Традиционная педагогическая культура в современном мире: гуманистический феномен татарской семьи
https://doi.org/10.26907/esd.19.1.10
EDN: QPCWAC
Аннотация
В статье актуализирована проблема социокультурной и этнической идентичности татарского народа и необходимости сохранения традиций татарской семьи. Авторы предлагают обсудить практические аспекты развития этнических особенностей, основные направления повышения их значимости в общественном сознании, укрепления этнических позиций в жизни человека. Анализ литературы по проблемам этнической идентичности показывает, что естественное стремление народа поддержать и сохранить собственную самобытность определяет необходимость акцентировать внимание на неповторимости и уникальности социальных и гуманистических практик этнокультуры, на формах осмысления принадлежности к своему этносу, т. е. на проявлениях национального сознания и этнической общности.
Цель исследования заключалась в изучении и раскрытии диалектики динамичного развития основных направлений традиционной национальной культуры татарского народа. В современных условиях активных цифровых трансформаций общества, с помощью методов структурированного анализа, решается задача показать творческие практики воспитания детей и подростков на основе бережного отношения к национальной культуре и педагогическому опыту, представленному в семейных традициях и обрядах, в праздниках, играх и фольклоре. В интерпретации результатов исследования обобщен опыт этнической системы воспитания в татарской семье и отражены ее особенности и социокультурные гуманистические функции; показаны сущностные характеристики гуманизации воспитания в татарском этносе, передающие феноменологию традиционной педагогической культуры в условиях цифровизации; отражены результативные формы информационного обмена между образовательным учреждением и семьей в ее этнопедагогическом пространстве.
Об авторах
В. Г. ЗакироваРоссия
Казань
В. К. Власова
Россия
Казань
Список литературы
1. Асадуллин, Р. М., Фролов, О. В. Кризис педагогической культуры и некоторые задачи совре- менной педагогической мысли // Образование и наука. – 2017. – Т. 19. – № 2. – С. 9–31. – DOI:10.17853/1994-5639-2017-2-9-31
2. Бауман, З. Текучая современность. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 238 с.
3. Бенин, В. Л. Культура. Образование. Толерантность: монография. – Уфа: БГПУ , 2011. – 192 с.
4. Бондаревская, Е. В., Кульневич, С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и си- стемах воспитания. – Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. – 560 с.
5. Волков, Г. Н. Этнопедагогика. – М.: Академия, 1999. – 168 с.
6. Ерофеева, А. Г. Целостная педагогическая система К. Д. Ушинского: историко-педагогиче- ский анализ // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Современный колледж». – 2023. – №1(5). – С. 50–57. – DOI:10.25688/2782-6597.2023.5.5
7. Закирова, В. Г. Традиционная педагогическая культура татарской семьи: дисс. д-ра пед. наук. – Казань, 2002. – 351 с.
8. Кампанелла, Т. Город солнца / Перевод с латинского и комментарии Ф. А. Петровского; Пе- ревод приложений М.Л. Абрамсон. – Москва: Издательство Академии наук СССР, 1954. – 228 с.
9. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: перевод с англий- ского. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 606 с.
10. Кирилова, Г. И., Власова, В. К. Метадинамика функционирования информационной обра- зовательной среды профессиональной школы // Образование и саморазвитие. – 2014. – № 2(40). – С. 92–97.
11. Кирьякова, А. В. Аксиология образования: ориентация личности в мире ценностей. – М.: Дом педагогики, 2009. – 318 с.
12. Лопатина, Н. В. Культура и семья: взаимодействие социальных институтов в условиях информатизации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 2(46). – C. 47–52.
13. Лосев, А. Ф., Тахо-Годи, А. А. Платон; Аристотель. – М.: Молодая гвардия, 1993. – 383 с.
14. Макаренко, А. С. Сочинения: в 7 томах: Т. 1. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. – 783 с.
15. Мор, Т. Утопия / Перевод с латинского Ю.М. Каган. – М.: Наука, 1978. – 415 с.
16. Нигматов, З. Г. Культурная составляющая педагогического образования // Интеграция обра- зования. – 2003. – № 1. – С. 110–112.
17. Овчинникова, Е. В. Реализация принципа народности в системе развивающего обучения К. Д. Ушинского // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2018. – № 4. – С. 136–142.
18. Пиотровский, П. П. Мой Эрмитаж. – СПб.: Арка, 2014. – 381 с.
19. Попова, Г. С. Педагогическая культура традиционного социума // Теория и практика обще- ственного развития. – 2012. – № 7. – С. 158–163.
20. Ротенберг, В. А., Кларин, В. М. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т.: Т. 2: М–Я. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. –– С. 142–143.
21. Скрябина, Т. О. Педагогический анализ основных компонентов системы И.Ф. Гербарта // Гуманитарные исследования. – 2019. – № 1 (22). – С. 130–133.
22. Соколова, Л. Б. Становление культуры педагогической деятельности учителя: монография. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. – 352 с.
23. Тарасова, Н. В., Пастухова, И. П., Чигрина, С. Г. Некоторые аспекты методической поддер- жки учителей в условиях цифровизации общего образования // Перспективы науки и об- разования. – 2021. – Т. 53. – № 5. – С. 481–494. – DOI:10.32744/PSE.2021.5.33
24. Тукай, Г. Избранное: В 2 т.: пер. с тат.; Т. 1: Стихотворения и поэмы. – Казань: Таткнигои- здат, – 1960. – 343 с.
25. Ханбиков, Я. И. Из истории педагогической мысли татарского народа. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1967. – 232 с.
26. Харисова, Л. А. Педагогический потенциал ислама. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - PC», 2008. – 352 с.
27. Чапаев, Н. К. Э. Фромм и компетентностный подход: в поисках философии образования целостного человека XXI века // Образование в регионах России: научные основы раз- вития и инноваций: материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции / Российский государственный профессионально-педагогический университет. – Екате- ринбург: РГППУ, 2009. – Ч. 1. – С. 12–14.
28. Чапкова, Д. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1: А–М. – М.: Большая россий- ская энциклопедия, 1993.
29. Чеботарева, И. В. Духовно-нравственные основы профессиональной модели поведения пе- дагога // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. – 2016. – Т. 22. – № 4. – С. 320–322.
30. Чошанов, М. А. Инженерия дистанционного обучения. – М.: Лаборатория знаний, 2021. – 304 с.
31. Шарафутдинов, Д. Р. Сабантуй – праздник труда. – Казань: Татарское книжное издательство, 1987. – 133 c.
32. Шарафутдинов, З. Т. Педагогическое пространство татарского народа. – Казань: КГПУ, 2000. – 180 с.
33. Betancourt-Odio, M. A., Sartor-Harada, A., Ulloa-Guerra, O., Azevedo-Gomes, J. Self-perceptions on digital competences for M-learning and education sustainability: A study with teachers from different countries // Sustainability. – 2021. – Vol. 13. – No. 1: 343. – P. 1–12. – DOI:10.3390/su13010343
34. Kroeber, A. L., Kluckhohn, С. Culture: a critical review of concepts and definitions. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1952. – 134 p.
35. Masalimova, A. R, Luchinina, A. O., Ulengov, R. A. Technological education as a means of developing students: health culture // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – Vol. 11. – No. 5. – P. 623–632. – DOI:10.12973/ijese.2016.335a
36. Vlasova, V. K., Kirilova, G. I., Masalimova, A. R. Information and logistic foundations of pedagogical education design and content education // Review of European Studies. – 2015. – Vol. 7. – No. 4. – P. 54–58. – DOI:10.5539/res.v7n4p54
37. Zabolotska, O., Zhyliak, N., Hevchuk, N., Petrenko, N., Alieko, O. Digital competencies of teachers in the transformation of the educational environment // Journal of Optimization in Industrial Engineering. – 2021. – Vol.14. – P. 43–50. – DOI:10.22094/JOIE.2020.677813
38. Zavodchikov, D .P., Sharov, A. A., Tolstykh, A. A., Kholopova, E. S., Krivtsov, A. I. Particular Features of Interrelation of Motivation, Values and Sense of Life’s Meaning as Subjective Factors of Individualizing Trajectory in the System of Continuous Education // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – Vol. 11. – No. 15. – Р. 8252–8268.
39. Zotova, A. S., Mantulenko, V. V., Kraskova, N. I., Kislov, A. G., Rowland, Z. New Values as the Basis for Innovation // International Journal of Economic Perspectives. – 2016. – Vol. 10. – No. 3. – P. 94–100.
Рецензия
Для цитирования:
Закирова В.Г., Власова В.К. Традиционная педагогическая культура в современном мире: гуманистический феномен татарской семьи. Образование и саморазвитие. 2024;19(1):128-142. https://doi.org/10.26907/esd.19.1.10. EDN: QPCWAC
For citation:
Zakirova V., Vlasova V. Traditional Pedagogical Culture: A Humanist Phenomenon of the Tatar Family. Education and Self-Development. 2024;19(1):128-142. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.1.10. EDN: QPCWAC