Аналитика результатов форума IFTE в контексте трансформации педагогического образования
https://doi.org/10.26907/esd.20.3.09
EDN: SIUXRR
Аннотация
В статье представлены результаты аналитического исследования Казанского Международного форума по педагогическому образованию (IFTE) в контексте трансформации научно-педагогического дискурса. Автор формулирует понятие «конференционных исследований» (*conference studies*), подчеркивая значимость научных конференций как сложных социокультурных феноменов. На основе количественного и качественного анализа докладов за 2021–2023 гг. выявлены устойчивые тематические кластеры, отражающие приоритеты научного сообщества. Особое внимание уделено четырём дискурсивным моделям, сформированным по итогам XI форума (2025 г.), включая устойчивое развитие, цифровизацию образования, реформирование системы педагогического образования и профессиональную идентичность педагогов. Предложено понятие «научно-образовательного поля» в духе П. Бурдье (Bourdieu, 2001), охарактеризованного через границы, участников, контексты, методологический инструментарий и ресурсную базу. Сформулированы рекомендации по совершенствованию научно-образовательной политики и организации конференций, включая развитие гибридных форматов, гендерное равенство, экологическую устойчивость и критическую рефлексию в научных практиках.
Список литературы
1. Бермус, А. Г., Валеева, Р. А., Баклашова, Т. А. Трансформация поля исследований и инноваций в сфере педагогического образования (По итогам IX Международного форума по педагогическому образованию) // Образование и саморазвитие. – 2023. – Т. 18. – № 3. – С. 10–37. – DOI: 10.26907/esd.18.3.02
2. Бурдье, П. Практический смысл. – СПб.: Алетейя, 2001. – 562 с.
3. Горохов, В. Г. Наука и научное образование в обществе XXI века (о мифах научно-образовательной политики) // Высшее образование в России. – 2015. – № 4. – С. 117–127.
4. Дудко, С. А. Методологическое обеспечение и организация междисциплинарных исследований в сфере образования в современной Франции // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – № 4 (41). – С. 85–101.
5. Елканова, Т. М., Сергеева, Л. В. Конференц-анализ как вид междисциплинарной технологии обучения // Образовательный вестник «Сознание». – 2020. – Т. 22. – № 7. – С. 9–14. – DOI: 10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-7-9-14
6. Комарова, Т. В. Государственная политика РФ в сфере образования: тенденции и проблемы // Экономическая наука современной России. – 2017. – № 4 (79). – С. 118–126.
7. Минюрова, С. А. Проектная деятельность как механизм устойчивого развития педагогического вуза // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 12. – С. 34–41.
8. Мирошникова, О. Х. Конференционная деятельность как условие профессионального роста педагога-лингвиста в инновационном университете // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2013. – № 3. – С. 88–93.
9. Мокий, В. С., Лукьянова, Т. А. Трансдисциплинарность: стереотипы, подходы и направления // Universum: общественные науки. – 2021. – № 3 (72). – C. 7–19. – DOI: 10.32743/UniSoc.2021.72-3.7-19
10. Навальный, С. В. Государственная научно-образовательная политика: новые реалии // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. – 2020. – № 2 (16). – С. 113–122. – DOI: 10.36718/2500-1825-2020-2-113-122
11. Осмоловская, И. М. Методологические аспекты междисциплинарных исследований в образовании // Ценности и смыслы. – 2023. – № 4 (86). – С. 28–40. – DOI: 10.24412/2071-6427-2023-4-28-40
12. Петрук, Г. В., Шашло, Н. В. Инструменты решения приоритетных задач национального проекта «наука»: практика университетов. Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета. – 2019. – № 11 (3). – С. 177–189. – DOI: 10.24866/VVSU/2073-3984/2019-3/177-189
13. Сальман Чиад, Ч. И. К вопросу о научном дискурсе и его особенностях // Преподаватель XXI век. – 2022. – № 2 (2). – С. 421–432. – DOI: 10.31862/2073-9613-2022-2-421-432
14. Сдобняков, В. В. Научно-инновационная политика педагогического университета в контексте идеи национально-ориентированного образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 79-2. – С. 354–357.
15. Фридман, М. Ф. Глобальная научно-образовательная политика новой культурно-исторической // Концепт: философия, религия, культура. – 2019. – № 4. – С. 54–65. – DOI: 10.24833/2541-8831-2019-4-12-54-65
16. Apiolo, M., López-Pernas, S., Saqr, M., Pears, A., Daniels, M., Malmi, L., Tedre, M. From a national meeting to an international conference: A scientometric case study of a Finnish computing education conference // IEEE Access. – 2022. – Vol. 10. – Pp. 1–13. – DOI: 10.1109/ACCESS.2022.3184718
17. Corneyllie, A., Walters, T., Dubarry, A.-S., He, X., Hinault, Th., Ković, V., Medani, T., Pascarella, A., Pinet, S., Ruzzoli, M., Schaworonkow, N., Šoškić, A., Stekić, K., Tsilimparis, K., Ulloa, J. L., Wang, R., Chaumon, M. Doing conferences differently: A decentralised multi-hub approach for ecological and social sustainability // PLOS Sustainability and Transformation. – 2025. – Vol. 4. – No. 6. – e0000177. – DOI: 10.1371/journal.pstr.0000177
18. Fischer, S. D., Hamerski, B., Pereira, C. D., Secchi, L. On the deliberative process: An analysis of the 13<sup>th</sup> state conference on social assistance in Santa Catarina, Brazil // Administração Pública e Gestão Social. – 2025. – Vol. 17. – No. 1. – e18131. – DOI: 10.21118/apgs.v17i1.18131
19. Génois, M., Zens, M., Oliveira, M., Lechner, C. M., Schaible, J., Strohmaier, M. Combining sensors and surveys to study social interactions: A case of four science conferences // Personality Science. – 2023. – Vol. 4. – No. 1. – 9957. – DOI: 10.5964/ps.9957
20. Kapoor, L. N., Ruzickova, N., Živadinović, P., Leitner, V., Sisak, M. A., Mweka, C., Dobbelaere, J., Katsaros, G., Schanda, P. Quantifying the carbon footprint of conference travel: The case of NMR meetings // Preprint. – 2025. – DOI: 10.5194/mr-2025-9
21. Kumar, M. Organizing a medical conference in India: Key lessons from a national conference experience // International Journal of Community Medicine and Public Health. – 2025. – Vol. 12. – No. 7. – Pp. 3407–3413. – DOI: 10.18203/2394-6040.ijcmph20252149
22. Liu, F., Wang, Ch. Y., Moriarty, W., Lu, F., Mir, U., Saffo, D., Chen, M., MacIntyre, B. SocialMiXR: Facilitating hybrid social interactions at conferences // Proceedings of the ACM on Human-Computer Interaction. – 2025. – Vol. 9. – No. 2. – Pp. 1–28. – DOI: 10.1145/3711069
23. Mendoza-Schettino, M. J., Navarrete-Limón, D. A., Bermeo-Escalona, J. R., Galindo-Reyes, E. L., Suárez-Franco, J. L., Ortiz-Magdaleno, M., Cerda-Cristerna, A. de los A., Cerda-Cristerna, B. Underrepresentation of female speakers at online and in-person dentistry conferences // Women's Studies International Forum – 2025. – Nо. 112. – 103116. – DOI: 10.1016/j.wsif.2025.103116
24. Miller, G. A. The magical number seven, plus or minus two: Some limits on our capacity for processing information // Psychological Review. – 1956. – Vol. 63. – No. 2. – Pp. 81– 97. – DOI: 10.1037/h0043158
25. Ortiz, R., Ahmed, S., Salas, P., Eisty, N. U. Analyzing social media engagement of computer science conferences // arXiv preprint. – 2025. – DOI: 10.48550/arXiv.2503.01038
26. Schaeffer, R., Kazdan, J., Denisov-Blanch, Y., Miranda, B., Gerstgrasser, M., Zhang, S., Haupt, A., Gupta, I., Obbad, E., Dodge J., Forde, J. Z. Orabona, F., Koyejo, S., Donoho, D. Position: Machine learning conferences should establish a "Refutations and critiques" track // arXiv preprint. – 2025. – DOI: 10.48550/arXiv.2506.19882
27. Servitje, L., McAndrew, Th. Ch., Bachynski, K., Cronin, Ch., Lincoln, M., Marsh, J. K., Simon, A., Kaganov, L., Erickson, B. Can a conference be epidemiologically conscious? A pilot study of implementing COVID-19 mitigation measures at an in-person conference // medRxiv preprint. – 2025. – DOI: 10.1101/2025.06.30.25328802
28. Sharma, K., Khurana, P. Assessing research impact in Indian conference proceedings: Insights from collaboration and citations // Journal of Data Science, Informetrics and Citation Studies. – 2025. – Vol. 4. – No. 1. – Pp. 27–35. – DOI: 10.5530/jcitation.20250146
29. Sidik, D. F. Empowering teachers: Merdeka Belajar implementation insights from education conference – A qualitative study // Indonesian Journal of Education and Social Studies (IJESS). – 2022. – Vol. 1. – No. 2. – Pp. 75–87. – DOI: 10.33650/ijess.v1i2.7216
30. Warner, L. M., Green, J., Teran-Escobar, C. The greenhouse gas emissions of psychological conferences and what we can do about it // OSF Preprints. – 2025. – DOI: 10.31234/osf.io/p4zfm_v1 on OSF Preprints
Рецензия
Для цитирования:
Бермус А.Г. Аналитика результатов форума IFTE в контексте трансформации педагогического образования. Образование и саморазвитие. 2025;20(3):110-126. https://doi.org/10.26907/esd.20.3.09. EDN: SIUXRR
For citation:
Bermous A. Analysis of the results of the IFTE forum in the context of the transformation of teacher education. Education and Self-Development. 2025;20(3):110-126. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.3.09. EDN: SIUXRR