Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Методика развития цифровой компетентности педагогов-тьюторов средствами иммерсивного электронного учебно-методического комплекса

https://doi.org/10.26907/esd.20.3.15

EDN: ZCCFPS

Аннотация

   В условиях цифровой трансформации образования особую значимость приобретает развитие соответствующей компетентности педагогов, сопровождающих индивидуальные образовательные маршруты. В статье описана авторская методика развития цифровой компетентности, используемая в подготовке студентов педагогического профиля, осваивающих профессию тьютора. Методика основана на использовании иммерсивного электронного учебно-методического комплекса (ИЭУМК). Её результативность подтверждена педагогическим экспериментом на базе Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета. Ведущим методом исследования выступал формирующий педагогический эксперимент, включавший конструирование ИЭУМК, его включение в образовательный процесс и последующую диагностику изменений в уровнях цифровой компетентности. Для оценки результатов применялись валидизированные диагностические методики по каждому из пяти компонентов цифровой компетентности: когнитивному, инструментально-деятельностному, коммуникативному, ценностно-мотивационному и рефлексивно-оценочному. Результаты исследования свидетельствуют о статистически значимом росте показателей цифровой компетентности в экспериментальной группе.

   Научная новизна заключается в разработке и апробации ИЭУМК, адаптированного под специфику тьюторской деятельности.

   Практическая значимость определяется возможностью интеграции предложенной методики в программы подготовки педагогических кадров.

Об авторах

Д. П. Солдатов
Сибирский федеральный университет
Россия

Дмитрий П. Солдатов

Красноярск



О. Г. Смолянинова
Сибирский федеральный университет
Россия

Ольга Г. Смолянинова

Красноярск



Список литературы

1. Асадуллин, Р. М., Дорофеев, А. В., Левина, И. Р. Диагностика цифровых компетенций педагога // Педагогика и просвещение. – 2022. – № 1. – С. 1–17. – DOI: 10.7256/2454-0676.2022.1.37153

2. Бадмаева, Н. Ц. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) // Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей : монография. – Улан-Удэ, 2004. – С. 151–154.

3. Безызвестных, Е. А. Электронный портфолио как средство формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов-тьюторов : автореферат диссертации … кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Безызвестных Екатерина Анатольевна; [Место защиты: ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»]. – Красноярск, 2019. – 24 с. – URL: https://research.sfu-kras.ru/sites/research.sfu-kras.ru/files/Avtoreferat_Bezyzvestnyh.pdf (дата обращения: 13. 08. 2025).

4. Безызвестных, Е. А., Смолянинова, О. Г. Оценивание образовательных результатов студентов - будущих тьюторов в системе непрерывного образования на основе смешанной модели обучения: опыт Сибирского федерального университета // Преподаватель XXI век. – 2017. – № 1-1. – С. 135–148.

5. Бороненко, Т. А., Федотова, В. С. Исследование цифровой компетентности педагогов в условиях цифровизации образовательной среды школы // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2021. – Т. 27. – № 1. – С. 51–61. – DOI: 10.18287/2542-0445-2021-27-1-51-61

6. Бочарова, Ю. Ю., Ломаско, П. С., Симонова, А. Л. Модель реализации подготовки учителей-наставников и студентов-интернов в сфере цифровых педагогических компетенций // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2018. – Т. 45. – № 3. – С. 6–19. – DOI: 10.25146/1995-0861-2018-45-3-70

7. Гамидов, Л. Ш., Жамборов, А. А., Эстоева, Д. Г. Внедрение цифровых информационных технологий в профессиональную деятельность педагога // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 2 (81). – С. 30–32. – DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00192

8. Гильбух, Ю. З. Тест-опросник коммуникативных умений. – Киев: НПЦ Перспектива, 1995. – 9 с.

9. Гриншкун, В. В., Заславский, А. А. Отечественный и зарубежный опыт организации образовательного процесса на основе построения индивидуальных образовательных траекторий // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. – 2020. – № 1 (51). – С. 8–15. – DOI: 10.25688/2072-9014.2020.51.1.01

10. Гущина, О. М., Михеева, О. П. Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров // Образование и наука. – 2017. – Т. 19. – № 7. – С. 119–136. – DOI: 10.17853/1994-5639-2017-7-119-136

11. Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – № 5 – С. 45–57.

12. Компаниец, А. А. О необходимости формирования цифровой компетентности у современного педагога как субъекта цифрового образовательного пространства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2021. – Т. 13. – № 2. – С. 120–129. – DOI: 10.24866/VVSU/2073-3984/2021-2/120-129

13. Круподёрова, К. Р., Гордеева, Е. А., Пичужкина, Д. Ю. Роль МООК в освоении сквозных цифровых технологий будущими учителями // Педагогический вестник. – 2022. – № 24. – С. 50–52.

14. Медведева, О. А. Цифровые технологии в профессиональном развитии педагога // Альманах Крым. – 2024. – № 42. – С. 47–52.

15. Михайлова, В. Е., Гам, А. В. Разработка электронных учебно-методических комплексов в организации профессионального образования // Наука и практика в образовании : электронный научный журнал. – 2023. – Т. 4. – № 5. – С. 180–186. – DOI: 10.54158/27132838_2023_4_5_180

16. Полянская, Е. Н., Полянский, А. И., Бгуашева, З. К. Организация индивидуальных образовательных траекторий в цифровой среде // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 81-1. – С. 153–155.

17. Пучковская, Т. О. Компетенции педагога в контексте глобальных тенденций цифровой трансформации процессов в системе образования // Педагогика информатики. – 2020. – № 3. – С. 1–15.

18. Семенихин, В. В., Семенихина, С. Ф., Утебаев, И. С., Кукенов, Ж. Ключевые компетенции педагога в эпоху цифровизации образования // Вестник Карагандинского университета. Серия: Педагогика. – 2023. – № 4 (112). – С. 35–48. – DOI: 10.31489/2023ped4/35-48

19. Смолянинова, О. Г., Иманова, О. А., Безызвестных, Е. А. Практики использования дистанционных образовательных технологий при подготовке будущих педагогов-тьюторов: опыт Сибирского федерального университета // Информатика и образование. – 2018. – № 2. – С. 3–8.

20. Солдатова, Г. У., Нестик, Т. А., Рассказова, Е. И., Зотова, Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. – М.: Фонд Развития Интернет, 2013. – 144 с.

21. Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 2 (22). – С. 50–60. – DOI: 10.11621/npj.2016.0205

22. Buragohain, D., Deng, C., Sharma, A., Chaudhary, S. The Impact of Immersive Learning on Teacher Effectiveness: A Systematic Study // IEEE Access. – 2024. – Vol. 12. – Pp. 35924–35933. – DOI: 10.1109/ACCESS.2024.3373541

23. Cabero-Almenara, J., Gutiérrez-Castillo, J., Barroso-Osuna, J., Rodríguez-Palacios, A. Digital Teaching Competence According to the DigCompEdu Framework. Comparative Study in Different Latin American Universities // Journal of New Approaches in Educational Research. – 2023. – Vol. 12. – No. 2. – Pp. 276–291. – DOI: 10.7821/naer.2023.7.1452

24. Cabrera-Duffaut, A., Pinto-Llorente, A. M., Iglesias-Rodríguez, A. Immersive learning platforms: analyzing virtual reality contribution to competence development in higher education – a systematic literature review // Frontiers in Education. – 2024. – Vol. 9. – 1391560. – DOI: 10.3389/feduc.2024.1391560

25. Castaño Muñoz, J., Vuorikari, R., Costa, P., Hippe, R., Kampylis, P. Teacher collaboration and students’ digital competence – evidence from the SELFIE tool // European Journal of Teacher Education. – 2021. – Vol. 46. – No. 3. – Pp. 476–497. – DOI: 10.1080/02619768.2021.1938535

26. Golovanova, I. I., Gorskaya, T. Yu. Digital Transformation: Increasing the Involvement of International Students in their Studies // Education and Self Development. – 2025. – Vol. 20. – No. 2. – Pp. 141–157. – DOI: 10.26907/esd.20.2.11

27. Kampylis, P., Punie, Y., Devine, J. Promoting Effective Digital-Age Learning – A European Framework for Digitally-Competent Educational Organisations. – European Union, 2015. – 77 p. – DOI: 10.2791/54070

28. Redecker, C. European Framework for the Digital Competence of Educators: DigCompEdu. – Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. – 95 p. – DOI: 10.2760/159770

29. Seyferth-Zapf, C., Bärnreuther, C., Stephan, M., Ehmann, M., Seyferth-Zapf, M. SELFIEfor(STUDENT)TEACHERS? A Mixed-Methods Study on the Suitability and Validity of the Self-Reflection Tool for Student Teachers // The European Educational Researcher. – 2024. – Vol. 7. – No. 3. – Pp. 7–33. – DOI: 10.31757/euer.732


Рецензия

Для цитирования:


Солдатов Д.П., Смолянинова О.Г. Методика развития цифровой компетентности педагогов-тьюторов средствами иммерсивного электронного учебно-методического комплекса. Образование и саморазвитие. 2025;20(3):208-226. https://doi.org/10.26907/esd.20.3.15. EDN: ZCCFPS

For citation:


Soldatov D., Smolyaninova O. The Methodology for Developing Digital Competence of Tutor-Teachers through an Immersive Electronic Educational and Methodological Complex. Education and Self-Development. 2025;20(3):208-226. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.3.15. EDN: ZCCFPS

Просмотров: 29


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)