitude towards inclusive education from 2000 to 2020: An extended meta-analysis // International Journal of Educational Research Open. – 2022. – Vol. 3. – 100175. – DOI: 10.1016/j.ijedro.2022.100175

18. Hong, B., Ivy, W. F., Schulte, D. P. Dispositions for special educators: Cultivating high-quality traits for working with students with special needs // The International Journal of Learning. – 2009. – Vol. 16. – No. 1. – Pp. 75–90. – DOI: 10.18848/1447-9494/CGP/v16i01/45084

19. Hornby, G., Kauffman, J. M. Inclusive Education, Intellectual Disabilities and the Demise of Full Inclusion // Journal of Intelligence. – 2024. – Vol. 12. – No. 2. – 20. – DOI: 10.3390/jintelligence12020020

20. Kantor, V. Z., Zarin, A., Kruglova, Yu. A., Proekt, Yu. L. A Competence Model for Training Programs in Inclusive Education // Education and Self Development. – 2021. – Vol. 16. – No. 3. – Pp. 289–309. – DOI: 10.26907/esd.16.3.25

21. Kauffman, J. M., Hornby, G. Extremism and the potential dismantling of special education: Or moving forward with inclusive special education // Support for Learning. – 2025. – Vol. 00. – Pp. 1–12. – DOI: 10.1111/1467-9604.12519

22. Lampropoulou, V., Padeliadu, S. Teachers of the deaf as compared with other groups of teachers. Attitudes toward people with disabilities and inclusion // American Annals of the Deaf. – 1997. – Vol. 142. – No. 1. – Pp. 26–33. – DOI: 10.1353/aad.2012.0245

23. Lukins, J., Bhana Lopez, N., Sallese, M. R., Andresen, J. Fostering Inclusive Dispositions: Integrating Disability Studies in Teacher Education // Journal of Special Education Preparation. – 2023. – Vol. 3. – No. 3. – Pp. 4–15. – DOI: 10.33043/JOSEP.3.3.4-15

24. Opoku, M. P. Special educators’ intentions towards supporting practice of inclusive education for students with disabilities in secondary schools in Ghana // African Journal of Disability. – Vol. 11. – Pp. 1–12. – DOI: 10.4102/ajod.v11i0.875


Рецензия

Для цитирования:


Кантор В.З., Проект Ю.Л., Антропов А.П. Инклюзивные диспозиции педагогов учреждений специального образования: социально-профессиональные корреляты. Образование и саморазвитие. 2025;20(3):175-190. https://doi.org/10.26907/esd.20.3.13. EDN: YJAAHU

For citation:


Kantor V., Proekt Yu., Antropov A. Inclusive Dispositions of Special Education Teachers: Socio-Professional Correlates. Education and Self-Development. 2025;20(3):175-190. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.3.13. EDN: YJAAHU

Просмотров: 65


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)