Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Культурно-образовательная среда в развитии личностного потенциала дошкольников

https://doi.org/10.26907/esd.20.3.16

EDN: ZQRQEF

Аннотация

   В статье рассматривается современная проблема о специфических отношениях между средой и развитием личности ребенка. Образовательное пространство анализируется как «поле возможностей», активизирующее внутренние ресурсы ребенка.

   Цель исследования заключается в изучении взаимосвязи между характеристиками образовательной среды и актуальным личностным потенциалом, рассматриваемым как совокупность психологических возможностей в самореализации и саморазвитии детей дошкольного возраста.

   Методологической основой исследования являются положения концепции социальной обусловленности психики, в которой социокультурная среда рассматривается как главный источник и условие психического развития ребенка. Для оценки среды использовались шкалы ECERS-R, для выявления особенностей субъектно-личностного развития дошкольников использовались: карта наблюдений «Субъектные проявления ребенка», модифицированные методики диагностики креативности «Неполные фигуры», LEGO-конструирование, для диагностики связной речи – «Рассказ в картинках», для анализа инициативности – «Нормативная карта развития» и самостоятельности. Эмпирическая база включала 90 детей 5-6 лет, их родителей (матерей) (n = 90) и воспитателей (n = 15) из четырех дошкольных образовательных учреждений города Казани, разделенных на две группы по муниципальному рейтингу («высокорейтинговые» и «обычные» детские сады). По данным статистического анализа выявлен личностный потенциал дошкольников в контексте вариативности образовательной среды и сопряженность параметров образовательной среды с личностными характеристиками детей. Установлено, что в креативной среде с культуросообразным содержанием на основе этнокультурных ценностей, образцов и норм в большей мере активно поддерживается развитие ребенка с раскрытием его личностного потенциала. В этом случае дошкольники отличаются субъектной активностью с возможностью уникальных достижений в разных видах деятельности. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в проектировании и экспертизе образовательной среды; детскими психологами, сопровождающими дошкольников в процессе реализации дифференцированного, индивидуального подходов в системе образования.

Об авторах

Е. О. Шишова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Евгения О. Шишова

Казань



В. Ю. Хотинец
Удмуртский государственный университет
Россия

Вера Ю. Хотинец

Ижевск



Список литературы

1. Атарова, А. Н. Психолого-педагогическая диагностика самостоятельности старших дошкольников в детских видах деятельности // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 6 (2). – С. 392–397.

2. Веракса, Н. Е. Детское развитие: две парадигмы // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т. 14. – № 2. – C. 102–108. – DOI: 10.17759/chp.2018140211

3. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве : учебное пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 336 с.

4. Выготский, Л. С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2005. – 1136 с.

5. Гогоберидзе, А. Г., Атарова, А. Н., Новиков, М. С., Новицкая, В. А., Яфизова, Р. И. Дошкольник как субъект проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Замысел одного проекта // Современное дошкольное образование. – 2018. – № 5 (87). – С. 16–25. – DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00018

6. Дорфман, Л. Я. Каузальный плюрализм и холизм в концепции метаиндивидуального мира // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2016. – Т. 13. – № 1. – С. 115–153. – DOI: 10.17323/1813-8918-2016-1-115-153

7. Зиннатова, М. В., Лукьянова, Е. B. Феномен личностного потенциала в психологии // Lurian Journal. – 2023. – Т. 4. – № 4. – C. 19–30. – DOI: 10.15826/Lurian.2023.4.4.2

8. Иванченко, Г. В., Леонтьев, Д. А., Плотникова, А. В. Идея потенциала в науках о человеке: от «человеческого потенциала» к личностному // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011. – С. 42–58.

9. Короткова, Н. А., Нежнов, П. Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах : пособие для дошкольных педагогов и психологов. – Москва, 2002. – 43 с.

10. Кудрявцев, В. Т. Образование – «День сурка» или «разрыв шаблона»? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. – № 5 (31). – C. 34–39.

11. Кудрявцев, В. Т., Синельников, В. Б. Ребенок-дошкольник. Новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 9. – С. 52–59.

12. Кудрявцева, O. В. Методика исследования субъектности ребенка в дошкольном возрасте // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2006. – № 1. – С. 226–233.

13. Лактионова, Е. Б., Баева, И. А., Орлова, А. В., Кондакова, И. В., Тузова, А. С. Личностные ресурсы психологического благополучия высокоодаренных подростков в разных типах образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2021. – № 202. – С. 95–105. – DOI: 10.33910/1992-6464-2021-202-95-105

14. Леонтьев, Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. – 2016. – № 62. – С. 18–37. – DOI: 10.17223/17267080/62/3

15. Леонтьев, Д. А. Три мишени: личностный потенциал – зачем, что и как? // Образовательная политика. – 2019. – № 3 (79). – С. 10–16.

16. Погожина, И. Н. Модели взаимосвязи обучения и развития психики в культурно-историческом и деятельностном подходах // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2016. – Т. 8. – № 3. – С. 16–31. – DOI: 10.17759/psyedu.2016080302

17. Резник, Ю. М. Личностный потенциал и стратегия жизни человека // Человеческий потенциал как критический ресурс России / Отв. ред. Б.Г. Юдин. – М.: Институт философии РАН, 2007. – C. 119–125.

18. Римашевская, Л. С., Атарова, А. Н. Изучение субъектных проявлений ребенка в процессе взаимодействия со сверстниками и развития детской самостоятельности в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета // Современное дошкольное образование. – 2019. – № 1 (91). – С. 58–69. – DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10040

19. Смирнова, Е. О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте : учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2025. – 163 с.

20. Степаненко, О. А. Модифицированная методика диагностики конструктивных креативных способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста при помощи конструктора LEGO, 2019.

21. Трифонова, Е. В. Инициативность и самостоятельность как базисные характеристики личности дошкольника // Исследователь. – 2018. – № 1-2. – C. 21–22.

22. Туник, Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант. – СПб.: Речь, 2006. – 176 с.

23. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю. А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 291 с.

24. Хармс, Т., Клиффорд, Р. М., Крайер, Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R. – М.: Национальное образование, 2016. – 136 с.

25. Хотинец, В. Ю., Медведева, Д. С. Особенности речемыслительной деятельности детей монолингвов и естественных билингвов // Психологический журнал. – 2021. – Т. 42. – № 2. – С. 25–35. – DOI: 10.31857/S020595920014236-5

26. Шишова, Е. О. Взаимосвязь качества образовательной среды и субъектно-личностных характеристик дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – № 10. – С. 50–59.

27. Barbour, N. E., Shaklee, B. D. Gifted education meets Reggio Emilia: Visions for curriculum in gifted education for young children // Gifted Child Quarterly. – 1998. – Vol. 42. – No. 4. – Pp. 228–237. – DOI: 10.1177/001698629804200406

28. Bronfenbrenner, U. The Ecology of Human Development: Experiments by Nature and Design. – Cambridge, MA and London, England: Harvard University Press, 1979. – DOI: 10.4159/9780674028845

29. Cerino, A. The importance of recognising and promoting independence in young children: the role of the environment and the Danish Forest school approach // Education 3-13. – 2021. – Vol. 51. – No. 4. – Pp. 685–694. – DOI: 10.1080/03004279.2021.2000468

30. Clark, B. Growing up gifted (6<sup>th</sup> ed.). – Upper Saddle River, NJ: Merrill Prentice Hall, 2002. – 617 p.

31. Edwards, C., Gandini, L., Forman, G. The hundred languages of children. The Reggio Emilia approach to early childhood education. – Norwood, NJ: Ablex, 1993. – 354 p.

32. Elkind, D. Reinventing childhood: Raising and educating children in a changing world. – Rosemont, NJ: Modern Learning Press, 1998. – 206 p.

33. Feinburg, S., Mindess, M. Eliciting children's full potential: Designing and evaluating developmentally based programs for young children. – Pacific Grove, CA: Brooks/Cole Publishing, 1994. – 474 p.

34. Khotinets, V. Yu., Shishova, E. O. Cultural and educational environment in the development of younger schoolchildren's creative potential // Frontiers in Psychology. – 2023. – Vol. 14. – 1178535. – DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1178535

35. Veraksa, A. N., Nechaeva, D. M., Yakushina, A. A. The influence of music classes on the regulatory functions and language abilities of children aged 5-12 : the review of research studies // Education and Self Development. – 2023. – Vol. 18. – No. 2. – Pp. 56–68. – DOI: 10.26907/esd.18.2.05


Рецензия

Для цитирования:


Шишова Е.О., Хотинец В.Ю. Культурно-образовательная среда в развитии личностного потенциала дошкольников. Образование и саморазвитие. 2025;20(3):227-242. https://doi.org/10.26907/esd.20.3.16. EDN: ZQRQEF

For citation:


Shishova E., Khotinets V. Cultural and Educational Environment in the Development of Personal Potential of Preschoolers. Education and Self-Development. 2025;20(3):227-242. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.3.16. EDN: ZQRQEF

Просмотров: 41


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)