Культурно-образовательная среда в развитии личностного потенциала дошкольников
https://doi.org/10.26907/esd.20.3.16
EDN: ZQRQEF
Аннотация
В статье рассматривается современная проблема о специфических отношениях между средой и развитием личности ребенка. Образовательное пространство анализируется как «поле возможностей», активизирующее внутренние ресурсы ребенка.
Цель исследования заключается в изучении взаимосвязи между характеристиками образовательной среды и актуальным личностным потенциалом, рассматриваемым как совокупность психологических возможностей в самореализации и саморазвитии детей дошкольного возраста.
Методологической основой исследования являются положения концепции социальной обусловленности психики, в которой социокультурная среда рассматривается как главный источник и условие психического развития ребенка. Для оценки среды использовались шкалы ECERS-R, для выявления особенностей субъектно-личностного развития дошкольников использовались: карта наблюдений «Субъектные проявления ребенка», модифицированные методики диагностики креативности «Неполные фигуры», LEGO-конструирование, для диагностики связной речи – «Рассказ в картинках», для анализа инициативности – «Нормативная карта развития» и самостоятельности. Эмпирическая база включала 90 детей 5-6 лет, их родителей (матерей) (n = 90) и воспитателей (n = 15) из четырех дошкольных образовательных учреждений города Казани, разделенных на две группы по муниципальному рейтингу («высокорейтинговые» и «обычные» детские сады). По данным статистического анализа выявлен личностный потенциал дошкольников в контексте вариативности образовательной среды и сопряженность параметров образовательной среды с личностными характеристиками детей. Установлено, что в креативной среде с культуросообразным содержанием на основе этнокультурных ценностей, образцов и норм в большей мере активно поддерживается развитие ребенка с раскрытием его личностного потенциала. В этом случае дошкольники отличаются субъектной активностью с возможностью уникальных достижений в разных видах деятельности. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в проектировании и экспертизе образовательной среды; детскими психологами, сопровождающими дошкольников в процессе реализации дифференцированного, индивидуального подходов в системе образования.
Ключевые слова
Об авторах
Е. О. ШишоваРоссия
Евгения О. Шишова
Казань
В. Ю. Хотинец
Россия
Вера Ю. Хотинец
Ижевск
Список литературы
1. Атарова, А. Н. Психолого-педагогическая диагностика самостоятельности старших дошкольников в детских видах деятельности // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 6 (2). – С. 392–397.
2. Веракса, Н. Е. Детское развитие: две парадигмы // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т. 14. – № 2. – C. 102–108. – DOI: 10.17759/chp.2018140211
3. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве : учебное пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 336 с.
4. Выготский, Л. С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2005. – 1136 с.
5. Гогоберидзе, А. Г., Атарова, А. Н., Новиков, М. С., Новицкая, В. А., Яфизова, Р. И. Дошкольник как субъект проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Замысел одного проекта // Современное дошкольное образование. – 2018. – № 5 (87). – С. 16–25. – DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00018
6. Дорфман, Л. Я. Каузальный плюрализм и холизм в концепции метаиндивидуального мира // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2016. – Т. 13. – № 1. – С. 115–153. – DOI: 10.17323/1813-8918-2016-1-115-153
7. Зиннатова, М. В., Лукьянова, Е. B. Феномен личностного потенциала в психологии // Lurian Journal. – 2023. – Т. 4. – № 4. – C. 19–30. – DOI: 10.15826/Lurian.2023.4.4.2
8. Иванченко, Г. В., Леонтьев, Д. А., Плотникова, А. В. Идея потенциала в науках о человеке: от «человеческого потенциала» к личностному // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011. – С. 42–58.
9. Короткова, Н. А., Нежнов, П. Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах : пособие для дошкольных педагогов и психологов. – Москва, 2002. – 43 с.
10. Кудрявцев, В. Т. Образование – «День сурка» или «разрыв шаблона»? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. – № 5 (31). – C. 34–39.
11. Кудрявцев, В. Т., Синельников, В. Б. Ребенок-дошкольник. Новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 9. – С. 52–59.
12. Кудрявцева, O. В. Методика исследования субъектности ребенка в дошкольном возрасте // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2006. – № 1. – С. 226–233.
13. Лактионова, Е. Б., Баева, И. А., Орлова, А. В., Кондакова, И. В., Тузова, А. С. Личностные ресурсы психологического благополучия высокоодаренных подростков в разных типах образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2021. – № 202. – С. 95–105. – DOI: 10.33910/1992-6464-2021-202-95-105
14. Леонтьев, Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. – 2016. – № 62. – С. 18–37. – DOI: 10.17223/17267080/62/3
15. Леонтьев, Д. А. Три мишени: личностный потенциал – зачем, что и как? // Образовательная политика. – 2019. – № 3 (79). – С. 10–16.
16. Погожина, И. Н. Модели взаимосвязи обучения и развития психики в культурно-историческом и деятельностном подходах // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2016. – Т. 8. – № 3. – С. 16–31. – DOI: 10.17759/psyedu.2016080302
17. Резник, Ю. М. Личностный потенциал и стратегия жизни человека // Человеческий потенциал как критический ресурс России / Отв. ред. Б.Г. Юдин. – М.: Институт философии РАН, 2007. – C. 119–125.
18. Римашевская, Л. С., Атарова, А. Н. Изучение субъектных проявлений ребенка в процессе взаимодействия со сверстниками и развития детской самостоятельности в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета // Современное дошкольное образование. – 2019. – № 1 (91). – С. 58–69. – DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10040
19. Смирнова, Е. О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте : учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2025. – 163 с.
20. Степаненко, О. А. Модифицированная методика диагностики конструктивных креативных способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста при помощи конструктора LEGO, 2019.
21. Трифонова, Е. В. Инициативность и самостоятельность как базисные характеристики личности дошкольника // Исследователь. – 2018. – № 1-2. – C. 21–22.
22. Туник, Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант. – СПб.: Речь, 2006. – 176 с.
23. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю. А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 291 с.
24. Хармс, Т., Клиффорд, Р. М., Крайер, Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R. – М.: Национальное образование, 2016. – 136 с.
25. Хотинец, В. Ю., Медведева, Д. С. Особенности речемыслительной деятельности детей монолингвов и естественных билингвов // Психологический журнал. – 2021. – Т. 42. – № 2. – С. 25–35. – DOI: 10.31857/S020595920014236-5
26. Шишова, Е. О. Взаимосвязь качества образовательной среды и субъектно-личностных характеристик дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – № 10. – С. 50–59.
27. Barbour, N. E., Shaklee, B. D. Gifted education meets Reggio Emilia: Visions for curriculum in gifted education for young children // Gifted Child Quarterly. – 1998. – Vol. 42. – No. 4. – Pp. 228–237. – DOI: 10.1177/001698629804200406
28. Bronfenbrenner, U. The Ecology of Human Development: Experiments by Nature and Design. – Cambridge, MA and London, England: Harvard University Press, 1979. – DOI: 10.4159/9780674028845
29. Cerino, A. The importance of recognising and promoting independence in young children: the role of the environment and the Danish Forest school approach // Education 3-13. – 2021. – Vol. 51. – No. 4. – Pp. 685–694. – DOI: 10.1080/03004279.2021.2000468
30. Clark, B. Growing up gifted (6<sup>th</sup> ed.). – Upper Saddle River, NJ: Merrill Prentice Hall, 2002. – 617 p.
31. Edwards, C., Gandini, L., Forman, G. The hundred languages of children. The Reggio Emilia approach to early childhood education. – Norwood, NJ: Ablex, 1993. – 354 p.
32. Elkind, D. Reinventing childhood: Raising and educating children in a changing world. – Rosemont, NJ: Modern Learning Press, 1998. – 206 p.
33. Feinburg, S., Mindess, M. Eliciting children's full potential: Designing and evaluating developmentally based programs for young children. – Pacific Grove, CA: Brooks/Cole Publishing, 1994. – 474 p.
34. Khotinets, V. Yu., Shishova, E. O. Cultural and educational environment in the development of younger schoolchildren's creative potential // Frontiers in Psychology. – 2023. – Vol. 14. – 1178535. – DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1178535
35. Veraksa, A. N., Nechaeva, D. M., Yakushina, A. A. The influence of music classes on the regulatory functions and language abilities of children aged 5-12 : the review of research studies // Education and Self Development. – 2023. – Vol. 18. – No. 2. – Pp. 56–68. – DOI: 10.26907/esd.18.2.05
Рецензия
Для цитирования:
Шишова Е.О., Хотинец В.Ю. Культурно-образовательная среда в развитии личностного потенциала дошкольников. Образование и саморазвитие. 2025;20(3):227-242. https://doi.org/10.26907/esd.20.3.16. EDN: ZQRQEF
For citation:
Shishova E., Khotinets V. Cultural and Educational Environment in the Development of Personal Potential of Preschoolers. Education and Self-Development. 2025;20(3):227-242. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.3.16. EDN: ZQRQEF