Результаты мониторинга эффективности курса «Психология для непсихологов» в контексте формирования психологических компетенций студентов
https://doi.org/10.26907/esd.20.3.11
EDN: WXRCPS
Аннотация
В статье представлены структура и основное содержание учебно-методического комплекса (УМК) «Психология», разработанного коллективом авторов Сибирского федерального университета в рамках федерального проекта по актуализации дисциплин социо-гуманитарного блока и проекта «ДНК России». УМК был апробирован в четырех университетах Российской Федерации на группах студентов непсихологических направлений подготовки. Внедрение дисциплины было осуществлено параллельно с реализацией программы курса повышения квалификации для преподавателей вузов разных регионов страны «Методика преподавания дисциплины "Психология" для непрофильных направлений подготовки». По итогам апробационного курса был проведен мониторинг эффективности курса «Психология для непсихологов» (учебного пособия и рабочей тетради как основных инструментов учебно-методического комплекса «Психология») в контексте формирования психологических компетенций студентов. Мониторинг включал исследование уровня сформированности базовых психологических компетенций у студентов вузов и анализ рефлексивных откликов преподавателей-участников курса ДПО, а также участников процедуры внедрения дисциплины. Проведены два этапа анкетирования, позволяющие выявить у студентов изменения в освоении ключевых понятий психологии до и после прохождения курса. Результаты показали значительное повышение уровня осведомленности участников в различных аспектах психологии, включая понимание основ психологических теорий, критериев выбора специалистов, признаков психологического здоровья и видов психологической помощи. Анализ рефлексивных откликов преподавателей позволил выявить сильные стороны УМК, а также точки перспективной трансформации учебного пособия и рабочей тетради.
Об авторах
О. В. ВолковаРоссия
Олеся В. Волкова
Красноярск
Т. Ю. Артюхова
Россия
Татьяна Ю. Артюхова
Красноярск
Л. Л. Москаева
Россия
Людмила Л. Москаева
Красноярск
А. И. Тур
Россия
Алина И. Тур
Красноярск
Список литературы
1. Артюхина, А. И., Чумаков, В. И. Методика практического занятия в медицинском вузе : учебное пособие. – М.: Ай Пи Ар Медиа, 2022. – 224 с.
2. Атаева, С. А., Гараджаев, М. А. Исследование эффективности методов обучения в психологии: сравнительный анализ традиционных и инновационных подходов // Вестник науки. – 2024. – Т. 2. – № 6 (75). – С. 772–776.
3. Ахмедова, М. Х., Джораева, Г. E. Характеристики творческих педагогических технологий, используемых в преподавании психологии // Психология одаренности и творчества : сборник научных трудов участников V Международной научно-практической онлайн-конференции. – М.: Известия Института педагогики и психологии образования, 2023. – С. 42–45.
4. Бианкина, А. О., Ковальчук, И. А., Платонов, Д. А. Методика преподавания психологии для юристов и экономистов : учебное пособие. – Рязань: Индивидуальный предприниматель Колупаева Елена Владимировна, 2023. – 134 с.
5. Волкова, О. В., Авдеева, Т. Г., Аникина, М. А., Артюхова, Т. Ю., Бенькова, О. А., Ростовцева, М. В., Калиновская, К. С., Москаева, Л. Л., Потапова, Е. В., Юдина, Ю. Г. Психология для непсихологов : рабочая тетрадь. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2025. – 64 с.
6. Волкова, О. В., Авдеева, Т. Г., Аникина, М. А., Артюхова, Т. Ю., Бенькова, О. А., Ростовцева, М. В., Калиновская, К. С., Москаева, Л. Л., Потапова, Е. В., Юдина, Ю. Г. Психология для непсихологов : учебное пособие. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2025. – 264 с.
7. Гапонова, Г. И., Белоконь, Т. М. Научно-методическое обеспечение совместной интеллектуально-коммуникативной деятельности со студентами (на примере преподавания психологии) // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. – 2013. – № 4 (60). – С. 34–41.
8. Гешева, Е. Г. Преподавание дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» иностранным аспирантам: проблемы и задачи // Вестник Московского энергетического института. – 2020. – № 3. – С. 118–124. – DOI: 10.24160/1993-6982-2020-3-118-124
9. Ионина, О. С. Проблема мотивирования студентов не психологических профилей к изучению психологии // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2016. – № 3 (31). – С. 134–137.
10. Клыпа, О. В. Преподавание истории психологии: соответствие специфики учебной дисциплины требованиям времени // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2022. – № 6. – С. 17–23. – DOI: 10.17805/trudy.2022.6.2
11. Кринчик, Е. П. Место и роль общего практикума в профессиональной подготовке психолога: рефлексия студентов факультета психологии МГУ в свете модели контекстного обучения А. А. Вербицкого // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2011. – № 3. – С. 144–155.
12. Кузнецова, Е. В., Васильева, Т. Б., Расторгуев, А. Ю. Психология как учебная дисциплина в образовательном процессе профессиональной подготовки полицейских // Образование. Наука. Научные кадры. – 2023. – № 1. – С. 273–275. – DOI: 10.56539/20733305_2023_1_273
13. Огарева, Е. И., Матыцина, Е. Н. Учебная игра как средство повышения эффективности освоения учебной программы в высших учебных заведениях // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2016. – Т. 2. – С. 136–139.
14. Помаз, Г. С. Роль психологии как науки и учебной дисциплины в формировании профессиональной психологической компетентности курсантов вузов МВД России // Научный портал МВД России. – 2010. – № 4 (12). – С. 124–128.
15. Распопова, Н. И. Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании : учебное пособие – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2023. – 266 с.
16. Фомина, Т. Г. Концептуальные подходы к анализу саморегулируемого обучения в зарубежной психологии образования // Современная зарубежная психология. – 2022. – Т. 11. – № 3. – С. 27–37. – DOI: 10.17759/jmfp.2022110303
17. Чижкова, М. Б. Учебные задачи в преподавании дисциплины «Общая психология» // Символ науки : международный научный журнал. – 2016. – № 1-3 (13). – С. 197–205.
18. Чэнь, Х., Ван, С. Реформа преподавания вокала в вузах в свете музыкальной психологии // Вопросы истории. – 2023. – № 8-2. – С. 266–275. – DOI: 10.31166/VoprosyIstorii202308Statyi60
19. Kadyrzhanova, Zh. E. Practical aspects of psychology teaching methods // Bulletin of the West Kazakhstan Innovation and Technology University. – 2022. – Vol. 21. – No. 1. – Pp. 36–40.
20. Kashkarieva, M. A. Communicativity in teaching the Kyrgyz language in connection with psychology // Science. Education. Technology. – 2022. – No. 3 (75). – Pp. 155–160.
21. Valeeva, R. A., Parfilova, G. G., Demakova, I. D., Adamyan, E. I., Kremen, F. M., Kremen, S. A., Lesev, V. N., Mikhailenko, O. I., Bagova, R. Kh., Pak, L. G., Ivanishcheva, N. A., Kochemasova, L. A., Eremina, A. P., Yusupova, N. G., Skudareva, G. N. Motivation of Student Teachers’ Professional Career // Education and Self Development. – 2022. – Vol. 17. – No. 3. – Pp. 169 –186. – DOI: 10.26907/esd.17.3.14
Рецензия
Для цитирования:
Волкова О.В., Артюхова Т.Ю., Москаева Л.Л., Тур А.И. Результаты мониторинга эффективности курса «Психология для непсихологов» в контексте формирования психологических компетенций студентов. Образование и саморазвитие. 2025;20(3):142-158. https://doi.org/10.26907/esd.20.3.11. EDN: WXRCPS
For citation:
Volkova O., Artiukhova T., Moskaeva L., Tur A. Results of monitoring the effectiveness of the course “Psychology for non-psychologists” in the context of students’ psychological competencies formation. Education and Self-Development. 2025;20(3):142-158. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.3.11. EDN: WXRCPS