Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Оптимизация образовательного сотрудничества стран БРИКС: перспектива теории симбиоза

https://doi.org/10.26907/esd.20.3.02

EDN: DUAKAU

Аннотация

   Являясь моделью партнерства южных стран, в том числе образовательного, объединение БРИКС инициировало новую парадигму сотрудничества. При этом увеличение количества стран в его составе предоставляет и новые возможности. Симбиотическое развитие сотрудничества в рамках БРИКС способствует взаимодополняемости образовательных ресурсов стран-участниц и росту их потенциала. Такое развитие имеет результатом воспроизводимую модель глобального образовательного сотрудничества Юг-Юг, вносит значительный вклад в создание более справедливой и инклюзивной международной системы управления образованием. В исследовании с позиции теории симбиоза анализируется структура образовательного сотрудничества в рамках БРИКС, исследуется его реальная конфигурация через призму четырех элементов: симбиотических единиц, моделей симбиоза, интерфейса симбиоза и среды симбиоза. В настоящее время образовательное сотрудничество БРИКС сталкивается с рядом проблем. Гетерогенность симбиотических единиц сдерживает динамику взаимодействия. Ограниченность моделей симбиоза препятствует развитию кооперации участников. В силу нарушения симбиотического интерфейса блокируются ресурсные потоки, симбиотическая среда ослабевает, появляется дефицит внешней поддержки. Необходимо развивать образовательное сотрудничество БРИКС такими средствами, как: усиление симбиотических единиц для активизации взаимодействия, оптимизация моделей симбиоза для повышения устойчивости сотрудничества, совершенствование интерфейса симбиоза для обеспечения беспрепятственных каналов коммуникации, а также укрепление стабильности среды симбиоза для содействия формированию симбиотической системы.

Об авторах

Яньянь Ду
Ляонинский педагогический университет
Китай

Яньянь Ду

Далянь



Юэ Ван
Ляонинский педагогический университет
Китай

Юэ Ван

Далянь



Список литературы

1. Anand, P. B., Fennell, S., & Comim, F. (2020). Handbook of BRICS and Emerging Economies. Oxford University Press.

2. BRICS Information Sharing & Exchanging Platform. (2015). Memorandum of Understanding on Establishment of the BRICS Network University. http://www.brics-info.org/wp-content/uploads/2015/12/BRICS-Network-University.pdf

3. BRICS Ministers of Education. (2021). Declaration Adopted at New Delhi at the meeting of BRICS Ministers of Education. https://brics2021.gov.in/brics/public/uploads/docpdf/getdocu-24.pdf

4. Carnoy, M., Froumin, I., Loyalka, P. K., & Tilak, J. B. G. (2014). The concept of public goods, the state, and higher education finance: a view from the BRICs. Higher Education, 68, 359–378. doi: 10.1007/s10734-014-9717-1

5. Cheng, J. (2020). A educação dos estudantes dos BRICS na China entre 2010 e 2018: desenvolvimento, problemas e recomendações [The education of BRICS students in China from 2010 to 2018: development, problems and recommendations]. Conjuntura Austral, 11(53), 67–91. doi: 10.22456/2178-8839.96259

6. Chongyang Institute for Financial Studies, Renmin University of China. (2022). BRICS: A New Future for Global Development. https://news.cgtn.com/news/files/BRICS-A-new-future-for-global-development.pdf

7. Gouveia, A. B., Mendes, G. M. L., Ebersohn, L., Dos S Ferraz, M. A., & Kosaretsky, S. (2024). Education and Forms of Participation on the BRICS Context: some elements for an approach to the theme. Jornal de Políticas Educacionais, 18, 1–18. doi: 10.5380/jpe.v17i0.e97948T

8. Khomyakov, M. (2017). Réseaux ou projets d’excellence: de quoi les BRICS ont-ils vraiment besoin? [Networks or projects of excellence: What do the BRICS countries really need?]. Hermès, La Revue, 79(3), 132–139. doi: 10.3917/herm.079.0132

9. Khomyakov, M. (2018). BRICS and Global South: Towards Multilateral Educational Collaboration. Changing Societies & Personalities, 2(4), 329–350. doi: 10.15826/csp.2018.2.4.050

10. Kirton, J., & Larionova, M. (2022). The First Fifteen Years of the BRICS. International Organisations Research Journal, 17(2), 7–30. doi: 10.17323/1996-7845-2022-02-01

11. Kovalev, I., & Shcherbakova, A. (2019). BRICS Cooperation in Science and Education. Strategic Analysis, 43(6), 532–542. doi: 10.1080/09700161.2019.1669903

12. Li, Y. (2018). Development of Cooperation in Higher Education in BRICS Countries. Changing Societies & Personalities, 2(4), 393–405. doi: 10.15826/csp.2018.2.4.053

13. Fifth Meeting of BRICS Ministers of Education. (2017). Beijing Declaration on Education. http://nu-brics.ru/media/uploads/filestorage/beijing_declaration_1_1.pdf

14. O’Neill, J. (2001). Building Better Global Economic BRICs. Goldman Sachs, 66, 1–16.

15. Oleksiyenko, A., & Yang, R. (2015). Nix the BRICs? Competitive and Collaborative Forces in the Ostensibly “Blocalized” Higher Education Systems. Frontiers of Education in China, 10, 1–6. doi: 10.1007/BF03397049

16. Sokolov, A., Shashnov, S., & Kotsemir, M. (2021). From BRICS to BRICS plus: selecting promising areas of S&T Cooperation with developing countries. Scientometrics, 126(11), 8815–8859. doi: 10.1007/s11192-021-04142-3

17. Sun, J., & Yang, A. (2021). Optimismo más allá de problemas: la cooperación de BRICS en educación superior desde la perspectiva china [Optimism beyond the problems: BRICS higher education cooperation from a Chinese perspective]. Revista Española de Educación Comparada, 39, 103–122. doi: 10.5944/reec.39.2021.29840

18. Thomas, L. D. W., & Autio, E. (2014). The Fifth Facet: The Ecosystem as an Organizational Field. Academy of Management Annual Meeting Proceedings, 1, 10306–10306. doi: 10.5465/ambpp.2014.10306abstract

19. Thussu, D. (2017). Internet des BRICS et désoccidentalisation des sciences de la communication [A BRICS Internet and the de-Westernization of media studies]. Hermès, La Revue, 79(3), 65–70. doi: 10.3917/herm.079.0065

20. UNESCO. (2014). BRICS: building education for the future; priorities for national development and international cooperation. UNESCO.

21. Valeeva, R. A. (2022). Editorial: Modern Researches on Education (Review of Publications in Education and Self Development Journal). Education and Self Development, 17(4), 6–9. doi: 10.26907/esd.17.4.01

22. Verma, R., & Papa, M. (2021). BRICS amidst India‐China Rivalry. Global Policy, 12(4), 509–513. doi: 10.1111/1758-5899.12977

23. Wade, R. H. (2022). Leading states in the periphery of the world economy challenge core states: Impacts of the unlikely BRICS coalition. Global Policy, 10–23.


Рецензия

Для цитирования:


Ду Я., Ван Ю. Оптимизация образовательного сотрудничества стран БРИКС: перспектива теории симбиоза. Образование и саморазвитие. 2025;20(3):16-28. https://doi.org/10.26907/esd.20.3.02. EDN: DUAKAU

For citation:


Du Ya., Wang Yu. Optimizing BRICS Educational Cooperation: a Symbiosis Theory Perspective. Education and Self-Development. 2025;20(3):16-28. https://doi.org/10.26907/esd.20.3.02. EDN: DUAKAU

Просмотров: 44


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)