Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Культурный капитал ребенка: взаимосвязь с учебными мотивами (на примере Республики Татарстан и Республики Узбекистан)

https://doi.org/10.26907/esd.20.3.12

EDN: XCVOTJ

Аннотация

   Цель настоящего исследования – выявление взаимосвязи между культурным капиталом ученика и его внутренней учебной мотивацией в Республиках Татарстан и Узбекистан.

   В качестве культурного капитала детей учитывались такие аспекты, как доступ к книгам, посещение культурных мероприятий, поддержка творческого развития и особенности семейного воспитания. Для оценки мотивации к обучению была применена методика диагностики структуры мотивации обучения школьников М. В. Матюхиной. В исследовании приняли участие 354 учащихся начальных школ Татарстана (Россия) и Узбекистана (города Джизак и Ургенч). Обнаружена положительная корреляция между культурным капиталом и учебной мотивацией детей. При этом сила коэффициента корреляции была выше у школьников из Узбекистана. Установлена взаимосвязь между отдельными семейными практиками, культурными традициями и различными типами учебной мотивации. Результаты исследования актуальны для разработки эффективных образовательных программ и методов воспитания, учитывающих культурный контекст семьи и способствующих развитию учебной мотивации детей.

Об авторах

А. М. Галимов
Казанский (Приволжский) федеральный университет; Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета в городе Джизак
Россия

Алмаз М. Галимов

Казань; Узбекистан; Джизак



А. Д. Аскаров
Образовательный университет Ренессан
Узбекистан

Аброр Д. Аскаров

Ташкент



И. Х. Тугалов
Джизакский филиал Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека
Узбекистан

Исматжон Х. Тугалов

Джизак



Список литературы

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

2. Казакова, Г. М. Культурный капитал, культурные индустрии и индустрии культуры: понятийные поиски // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2020. – № 37. – С. 14–20. – DOI: 10.17223/22220836/37/2

3. Краснов, А. И., Краснова, М. В. Нестатистические методы оценки трансформации системы расселения Псковской области (по данным сети «ВКонтакте» и сервиса «Яндекс») // Географический вестник. – 2020. – № 4(55). – C. 53–63. – DOI: 10.17072/2079-7877-2020-4-53-63

4. Мантерыс, А. Культурный капитал и общественные отношения // Вестник Института социологии. – 2019. – Т. 10. – № 3. – С. 33–43. – DOI: 10.19181/vis.2019.30.3.586

5. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

6. Нисская, А. К., Ахмеджанова Д.Р., Байрамян Р.М., Лизунова Е.Г. Связь раннего образовательного и семейного опыта с академическими результатами детей в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. – 2023. – Т. 28. – № 5. – С. 70–84. – DOI: 10.17759/pse.2023280506

7. Прошкова, З. В. Наследование культурного капитала в семье: образовательные и профессиональные пути поколений, биографический подход // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2022. – Т. 13. – № 3. – DOI: 10.15862/32SCSK322

8. Фурсова, В. В. Влияние культурного капитала семьи на формирование образовательных достижений учащихся // Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2015. – № 2(15). – С. 59–67.

9. Эльконин, Д. Б. Психология игры. – М.: Владос, 2002. – 286 с.

10. Balboni, G., Menardo, E., Cubelli, R. Development and validation of the Scale of Cultural Capital // TPM – Testing, Psychometrics, Methodology in Applied Psychology. – 2019. – Vol. 26. – Pp. 149–175. – DOI: 10.4473/TPM26.1.8

11. Barnard, W. M. Parent involvement in elementary school and educational attainment // Children and Youth Services Review. – 2004. – Vol. 26. – No. 1. – Pp. 39–62. – DOI: 10.1016/j.childyouth.2003.11.002

12. Barone, C. Cultural Capital, Ambition and the Explanation of Inequalities in Learning Outcomes: A Comparative Analysis // Sociology. – Vol. 40. – No. 6. – Pp. 1039–1058. – DOI: 10.1177/0038038506069843

13. Bjorklund, A., Salvanes, K. G. Education and Family Background: Mechanisms and Policies // In: Hanushek, E., Machin, S., Woessmann, L. (Eds.). Handbook of the Economics of Education. – Amsterdam: Elsevier, 2011. – Pp. 201–247.

14. Bourdieu, P. The Forms of Capital // In J. Richardson (Ed.). Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. – New York: Greenwood, 1986. – Pp. 241–258.

15. Carter, P. L. Straddling Boundaries: Identity, Culture, and School // Sociology of Education. – 2006. – Vol. 79. – No. 4. – Pp. 304–328. – DOI: 10.1177/003804070607900402

16. Christenson, S. L., Rounds, T., Gorney, D. Family factors and student achievement: An avenue to increase students’ success // School Psychology Quarterly. – 1992. – Vol. 7. – No. 3. – Pp. 178–206. – DOI: 10.1037/h0088259

17. De Graaf, N. D., De Graaf, P. M., Kraaykamp, G. Parental Cultural Capital and Educational Attainment in the Netherlands: A Refinement of the Cultural Capital Perspective // Sociology of Education. – 2000. – Vol. 73. – No. 2. – Pp. 92–111. – DOI: 10.2307/2673239

18. Dumais, S. A. Children’s Cultural Capital and Teachers’ Assessments of Effort and Ability: The Influence of School Sector // Journal of Catholic Education. – 2005. – Vol. 8. – No. 4. – Pp. 418–439. – DOI: 10.15365/joce.0804022013

19. Dumais, S. A. Cultural Capital, Gender, and School Success: The Role of Habitus // Sociology of Education. – 2002. – Vol. 75. – No. 1. – Pp. 44–68. – DOI: 10.2307/3090253

20. Jacobs, B., van der Velden, R. Family resources and children’s skills: development of a skills attainment model // European Societies. – 2023. – Vol. 26. – No. 4. – Pp. 975–1011. – DOI: 10.1080/14616696.2023.2275602

21. Jæger, M. M. Does Cultural Capital Really Affect Academic Achievement? New Evidence from Combined Sibling and Panel Data // Centre for Strategic Research in Education Working Paper No. 0001. – 2010. – DOI: 10.2139/ssrn.1698751

22. Mikus, K., Tieben, N., Schober, P. S. Children’s conversion of cultural capital into educational success: the symbolic and skill-generating functions of cultural capital // British Journal of Sociology of Education. – 2020. – Vol. 41. – No. 2. – Pp. 197–217. – DOI: 10.1080/01425692.2019.1677454

23. Pressman, R. M., Owens, J. A., Evans, A. S., Nemon, M. L. Examining the Interface of Family and Personal Traits, Media, and Academic Imperatives Using the Learning Habit Study // The American Journal of Family Therapy. – 2014. – Vol. 42. – No. 5. – Pp. 347–363. – DOI: 10.1080/01926187.2014.935684

24. Shahzad, M., Lodhi, H., Siddique, M. Study the Relationship between Parenting Style and Child-Parent Relationship on Students' Achievement at the Elementary Level // Global Sociological Review. – 2023. – Vol.VIII. – No. I. – Pp. 287–298. – DOI: 10.31703/gsr.2023(VIII-I).28

25. Sieben, S., Lechner, C. M. Measuring cultural capital through the number of books in the household // Measurement Instruments for the Social Sciences. – 2019. – Vol. 1. – No. 1. –Pp. 1–6. – DOI: 10.1186/s42409-018-0006-0

26. Spagnola, M., Fiese, B. H. Family Routines and Rituals // Infants & Young Children. – 2007. – Vol. 20. – No. 4. – Pp. 284–299. – DOI: 10.1097/01.iyc.0000290352.32170.5a

27. Sullivan, A. Cultural Capital and Educational Attainment // Sociology. – 2001. – Vol. 35. – No. 4. – Pp. 893–912. – DOI: 10.1177/0038038501035004006

28. Teachman, J. D. Family background, educational resources, and educational attainment // American Sociological Review. – 1987. – Vol. 52. – No. 4. – Pp. 548–557. – DOI: 10.2307/2095300

29. Tramonte, L., Willms, J. D. Cultural capital and its effects on education outcomes // Economics of Education Review. – 2010. – Vol. 29. – No. 2. – Pp. 200–213. – DOI: 10.1016/j.econedurev.2009.06.003

30. Veraksa, А., Gavrilova, М., Dmitrieva, О., Semyonov, Y. Measuring Motivation in Preschool Children: Validation of the Russian Version of the Child Behaviour Motivation Scale // Education and Self Development. – 2022. – Vol. 17. – No. 4. – Pp. 111–125. – DOI: 10.26907/esd.17.4.09


Рецензия

Для цитирования:


Галимов А.М., Аскаров А.Д., Тугалов И.Х. Культурный капитал ребенка: взаимосвязь с учебными мотивами (на примере Республики Татарстан и Республики Узбекистан). Образование и саморазвитие. 2025;20(3):159-174. https://doi.org/10.26907/esd.20.3.12. EDN: XCVOTJ

For citation:


Galimov A., Askarov A., Tugalov I. Cultural capital of a child: relationship with learning motives (on the example of the Republic of Tatarstan and the Republic of Uzbekistan). Education and Self-Development. 2025;20(3):159-174. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.3.12. EDN: XCVOTJ

Просмотров: 55


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)