Будущие преобразования в педагогическом образовании Сербии: три точки зрения
https://doi.org/10.26907/esd.20.3.06
EDN: NOIYGR
Аннотация
Инвестиции в человеческий капитал становятся все более важными для экономического роста любой страны. В связи с этим учитель – это ещё и реформатор, поскольку он непосредственно влияет на формирование молодых людей как будущих специалистов. Однако, в отличие от технологических и социальных изменений, трансформации в сфере образования происходят медленно. При этом их необходимо оценивать с точки зрения инициаторов (высшее учебное заведение – вуз), сотрудников (учителя-наставники в образовательной организации) и потребителей (студенты – будущие учителя).
Цель данного исследования – рассмотреть направления будущих преобразований педагогического образования в Сербии с этих трех позиций.
Всего в исследовании приняли участие 32 респондента: 10 преподавателей вузов, 9 учителей-наставников и 13 будущих и начинающих учителей, находящихся под руководством наставников. Для получения результатов была использована анкета, состоящая из 10 вопросов. Респонденты выделили такие проблемы в существующей системе подготовки будущих учителей: недостаточная мотивация к профессии учителя, отсутствие четкой образовательной стратегии на предстоящий период, низкий социальный статус педагога.
Ключевая область, которую необходимо преобразовать в следующем десятилетии, – повышение компетентности молодых учителей, что обусловлено усложнением работы в современной
школе.
При этом, по мнению респондентов, деятельность учителя не должна подвергаться кардинальной, полной трансформации, но необходимо уделять больше внимания конкретным требованиям современного общества. То есть прежде всего следует сконцентрироваться на личностно-ориентированном подходе в обучении, на инклюзивном образовании, обогащенном современными технологиями, на междисциплинарности. Исследование выявило ряд проблем, которые следует решить, прежде чем менять систему образования будущих учителей: недостаточные инвестиции в образовательную инфраструктуру, расхождения в учебных планах, медлительность в следовании современным тенденциям и инновациям. В силу этого первым шагом по преобразованию системы должно стать утверждение профессиональных стандартов и квалификационных норм, учитывающих эмпирические результаты всех предыдущих реформ в образовании. Такая основа позволит воспользоваться инерцией системы, но при этом регулярно вносить изменения и совершенствовать подготовку учителей к работе в постоянно меняющихся условиях современного мира.
Ключевые слова
Список литературы
1. Adams, C., Pente, P., Lemermeyer, G., & Rockwell, G. (2023). Ethical principles for artificial intelligence in K-12 education. Computers and Education: Artificial Intelligence, 4, 100131. doi: 10.1016/j.caeai.2023.100131
2. Angeli, C. (2005). Transforming a teacher education method course through technology: Effects on preservice teachers’ technology competency. Computers & Education, 45(4), 383–398. doi: 10.1016/j.compedu.2004.06.002
3. Archambault, L., Wetzel, K., Foulger, T. S., & Kim Williams, M. (2010). Professional development 2.0: Transforming teacher education pedagogy with 21<sup>st</sup> century tools. Journal of Digital Learning in Teacher Education, 27(1), 4–11. doi: 10.1080/21532974.2010.10784651
4. Avramović, Z. (2010). Srpsko obrazovanje – trčanje u mestu [Serbian education - running in place]. In D. Matijavić (Ed.), Obrazovanje u Srbiji danas (pp. 17–37). Unija sindikata prosvetnih radnika Srbije.
5. Baklashova, T. A., & Kazakov, A. V. (2016). Challenges of international students' adjustment to a higher education institution. International Journal of Environmental and Science Education, 11(8), 1821–1832. doi: 10.12973/ijese.2016.557a
6. Basten, C. (1997). A feminised profession: women in the teaching profession. Educational Studies, 23(1), 55–62. doi: 10.1080/0305569970230104
7. Darling-Hammond, L. (2009). Teaching and educational transformation. In A. Hargreaves, A. Lieberman, M. Fullan, & D. Hopkins (Eds.), Second International Handbook of Educational Change (pp. 505–520). Springer International Handbooks of Education, vol. 23. Springer. doi: 10.1007/978-90-481-2660-6_30
8. Ertmer, P. (2003). Transforming teacher education: Visions and strategies. Educational technology research and development, 51(1), 124–128.
9. Gafurov, I., & Valeeva, R. (2021). Where next for Russian teacher education? In Teacher Education in Russia (pp. 177–192). Routledge. doi: 10.4324/9780429325281-11
10. Gajić, O., Španović, S., Lungulov, B., & Radulović, B. (2022). Teacher Education in the Republic of Serbia: Challenges, Possibilities, and Directions for Development. In The Palgrave Handbook of Teacher Education in Central and Eastern Europe (pp. 201–224). Springer International Publishing. doi: 10.1007/978-3-031-09515-3_9
11. Guàrdia, L., Clougher, D., Anderson, T., & Maina, M. (2021). IDEAS for Transforming Higher Education: An Overview of Ongoing Trends and Challenges. The International Review of Research in Open and Distributed Learning, 22(2), 166–184. doi: 10.19173/irrodl.v22i2.5206
12. Latypova, L., & Baklashova, T. (2024). Novice teacher's induction in Russia. In Continuous Teacher Education in Russia (pp. 139–151). Emerald Publishing Limited. doi: 10.1108/978-1-83753-852-220241007
13. Lenoir, Y. (2011). Toward a Transformation of Practices in Teacher Education. McGill Journal of Education / Revue des sciences de l'éducation de McGill, 46(1), 107–121. doi: 10.7202/1005672ar
14. Lund, A., & Eriksen, T. M. (2016). Teacher education as transformation: Some lessons learned from a center for excellence in education. Acta Didactica Norge, 10(2), 53–72.
15. Luo, J. (2024). A critical review of GenAI policies in higher education assessment: A call to reconsider the “originality” of students’ work. Assessment & Evaluation in Higher Education, 49(5), 651–664. doi: 10.1080/02602938.2024.2309963
16. Marković, D. Ž. (2004). Civilizacijske promene i obrazovanje [Civilizational changes and education]. Univerzitet u Prištini, Učiteljski fakultet u Prizrenu.
17. McNicholl, J., & Blake, A. (2013). Transforming teacher education, an activity theory analysis. Journal of Education for Teaching, 39(3), 281–300. doi: 10.1080/02607476.2013.799846
18. Mifsud, D. (2018). Professional identities in initial teacher education. The Narratives and Questions of Teacher Agency. Palgrave Macmillan. doi: 10.1007/978-3-319-76174-9
19. Ngao, A. I., Sang, G., & Kihwele, J. E. (2022). Understanding teacher educators’ perceptions and practices about ICT integration in teacher education program. Education Sciences, 12, 549. doi: 10.3390/educsci12080549
20. Ntim, S. (2017). Transforming teaching and learning for quality teacher education in Ghana: Perspectives from selected teacher trainees and stakeholders in teacher education. International Journal of Education, 9(3), 149–167. doi: 10.5296/ije.v9i3.11686
21. Pantić, N., & Čekić Marković, J. (2012). Nastavnici u Srbiji: stavovi o profesiji i reformama u obrazovanju [Teachers in Serbia: attitudes about profession and reforms in education]. In N. Pantić & J. Čekić Marković (Eds.), Nastavnici u Srbiji: stavovi o profesiji i reformama u obrazovanju (pp. 7–12). Centar za obrazovne politike.
22. Pesha, A. (2022). The development of digital competencies and digital literacy in the 21<sup>st</sup> century: A survey of studies. Education and Self Development, 17(1), 201–220. doi: 10.26907/esd.17.1.16
23. Porayska-Pomsta, K., Holmes, W., & Nemorin, S. (2023). The ethics of AI in education. In Handbook of artificial intelligence in education (pp. 571–604). Edward Elgar Publishing. doi: 10.4337/9781800375413.00038
24. Radulović, B., Jovanović, T., Gadušová, Z., Hašková, A., & Pavera, L. (2022). Mentor’s perception of the future science teacher’s teaching practice. Journal of Education Culture and Society, 13(1), 145–155. doi: 10.15503/jecs2022.1.145.155
25. Rao, C. (2024). Building a standards-based quality assurance system for teacher education in China: Retrospect and prospect. Education and Self Development, 19(3), 72–83. doi: 10.26907/esd.19.3.06
26. Revyakina, E. (2021). The modernisation of teacher education project: A case of vernacular globalisation. In Teacher Education in Russia (pp. 152–173). Routledge.
27. Schiff, D. (2022). Education for AI, not AI for education: The role of education and ethics in national AI policy strategies. International Journal of Artificial Intelligence in Education, 32, 527–563. doi: 10.1007/s40593-021-00270-2
28. Sedov, S. (2018). The determinants of the quality of higher education of teacher professional training. Education and Self Development, 13(1), 83–93. doi: 10.26907/esd13.1.09
29. Sibgatullina, T., Gabdrakhmanova, R. G., & Zinnatullina, G. F. (2020). Better Performance of Students: Education Conditions During Adaptation to the University. ARPHA Proceedings, 3, 2375–2386. doi: 10.3897/ap.2.e2375
30. Španović, S., & Vučković, Ž. (2017). Didaktičke kompetencije nastavnika u novoj paradigmi osnovnoškolske nastave [Didactic competences of teachers in the new paradigm of primary school teaching]. In N. Branković (Ed.), Izazovi vaspitanja i obrazovanja u 21. veku (pp. 11–23). Pedagoški fakultet.
31. Strategy of the Ministry of Education and Science of the Government of the Republic of Serbia. (2012). “Education Development Strategy in Serbia until 2020”. "Sl. glasnik RS", br. 107/2012. https://prosveta.gov.rs/wp-content/uploads/2015/08/strategija_obrazovanja_do_2020.pdf
32. Strategy of the Ministry of Education, Science and technological development of the Government of the Republic of Serbia. (2020). "Strategy for the development of education and upbringing in the Republic of Serbia until 2030". https://prosveta.gov.rs/wp-content/uploads/2021/09/Ex-post-analiza-strategija-obrazovanja-2020_0527-1.pdf
33. Šuvaković, U. (2019). Neki (društveni) aspekti obrazovanja u tranzicionoj Srbiji [Some (social) aspects of education in transition Serbia]. Sociološki pregled, LIII(3), 943–977. doi: 10.5937/socpreg53-23765
34. Tašner, V., Žveglič, M., & Čeplak, M. M. (2017). Gender in the teaching profession: University students' views of teaching as a career. Center for Educational Policy Studies Journal, 7(2), 47–69. doi: 10.26529/cepsj.169
35. Valeeva, R. A., & Gafurov, I. R. (2017). Initial teacher education in Russia: connecting theory, practice and research. European Journal of Teacher Education, 40(3), 342–360. doi: 10.1080/02619768.2017.1326480
36. Valeeva, R. A., Kalimullin, A., Baklashova, T., & Latypova, L. (2024). Linking theory and practice in training teachers: A Russian perspective. In Globalisation and Teacher Education in the BRICS Countries (pp. 85–101). Routledge.
37. Valeeva, R. A., Kalimullin, A. M., Baklashova, T. A., & Latypova, L. A. (2021). Novice teacher induction in Russia: management and mentoring. In J. Mena & A. Clarke (Eds.), Teacher Induction and Mentoring: Supporting Beginning Teachers (pp. 1–25), Palgrave Studies on Leadership and Learning in Teacher Education. Palgrave Macmillan. doi: 10.1007/978-3-030-79833-8_1
38. Valeeva, R., & Menter, I. (2021). Russian teacher education in the global context. In Teacher Education in Russia (pp. 193–209). Routledge.
Рецензия
Для цитирования:
Радулович Б. Будущие преобразования в педагогическом образовании Сербии: три точки зрения. Образование и саморазвитие. 2025;20(3):72-85. https://doi.org/10.26907/esd.20.3.06. EDN: NOIYGR
For citation:
Radulović B. Future Transformations in Teacher Education in Serbia from Three Different Angles. Education and Self-Development. 2025;20(3):72-85. https://doi.org/10.26907/esd.20.3.06. EDN: NOIYGR