Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Реджио-подход и подготовка учителей во время пандемии COVID-19

https://doi.org/10.26907/esd.20.3.07

EDN: RBTRNK

Аннотация

   Пандемия COVID-19, начавшаяся в Бразилии в 2020 году, вызвала изменения в процессе преподавания и обучения, стала причиной социальной изоляции, перенесла школьное обучение в дома обучающихся. Цифровые навыки учителей и их профессиональная подготовка также претерпели изменения в период дистанционного обучения. Всё вышеуказанное определяет исследовательский вопрос: каким образом цифровые технологии помогли педагогам адаптироваться к условиям пандемии и сохранить ведущую роль ребенка в обучении? Для ответа на этот вопрос был проведен библиографический обзор по проблемам использования реджио-подхода и других педагогических практик в период пандемии, по вопросам подготовки учителей и дошкольного образования.

   Цель исследования – выявить, как во время пандемии проходило непрерывное образование педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях Бразилии и использующих в практике реджио-подход.

   Актуальность темы заключается во всестороннем анализе подготовки педагогов, ориентированных на реджио-подход и работающих в образовательных организациях в условиях пандемии.

   Данная работа содержит как библиографический анализ, так и полевое исследование с использованием полуструктурированных интервью, где в качестве испытуемых выступили педагоги и администрация образовательных организаций. Методом анализа данных выступил контент-анализ. В ходе исследования была выявлена роль в педагогической практике и стратегии цифровых технологий, применявшихся бразильскими образовательными учреждениями для организации труда педагогов в условиях пандемии. Установлено, как различные приложения и платформы использовались для коммуникации, взаимодействия и минимизации физической дистанции между участниками образовательного процесса, насколько они способствовали медиаобразованию педагогов и обучающихся, как влияли на членов их семей.

Об авторах

А. Роше
Университет Сорокаба
Бразилия

Алексия Роше

Сорокаба



М. Альзира де Алмейда Пимента
Университет Сорокаба
Бразилия

Мария Альзира де Алмейда Пимента

Сорокаба



Список литературы

1. Bardin, L. (2016). Análise de conteúdo [Content Analysis]. Edições 70.

2. Brasil. Ministério da Educação. (2018). Base Nacional Comum Curricular. Brasília. https://basenacionalcomum.mec.gov.br/a-base

3. CNE/CEB. (2020). Parecer nº 5, de 28 de abril de 2020. Reorganização do Calendário Escolar e possibilidade de cômputo de atividades não presenciais para fins de cumprimento da carga horária mínima anual, em razão da Pandemia da COVID-19. Brasília: MEC/CNE. https://www.gov.br/mec/pt-br/cne/parecer-cp-2020

4. Costa, P. S. (2019). A arte como expressão da criança na abordagem Reggio Emilia de Educação da Infância [Art as expression of the child in the Reggio Emilia approach to Childhood Education]. Universidade Federal de São Carlos, Sorocaba.

5. David, P. B., Marçal, E., Viana, W., & Leite Mendes, D. L. L. (2021). Ensino Remoto Emergencial na Educação Infantil: Experiência em Escolas Privadas [Emergency Remote Teaching in Early Childhood Education: Experience in Private Schools]. Estudos em Avaliação Educacional, 32, 1–26. doi: 10.18222/eae.v32.8335

6. Edwards, C., Gandini, L., & Forman, G. (Eds.). (2011). The Hundred Languages of Children: The Reggio Emilia Experience in Transformation. Praeger.

7. Fusari, J. C. (1997). Formação contínua de educadores: um estudo de representações de coordenadores pedagógicos da Secretaria Municipal de Educação de São Paulo (SMESP) (Tese (Doutorado). Universidade de São Paulo. https://repositorio.usp.br/item/000926750

8. García, A. (2021). Outra educação é possível: uma introdução às pedagogias alternativas. [Another education is possible: An introduction to alternative pedagogies]. Pedro e João Editores.

9. Garrido, E. (2000). Espaço de formação continuada para o professor-coordenador [Continuing education space for the teacher-coordinator]. In E. B. G. Bruno, L. R. Almeida, & L. H. S. Christov (Eds.), O coordenador pedagógico e a formação docente ( pp. 9–16). Edições Loyola.

10. Guimarães, C. S. C., Mattos, M. M. M., & Basílio, P. M. (2021). Educação Infantil em Tempos de Pandemia: Em busca das borboletas [Early Childhood Education in Times of Pandemic: In search of butterflies]. Revista Práticas em Educação Infantil, 5(6), 1–13.

11. Imbernón, F. (2010). Formação continuada de professores [Continuing teacher education]. Artmed.

12. Inan, H. Z. (2021). Challenges of Distance/Online and Face-to-Face Education in the New Normal: Experiences of Reggio Emilia-Inspired Early Childhood Educators in Turkey. Pedagogical Research, 6(1), em0086. doi: 10.29333/pr/9304

13. Koca, A., & Balkan, S. A. (2022). Küresel Salgın Koşullarında Mekânsal Düzenlemeler: Reggio Emilia Okulları Üzerinden Geliştirilen Bir Öneri [Spatial Arrangements in the Conditions of a Pandemic: A Proposal Developed over Reggio Emilia Schools]. Afyon Kocatepe Üniversitesi Sosyal Bilimler Dergisi, 24(1), 290–308. doi: 10.32709/akusosbil.819554

14. Malaguzzi, L. (2011). History ideias and basic principles. In C. Edwards, L. Gandini, & G. Forman (Eds.), The hundred languages of children: The Reggio Emilia experience in transformation (pp. 57–98). Praeger.

15. Marafon, D., & Menezes, A. C. (2017). A abordagem de Reggio Emilia para aprendizagem na educação infantil [The Reggio Emilia approach to learning in early childhood education]. In XIII Congresso Nacional de Educação (EDUCERE), 5987–6006.

16. Peraça, R. R., & Côrrea, S. M. (2021). Práticas atelieristas: aliando arte e natureza na educação infantil em tempos de pandemia [Atelierist practices: Combining art and nature in early childhood education during the pandemic]. Universidade Estadual do Rio Grande do Sul, Bagé.

17. Piaget, J. (1975). A formação do símbolo na criança: imitação, jogo e sonho, imagem e representação [The formation of the symbol in the child: imitation, play and dream, image and representation]. Zahar.

18. Rinaldi, C. (2021). Diálogos com Reggio Emilia: escutar, investigar e aprender [Dialogues with Reggio Emilia: listen, investigate and learn]. Paz e Terra.

19. Souza, M. A. (2016). Sobre o Conceito de Prática Pedagógica [On the concept of pedagogical practice]. In Ferreira, A. G.; Vechia, A.; Nadal, B. G.; Viana, I.; Souza, M. A.; Rosa, M. A.; Silva, M. C. B.; Garrido, S. (Eds.), Práticas Pedagógicas e Elementos Articuladores (pp. 38–65.). Universidade Tuiuti do Paraná.

20. Vieira, N. F. S., & Silva, M. R. P. da. (2021). Como nó e nós: a documentação pedagógica na creche no contexto da pandemia da COVID-19 em 2020 [As a knot and us: pedagogical documentation in daycare in the context of the COVID-19 pandemic in 2020]. Holos, 3, 1–13. doi: 10.15628/holos.2021.11628


Рецензия

Для цитирования:


Роше А., Альзира де Алмейда Пимента М. Реджио-подход и подготовка учителей во время пандемии COVID-19. Образование и саморазвитие. 2025;20(3):86-96. https://doi.org/10.26907/esd.20.3.07. EDN: RBTRNK

For citation:


Roche A., Alzira de Almeida Pimenta M. The Reggio Emilia Approach and Teacher Training During the COVID-19 Pandemic. Education and Self-Development. 2025;20(3):86-96. https://doi.org/10.26907/esd.20.3.07. EDN: RBTRNK

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)