Стереология профессиональных предпочтений будущих педагогов в кросс-культурных контекстах педагогического образования
https://doi.org/10.26907/esd.20.3.10
EDN: UOXBHS
Аннотация
В исследовании представлены основные тенденции профессионализации будущих педагогов на основе выявления их профессиональных предпочтений в кросс-культурном контексте высшего образования. Модель профессионализации современного педагога требует учета потенциально новых многоагентных функций образовательной среды и изменения содержания образовательных программ с акцентом на новые тенденции, цифровизацию и интернационализацию профессиональной деятельности. Для достижения целевой модели подготовки педагогических кадров университету необходимо решить многовекторные задачи по разработке и внедрению механизмов интеграции образовательной, научной и экспертной деятельности в ответ на индигенизацию локальных международных образовательных практик. Изменяющийся характер современной образовательной среды выдвигает новые требования к профессиональной деятельности педагогов и ведет к изменению их социальных характерологических типов. Современные тенденции профессионализации педагога выявляются на основе данных эмпирической проверки теории Дж. Л. Голланда в вузах России и Узбекистана, интерпретации взаимосвязей между социальными характерологическими типами будущих педагогов и в результате оценки соответствия типологии личности респондентов профессии учителя. Основным инструментом тестирования явился тест универсальных социальных характерологических типов Дж. Л. Голланда «Профессиональные личности и среды» (J. L. Holland RIASEC Profile) и адаптированная на русский язык стандартная форма опросника профессиональных предпочтений Дж. Л. Голланда (Self-Directed Search, Form R). Представленный опыт профессионализации будущих педагогов может быть полезен для распространения при реализации стратегий развития педагогического образования в разных странах.
Об авторах
А. О. БударинаРоссия
Анна О. Бударина
Калининград
Б. А. Холиков
Узбекистан
Баходир А. Холиков
Самарканд
Ф. Б. Нарзикулова
Узбекистан
Фируза Б. Нарзикулова
Самарканд
Список литературы
1. Бударина, А. О., Кузнецова, Т. А., Парахина, О. В., Приданников, Р. В. Организационно-правовые условия повышения эффективности образовательного процесса в образовательной организации высшего образования по педагогическим направлениям подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – № 1. – С. 1–12.
2. Бударина, А. О., Морозов, О. Г. Результаты эмпирической проверки теории Дж. Л. Голланда на основе интерпретаций структуры гексагональной модели RIASEC для учителей английского языка Калининградской области // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2013. – № 2. – С. 99–107.
3. Игнатьев, В. И. И грядет «другой» актор ... Становление техносубъекта в контексте движения к технологической сингулярности // Социология науки и технологий. – 2019. – Т. 10. – № 1. – С. 64–78. – DOI: 10.24411/2079-0910-2019-10005
4. Benet-Martínez, V. Multiculturalism: Cultural, Social, and Personality Processes // In: Deaux, K., Snyder, M. (Eds.). The Oxford Handbook of Personality and Social Psychology. – Oxford: Oxford University Press, 2012. – Pp. 624–648. – DOI: 10.1093/oxfordhb/9780195398991.013.0025
5. Brown, D. Status of Theories of Career Choice and Development // In: Brown, D., Brooks, L., and associates (Eds.). Career Choice and Development: Applying Contemporary Theories to Practice. – San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2002. – Pp. 510–515.
6. Bullock, E. E., Andrews, L., Braud, J., Reardon, R. C. Holland’s Theory in International Context: Applicability of RIASEC Structure and Assessments. Technical Report No. 50. – University of Southern Mississippi, Florida State University, 2010. – 48 p.
7. Collin, A., Young, R. A. (Eds.). The Future of Career. – Cambridge: Cambridge University Press, 2000. – DOI: 10.1017/CBO9780511520853
8. Deshpande, A., Rajpurohit, T., Narasimhan, K., Kalyan, A. Anthropomorphization of AI: Opportunities and Risks // Computer Science. – 2023. – DOI: 10.48550/arXiv.2305.14784
9. Dorofeeva, A. S., Rudinskiy, I. D., Parakhina, O. V., Kravets, O. Ja. Implementation of STEAM Approach within the Framework of Educational Engineering Methodology // ASEDU-II-2021: Conference Proceedings. – 2022. – Vol. 2647. – Pp. 3–21. – DOI: 10.1063/5.0104428
10. Ferreira, A. I., Rodrigues, R. I., da Costa Ferreira, P. Career interests of students in psychology specialties degrees: psychometric evidence and correlations with the RIASEC dimensions // International Journal for Educational and Vocational Guidance. – 2016. –Vol. 16. – Pp. 91–111. – DOI: 10.1007/s10775-015-9289-3
11. Gottfredson, G. D. Dictionary of Holland Occupational Codes. – 3<sup>rd</sup> ed. – Odessa, FL: Psychological Assessment Resources, 1996. – 750 p.
12. Habermas, J. Political Communication in Media Society: Does Democracy Still Enjoy an Epistemic Dimension? The Impact of Normative Theory on Empirical Research // Communication Theory. – 2006. – Vol. 16. – No. 4. – Pp. 411–426. – DOI: 10.1111/j.1468-2885.2006.00280.x
13. Hedrih, V., Šverko, I., Pedović, I. Structure of Vocational Interests in Macedonia and Croatia – Evaluation of the Spherical Model // Facta Universitatis. Series: Philosophy, Sociology, Psychology and History. – 2018. – Vol. 17. – No. 1. – Pp. 19–36. – DOI: 10.22190/FUPSPH1801019H
14. Holland, J. L. Making Vocational Choices: A Theory of Vocational Personalities and Work Environments. – 3<sup>rd</sup> ed. – Odessa, FL: Psychological Assessment Resources, 1997.
15. Holland, J. L., Powell, A. B., Fritzsche, B. A. The Self-directed Search (SDS): Professional User’s Guide. Guide to Self-Administered, Self-Scored, and Self-Interpreted Vocational Assessment Test. – Odessa, FL: Psychological Assessment Resources, 1997. – 101 p.
16. Iachan, R. A measure of agreement for use with the Holland classification system // Journal of Vocational Behavior. – 1984. – Vol. 24. – No. 2. – Pp. 133–141. – DOI: 10.1016/0001-8791(84)90001-0
17. Kok, K. P. W., Loeber, A. M. C., Grin, J. Politics of complexity: Conceptualizing agency, power and powering in the transitional dynamics of complex adaptive systems // Research Policy. – 2021. – Vol. 50. – No. 3. – 104183. – DOI: 10.1016/j.respol.2020.104183
18. Lemov, D. Teach Like a Champion 3.0: 63 Techniques that Put Students on the Path to College. – 3<sup>rd</sup> ed.– Jossey-Bass Publishers, 2021. – 560 p.
19. Liu, S. Cross-cultural adaptation: An identity approach // In: Chen, L. (Ed.). Intercultural Communication. – Berlin, Boston: De Gruyter Mouton, 2017. – Pp. 437–456. – DOI: 10.1515/9781501500060-020
20. Long, L., Tracey, T. J. G. Structure of RIASEC scores in China: A structural meta-analysis // Journal of Vocational Behavior. – 2006. – Vol. 68. – No. 1. – Pp. 39–51. – DOI: 10.1016/j.jvb.2005.01.002
21. Malovrh, P.A., Moreno, N. Second Language Identity: Awareness, Ideology, and Assessment in Higher Education. – Cambridge: Cambridge University Press, 2023. – DOI: 10.1017/9781316779798
22. Morgan, B., de Bruin, G. P. Structural Validity of Holland’s Circumplex Model of Vocational Personality Types in Africa // Journal of Career Assessment. – 2017. – Vol. 26. – No. 2. – Pp. 275–290. – DOI: 10.1177/1069072717692747
23. Nauta, M. M. The development, evolution, and status of Holland’s theory of vocational personalities: Reflections and future directions for counseling psychology // Journal of Counseling Psychology. – 2010. – Vol. 57. – No. 1. – Pp. 11–22. – DOI: 10.1037/a0018213
24. Nistal, M. T. F., Soto, J. K. M., Zaragoza, F. A. P. The structural validity of Holland's and Gati’s RIASEC models of vocational interests in Mexican students // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. – 2019. – Vol. 17. – No. 3. – Pp. 707–730.
25. Rayman, J., Atanasoff, L. Holland’s Theory and Career Intervention: The Power of the Hexagon // Journal of Vocational Behavior. – 1999. – Vol. 55. – Pp. 114–126. – DOI: 10.1006/jvbe.1999.1701
26. Soh, S., Leong, F. T. L. Cross-Cultural Validation of Holland’s Theory in Singapore: Beyond Structural Validity of RIASEC // Journal of Career Assessment. – 2001. – Vol. 9. – No. 2. – Pp. 115–133. – DOI: 10.1177/106907270100900202
27. Swanson, P. B. The RIASEC profile of foreign language teachers // Journal of Vocational Behavior. – 2008. – Vol. 72. – No. 1. – Pp. 25–30. – DOI: 10.1016/j.jvb.2007.10.012
28. Tak, J. Structure of Vocational Interests for Korean College Students // Journal of Career Assessment. – 2004. – Vol. 12. – No. 3. – Pp. 298–311. – DOI: 10.1177/1069072703261555
29. Tien, H.-L. S. Cultural encountering: The applicability of Holland's typology in Taiwan // Asian Journal of Counselling. – 2009. – Vol. 16. – No. 2. – Pp. 193–226.
30. Usslepp, N., Hübner, N., Stoll, G., Spengler, M., Trautwein, U., Nagengast, B. RIASEC interests and the Big Five personality traits matter for life success – But do they already matter for educational track choices? // Journal of Personality. – 2020. – Vol. 88. – No. 5. – Pp. 1007–1024. – DOI: 10.1111/jopy.12547
31. Valeeva, R. A., Parfilova, G. G., Kremen, F. M., Kremen, S. A., Pak, L. G., Ivanishcheva, N. A., Kochemasova, L. A., Eremina, A. P., Demakova, I. D., Adamyan, E. I., Adamyan, L. I., Mikhailenko, O. I., Bagova, R. H., Skudareva, G. N., Ustseva, M. N. Dynamics of Сareer Orientations of Student Teachers: Interuniversity Study Results // Education and Self Development. – 2024. – Vol. 19. – No. 3. – Pp. 114–133. – DOI: 10.26907/esd.19.3.09
32. Wei, R. Examining the influence of the RIASEC theory within the Holland code on students’ academic performance in their chosen disciplines among the context of higher education // Cogent Education. – 2024. – Vol. 11. – No. 1. – DOI: 10.1080/2331186x.2024.2391274
33. Yang, W., Stokes, G. S., Hui, C. H. Cross-cultural validation of Holland’s interest structure in chinese population // Journal of Vocational Behavior. – 2005. – Vol. 67. – No. 3. – Pp. 379–396. – DOI: 10.1016/j.jvb.2004.08.003
34. Zainudin, Z. N., Foon, L. W., Yusop, Y. M., Othman, W. N. W., Kamarudin, E. M. E., Anuar, M. A Review on Application of Holland’s RIASEC Theory in Educational Settings // International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. – 2024. – Vol. 14. – No. 5. – Pp. 395–410. – DOI: 10.6007/ijarbss/v14-i5/21397
35. Zhang, J., Jing, Y. Application of Artificial Intelligence Technology in Cross-Cultural Communication of Intangible Cultural Heritage // Mathematical Problems in Engineering. – 2022. – Vol. 2022. – No. 1. – 6563114. – DOI: 10.1155/2022/6563114
Рецензия
Для цитирования:
Бударина А.О., Холиков Б.А., Нарзикулова Ф.Б. Стереология профессиональных предпочтений будущих педагогов в кросс-культурных контекстах педагогического образования. Образование и саморазвитие. 2025;20(3):127-141. https://doi.org/10.26907/esd.20.3.10. EDN: UOXBHS
For citation:
Budarina A., Kholikov B., Narzikulova F. Stereology of Vocational Interests of Pre-service Teachers in Cross-cultural Contexts of Teacher Education. Education and Self-Development. 2025;20(3):127-141. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.3.10. EDN: UOXBHS