
Научно-практический рецензируемый журнал
Рецензируемый научно-практический журнал «Название журнала на русском» «Nazvanie zhurnala na russkom» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 05 августа 2014 года (Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-58913 — печатное издание и свидетельство, Эл № ФС 77-58914 — сетевое издание).
Тираж 1000 экземпляров, периодичность 4 выпуска в год.
Распространение – Российская Федерация, зарубежные страны.
Электронная версия журнала с мультимедийными приложениями доступна по адресу rpmj.ru.
Выходит при поддержке Министерства здравоохранения России и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный медицинский исследовательский центр имени П.А.Герцена» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Журнал «Исследования и практика в медицине» - профессиональное медицинское издание, в котором отражаются результаты новейших исследований в области медицинских наук, организации здравоохранения, фундаментальных и прикладных исследований.
В издании представлен уникальный клинический опыт как практических врачей, так и специалистов разных научных и клинических школ. Публикуются новости медицинского и фармацевтического сообществ, научно-практические статьи для целевой аудитории - врачей различных специальностей.
Журнал, в первую очередь, имеет практическую направленность и публикует статьи ведущих специалистов, освещающих актуальные проблемы клиники, диагностики и лечения широкого круга заболеваний, алгоритмы диагностики и терапии различных нозологий. В нем публикуются передовые и оригинальные статьи, краткие сообщения, заметки из практики, лекции и обзоры. Мы стремимся развивать принцип междисциплинарного подхода, делаем все возможное, чтобы наши читатели были в курсе современных достижений медицинской науки и практики, помогаем врачам в освоении современных принципов распознавания и лечения широкого спектра заболеваний.
Текущий выпуск
Обучение в школах детей с различными способностями, культурными и этническими особенностями требует критического переосмысления системы непрерывной подготовки учителей для обеспечения качественного образования всех учащихся. В данном исследовании рассматриваются вопросы непрерывной подготовки педагогов и инклюзивного образования. Качественное исследование, проведенное в Португалии в поисковом формате, основывалось на нарративах 58 участников. Данные были собраны с помощью открытого опросника, позволившего респондентам давать свободные ответы. Участники отвечали на вопросы, касающиеся: 1) инклюзивных педагогических практик; 2) непрерывной подготовки, направленной на развитие профессиональных компетенций в области инклюзивного образования; 3) основных потребностей в непрерывном профессиональном развитии в этой сфере; 4) устойчивости инклюзивного образования. Для анализа данных использовался метод тематического анализа. Было выделено две основные темы и пять подтем. Результаты исследования показали, что на протяжении многих лет профессиональная подготовка учителей остается недостаточной, что создает барьеры для реализации инклюзивного образования. Педагоги отметили, что они не обладают ни теоретическими основами, ни практическими навыками, необходимыми для адаптации методик преподавания в классах с разнородным составом учащихся.
Ориентация на социальные ценности относится к устойчивым моделям поведения, которые индивиды проявляют в соответствии со своими предпочтениями и интересами. Опросник «Social Value Orientation» (SVO) делит респондентов на четыре группы: эгоисты, альтруисты, конкуренты и неопределившиеся. Данное исследование было направлено на выявление переменных, способных влиять на устойчивость результатов опросника SVO и вызывать вариации в поведенческих паттернах. Сбор данных осуществлялся через Google-опросник на выборке взрослых жителей Чехии (N=183; 114 женщин, 69 мужчин). Переведённая версия опросника SVO продемонстрировала высокую надёжность с коэффициентом альфа Кронбаха 0.95. Контент-валидность была подтверждена методом экспертной оценки исследовательского инструмента. Обнаружено статистически значимое влияние таких переменных, как статус (студент/не студент), субъективная оценка привлекательности и самооценка уровня влиятельности на социальную ценностную ориентацию респондентов. Эти результаты детально обсуждаются в заключительном разделе исследования.
Исследование посвящено изучению восприятия учителями самостоятельного обучения в целях профессионального развития. Сто четыре учителя EFL из государственных средних школ в провинции, находящейся в дельте Меконга (Вьетнам), добровольно согласились принять участие в описательном исследовании с использованием конвергентных смешанных методов. Авторами статьи были использованы полуструктурированные интервью и анкета для релевантности выборочного метода сбора данных. С целью изучения различий между средними оценками восприятия учителей по 5-балльной шкале Лайкерта были проведены описательный статистический тест SPSS и t-тест с одной выборкой. В работе с качественными данными был применен тематический анализ для углубленного объяснения представлений испытуемых о ролях, преимуществах и проблемах самостоятельного обучения для профессионального развития. Результаты исследования свидетельствуют о том, что учителя EFL положительно оценивают важность самостоятельного обучения для своего профессионального развития. Большинство респондентов часто используют обмен педагогическим опытом и знаниями, занимаются совместным развитием, а также совершенствованием методики преподавания дисциплины. Однако отсутствие институциональной поддержки, финансовые проблемы, семейные обязанности и перегрузка учителей являются основными факторами, препятствующими их самостоятельному обучению в целях профессионального роста. В статье рассматриваются планы и ожидания учителей в отношении самостоятельного обучения для профессионального развития. Результаты данной работы повышают осведомленность учителей о важности их самостоятельного обучения для профессионального роста, информируют менеджеров, работающих в сфере образования, о необходимости создания благоприятной среды для самостоятельного обучения педагогов, способствующего их профессиональному развитию, а также предлагают направления будущих исследований.
Профессиональное развитие (ПР) играет значительную роль в продвижении образовательных реформ на различных уровнях во всех странах. За последние десять лет со стороны Министерства образования и подготовки кадров Вьетнама мероприятиям по профессиональному развитию учителей уделено большое внимание, оказана особая финансовая поддержка, что связано с фундаментальной и комплексной реформой образования в стране. Данное исследование направлено на выявление факторов, влияющих на эффективность профессионального развития учителей Вьетнама, что проявляется в качестве их знаний и навыков, в изменениях их установок и убеждений. Исследование проводилось с использованием количественного метода: с помощью стратифицированной случайной выборки было собрано 1 459 анкетных опросов от учителей, работающих в начальных, средних и старших классах Вьетнама. Результаты исследования свидетельствуют о существенном влиянии всех переменных модели на уровень знаний и навыков учителей, на изменение их установок и убеждений. Особо выделяются такие факторы профессионального развития, как активность обучения и его продолжительность: они оказывают наиболее выраженное воздействие на эффективность ПР учителей. Полученные результаты позволяют рекомендовать корректировку образовательной политики Вьетнама с целью удовлетворения потребности учителей в их профессиональном развитии.
В настоящее время в области образования большую озабоченность вызывают моральные вопросы, особенно буллинг и академическая нечестность. Цель данного исследования – изучить влияние социальной поддержки, саморегуляции и самоконтроля на уровень нравственности студентов. Это количественное исследование было проведено в рамках программы бакалавриата на факультете экономики в Государственном университете Медан (Universitas Negeri Medan, Индонезия). Девяносто девять студентов были отобраны для исследования с помощью метода случайной выборки. Гипотезы были подвергнуты анализу с использованием SmartPLS 3.2.8 для моделирования структурными уравнениями (SEM) на исследовательской модели. Для обеспечения качества и предварительного тестирования гипотез также проводились проверки достоверности и надежности данных исследований. Результаты показывают, что нравственность зависит от самоконтроля и социальной поддержки, включая косвенную социальную поддержку. Кроме того, социальная поддержка влияет на саморегуляцию, но не оказывает воздействия на самоконтроль. Исследование подтверждает значение как внутренних факторов, таких как самоконтроль, так и внешних, таких как социальная поддержка, в формировании нравственности у студентов университета.
Расширение вариативности образовательных маршрутов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяет высокую востребованность специалистов в области коррекционно-педагогического сопровождения. Цель статьи – на основе анализа результатов мониторинга представлений студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» выявить состояние действующей системы подготовки специалистов, сформулировать актуальные направления ее модернизации. Использовались методы анализа литературных источников, опроса, сравнительного, математического, статистического (коэффициент корреляции Спирмена) и контент-анализа данных. В исследовании приняли участие 6 153 человека, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Раскрыты и систематизированы критерии, обуславливающие выбор абитуриентами и обучающимися данного направления подготовки и профилей внутри его. Определены: готовность обучающихся к реализации трудовых функций и действии в соответствии с направленностью образовательной программы, их ожидания в процессе трудоустройства, начального этапа самостоятельной профессиональной деятельности. Определены проблемные области существующей системы подготовки кадров для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Предложены практические решения, направленные на ее модернизацию.
Исследование посвящено проблеме влияния новых цифровых технологий, искусственного интеллекта на сознание пользователя. Искусственный интеллект уже включен на бытовом уровне в семейные системы, но остается феноменом, плохо изученным в психологии развития, психологии личности и педагогике. Необходимо, в частности, понять, как влияет бытовой искусственный интеллект на развитие индивидуального сознания ребенка, на детско-родительские отношения. Цель исследования: изучить синергетические эффекты взаимоотношений нейросетей и индивидуального и группового сознания в семейных системах. В ходе эксперимента было отмечено включение цифрового помощника в семейное пространство и получение эмоционального отклика на процесс взаимодействия. Исследование показало, что нейросети стали все более интенсивно включаться в родительские холоны, детскородительские подсистемы молодых семей. Сейчас семейные системы находятся в ситуации адаптации к новому пользовательскому опыту. Новизна и практическая значимость: отмечено снижение родительского авторитета и ослабление его влияния на аффективную сферу детей в связи с тем, что «нейроняня» обладает способностью персонализации контента и функциями распознавания эмоций.
В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению нагрузки учителя в России и за рубежом с целью определения условий для ее оптимизации. В рамках исследования на базе ГАОУ ВО МГПУ был проведен вебинар, в котором приняли участие эксперты, занимающиеся проблемами оптимизации нагрузки учителя в России и в зарубежных странах, представители администрации школ и педагогические работники. Участникам вебинара было предложено пройти анонимный опрос, вопросы которого касались различных аспектов нагрузки учителей (количество учебных часов, объем административной работы, участие в методических и воспитательных мероприятиях), а также возможностей для повышения квалификации и профессионального развития, влияния данных факторов на качество преподавания и психологическое состояние педагогов. Эксперты представили результаты анализа подходов к определению содержания понятия «нагрузка учителя» в разных странах в зависимости от таких факторов, как структура и определение нагрузки, культурные и социальные контексты, финансирование и ресурсы, уровень подготовки и возможности для повышения квалификации учителей, использование технологий. Вебинар стал важной платформой для профессионального обмена мнениями, позволив определить приоритетные направления для дальнейших исследований и практических изменений не только в российской образовательной системе, но и за рубежом. Обзор полученного опыта позволил выделить количественные, качественные, организационные, технологические и психологические условия оптимизации нагрузки учителя.
Поведение субъекта образовательной деятельности в высшей школе является актуальной проблемой и требует исследовать личностные факторы речевого поступка, определяющие профиль поведения такого субъекта. Цель статьи – на основе результатов эмпирического исследования описать паттерны речевого поведения субъекта образовательной деятельности, обусловленные влиянием личностных факторов, репрезентированные в речевом поступке. В работе использовались методики, позволяющие исследовать психофизиологический, психологический и социальный аспекты речевого поступка: методики оценки самодостаточности и саморегуляции компьютеризированной системы «АКорД», Ко-терапевтическая компьютерная система «Келли-98»; статистические процедуры: описательные статистики, кластерный и корреляционный анализ. В исследовании принимали участие 333 студента первого курса вузов Екатеринбурга (N=333; M=19,71). Результаты значимой корреляции для отдельных комбинаций шкал самодостаточности и саморегуляции в кластерах, статистически значимое распределение Я-реального/Я-идеального по типам коммуникации, распределения шкал субсистемы в кластерах на операциональном уровне, предпочитаемых ролей в сопряженности Я-реального/Я-идеального и типа коммуникации в каждом кластере позволили описать паттерны речевого поведения, обусловленные личностными факторами, и связанные с ними пять профилей возможного поведения субъекта в условиях образовательной деятельности. Описанные профили поведения могут быть использованы для прогнозирования поведения субъекта образовательной деятельности, в проектировании педагогических технологий в методологическом, содержательном и организационном аспектах. Новизна и практическая значимость исследования заключается в исследовании личностных факторов речевого поступка и описании профилей прогнозируемого поведения субъекта образовательной деятельности.
Данное исследование направлено на выявление возможностей цифровой среды вуза с целью повышения уровня вовлеченности иностранных студентов в учебный процесс. Представлена оценка существующего опыта использования цифровых средств в обучении, определены сложности их применения. Раскрыты возможности высших образовательных учреждений по цифровизации, а также потенциал совершенствования цифровой среды вуза для большего вовлечения иностранных студентов в процесс обучения. По результатам исследования обозначены основные аспекты цифровой трансформации для поднятия уровня вовлеченности учащихся в образовательный процесс, такие как повышение качества и доступности мультимедийного и визуального контента, включение в цифровые ресурсы творческих заданий, использование различных сервисов, совершенствование коммуникационного взаимодействия в онлайн-формате, использование симуляционных компьютерных сред.
В последнее время наблюдается стремительное развитие искусственного интеллекта (далее – ИИ), ввиду чего вопросы, касающиеся интеграции ИИ в процесс подготовки будущих специалистов, в том числе учителей, становятся особенно актуальными. В свою очередь эффективность внедрения цифровых технологий в учебный процесс зависит от имеющегося у педагогов опыта использования данных технологий, уровня их компетентности в этой области, а также от отношения к ним участников образовательного процесса. В связи с этим целью данного исследования стало изучение опыта использования ИИ в образовании и повседневной жизни и отношения к нему студентов педагогического профиля по различным направлениям подготовки. Наше исследование показало, что в целом студенты осведомлены о возможностях ИИ и используют его как в личных, так и в образовательных целях. Около 20 % будущих учителей имеют первичный опыт применения ИИ в педагогической деятельности на этапах планирования и непосредственной разработки содержания уроков. В статье отмечается, что студенты, в зависимости от их профиля подготовки, выделяют различные аспекты использования ИИ, применимые для конкретных научных областей и учебных дисциплин, а также в процессе подготовки уроков. В то же время более 80 % респондентов указывают на возможные риски использования ИИ в образовании и критически оценивают возможности ИИ. Вместе с тем около 60 % опрошенных студентов согласны с необходимостью адаптироваться к изменениям, которые несет с собой ИИ. В зависимости от профиля подготовки полученные результаты могут стать основой для дальнейших исследований и дискуссий о роли ИИ в образовании, а также для разработки стратегий по эффективной интеграции этих технологий в учебный процесс с учетом меняющихся потребностей и специфики профиля подготовки студентов.
В статье рассматривается проблема повышения уровня мотивации студентов к обучению в высших образовательных организациях на базе использования основных положений теории мотивационного комплекса. Представлена развернутая характеристика структуры мотивационного комплекса хорошо успевающих и слабоуспевающих студентов, а также результаты анализа влияния базовых мотивов на учебное поведение респондентов. Приводится прогноз изменения учебного поведения студентов при отсутствии коррекции системы управления их мотивацией в ближайшем будущем. Анализируются сильные и слабые стороны такого инструмента мотивации учебного поведения студентов, как балльно-рейтинговая система, применяемого в российских высших учебных заведениях. Анализ учебного поведения слабоуспевающих студентов позволил сделать ряд практических предложений по совершенствованию системы рейтингования студентов, направленных на повышение уровня их мотивации к получению профессиональных знаний, навыков и компетенций. Основные из них сводятся к необходимости дополнительного введения регрессионного компонента при формировании итогового рейтинга студента и отказа от выставления баллов за посещение занятий. Реализация этих и других предложений, по мнению автора, будет способствовать повышению уровня вовлеченности лиц, получающих высшее образование, в учебный процесс и росту профессиональной компетентности выпускников российских высших учебных заведений.
Отношения между Россией и Африкой сегодня выходят на новый качественный уровень. Одним из важнейших направлений сотрудничества становится экспорт российского образования и привлечение африканских студентов в российские вузы. Для решения данной задачи необходимо исследовать социокультурные основания, которые могут способствовать появлению интереса граждан государств Африки к изучению русского языка и познанию российской культуры. Цель данной публикации – выявить и обобщить социокультурные основания для изучения русского языка и российской культуры африканскими студентами. Методология и методика. Исследованием охвачены 170 респондентов, в число которых вошли студенты университетов республик Кот-д´Ивуар и Гана, разделенные на группы изучающих и не изучающих русский язык. В качестве контрольной группы выступили русскоговорящие граждане данных государств, имеющие русские корни либо обучавшиеся в российских университетах. Этика исследования включала добровольное участие респондентов в исследовании, их осознанное согласие, конфиденциальность и анонимность. В качестве методов социокультурного анализа применены: междисциплинарное теоретико-методологическое моделирование, контент-анализ, фокус-группа, анкетирование. Результаты. В исследовании определены ключевые социокультурные основания для изучения русского языка и русской культуры африканскими студентами. На основе полученных результатов обоснованы фундирующие позиции для разработки модели организации просветительской деятельности, направленной на популяризацию российского культурного кода на африканском континенте. Новизна и практическая значимость. Материалы исследования иллюстрируют возможности для расширения доступа студентов африканских университетов к изучению русского языка и российской культуры, открывающие перед ними перспективы продолжения образования в России. Выявленные социокультурные особенности нужд, склонностей и интересов обучающихся могут быть использованы для разработки моделей образовательной и просветительской деятельности России в Африке в целях формирования позитивного отношения граждан африканских государств к изучению русского языка и российской культуры.
ISSN 0000-0000 (Online)