Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Дефициты методической компетентности педагогов профессионального обучения

https://doi.org/10.26907/esd.18.2.07

EDN: VWHXPW

Аннотация

Рынок труда сегодня остро нуждается в эффективных высококвалифицированных кадрах, готовых к работе в условиях турбулентности и неопределенности, а значит, и в педагогах, способных обеспечить соответствующую подготовку таких кадров. Однако не всегда уровень профессионального мастерства педагогов профессионального обучения позволяет обеспечивать требуемое качество. Поэтому важной становится организация непрерывной системы мониторинга образовательной сферы и рынка труда, позволяющей своевременно диагностировать существующие и прогнозировать возможные профессиональные дефициты педагогов, организовывать образовательные мероприятия по их устранению.

 Цель статьи – определить причины возникновения профессиональных дефицитов педагогов профессионального образования, предложить способы преодоления данных дефицитов на основании выявленных образовательных потребностей.

 Методология и методика. Исследование профессиональных дефицитов педагогов профессионального образования реализовано с опорой на компетентностный подход, концепцию профессионального образования и теории профессиональных дефицитов. Основным методом сбора первичных данных выступал анкетный опрос (n=589).

Результаты. Выявлены группы профессиональных дефицитов педагогических работников системы профессионального образования в области методической компетентности (использование современных форм и методов организации профессионально-педагогического обучения; применение современных педагогических, в том числе цифровых технологий; создание условий для личностного и профессионального развития обучающихся; контроль и оценка).

 Новизна и практическая значимость. Материалы исследования иллюстрируют первые опыты организации мониторинга образовательной сферы. Выявленный уровень профессиональной компетентности педагогов профессионального образования и конкретные дефициты в методической грамотности окажутся полезными для государственных органов и других профессиональных образовательных организаций при разработке комплекса мероприятий, направленных на совершенствование профессионального мастерства педагогов.

Об авторе

А. А. Коновалов
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

 Антон А. Коновалов

Екатеринбург



Список литературы

1. Авраамова, Е. М., Клячко, Т. Л., Логинов, Д. М., Полушкина, Е. А., Семионова, Е. А. Трудоустройство молодежи. Опыт работы или Хорошее образование (Т. Л. Клячко, Ред.). – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2019. – 22 с.

2. Андрюхина, Л. М., Ломовцева, Н. В., Садовникова, Н. О., Коновалов, А. А., Чебыкина, И. В. Готовность педагогов профессионального образования к работе в условиях цифровой образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30563

3. Блинов, В. И., Сатдыков, А. И., Селиверстова, И. В. Актуальное состояние взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий // Образование и наука. – 2021. – Т. 23. – № 7. – С. 41-70. – DOI:10.17853/1994-5639-2021-7-41-70

4. Веливаева, З. Р., Тархан, Л. З. Графическая грамотность педагога профессионального обучения // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). – 2021. – № 3(6). – С. 92-102. – DOI:10.17853/2686-8970-2021-3-92-102

5. Гафурова, Н. В., Осипова, С. И., Шубкина, О. Ю. Адаптивная система развития преподавателей для реализации образовательного процесса в идеологии CDIO // Перспективы науки и образования. – 2019. – №5(41). – С. 441-451. – URL: https://pnojournal.wordpress.com/2019/11/15/gafurova-osipova-shubkina/

6. Демин, В. М. Итоги и перспективы работы Союза директоров ссузов России // Аккредитация в образовании. – 2020. – № 5(121). – С. 62-64

7. Дубицкий, В. В., Коновалов, А. А., Лыжин, А. И., Феоктистов, А. В., Неумывакин, В. С. Мастер производственного обучения 2.0: кадровый потенциал проекта «Профессионалитет» // Образование и наука. – 2022. – Т. 24. – № 1. – С. 67–100. – DOI:10.17853/1994-5639-2022-1-67-100

8. Жданко, Т. А., Гершпигель, С. В., Гуринович, А. В., Михайлова, М. М. Диагностика предметной и методической компетенций педагогов // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30576

9. Жуков, Г. Н. Опережающая стратегия подготовки будущих мастеров производственного обучения // Образование. Карьера. Общество. – 2010. – № 2(28). – С. 33-35.

10. Жуков, Г. Н. Система непрерывного профессионально-педагогического образования Кемеровской области: методология, опыт, перспективы // Образование. Карьера. Общество. – 2010. – № 3(29). – С. 61-66.

11. Журавлева, О. Н., Андреевская Т П., Александрова С. В. Входная диагностика профессиональных дефицитов в системе дополнительного профессионального образования педагогов (на примере оценивания уровня информационно-аналитической компетенции учителя истории) // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2019. – №1(38). – С. 97-106.

12. Кислов, А. Г. К организации адресной командной подготовки педагогов профессионального образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). – 2021. – № 2(5). – С. 30-43. – DOI:10.17853/2686-8970-2021-2-30-43

13. Коновалов, А. А. Щипанова, Д. Е., Лыжин, А. И., Чернышов, Б. А. О дефиците исследовательских компетенций у педагогов СПО: результаты исследования // Профессиональное образование и рынок труда. – 2021. – № 2. – С. 112-125. – DOI:10.52944/PORT.2021.45.2.009

14. Коновалов, А. А., Чебыкина, И. В. Профессионально-педагогические дефициты педагогов системы СПО: результаты исследования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). – 2021. – № 2 (5). – С. 7-18. – DOI:10.17853/2686-8970-2021-2-7-18

15. Лукьянова, Е. В., Краскина, Е. В., Синицына, Г. В., Красилова, И. Н., Гиль, С. С. Колледж в 2025 году: ожидания и рекомендации // Аккредитация в образовании. – 2020. – № 5(121). – С. 65-67.

16. Лыжин, А. И., Коновалов, А. А. Компетентностный портрет современного исследователя в VUCA-мире // Высшее образование сегодня. – 2021. – № 4. – С. 14-19. – DOI:10.25586/RNU.HET.21.04.P.14

17. Маскина, О. Г., Федоров, В. А. Подготовка педагогов профессионального обучения в Австралии и Казахстане // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСА ЙТ). – 2021. – № 5(8). – С. 17-29.

18. Назаров, В. Л., Жердев, Д. В., Авербух, Н. В. Шоковая цифровизация образования: восприятие участников образовательного процесса // Образование и наука. – 2021. – Т. 23. – № 1. – С. 156-201. – DOI:10.17853/1994-5639-2021-1-156-201

19. Потемкина, Т. В. Проблемы выявления профессиональных дефицитов учителей при проектировании программ повышения качества образования // Источник. – 2018. – № 1. – С. 30-37.

20. Соловова, Н. В. Методическая компетентность преподавателя вуза // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. – 2010. – Вып. 5. – С. 52-59.

21. Тархан, Л. З. Дидактическая компетентность инженера-педагога: теоретические и методические аспекты: монография. Симферополь: Крымучпедгиз, – 2008. – 424 с.

22. Тырина, М. П. Дидактическая компетентность педагога и ее развитие // Известия Алтайского государственного университета. – 2012. – № 2-1(74). – С. 36-40.

23. Чоросова, О. М., Аетдинова, Р. Р., Соломонова, Г. С., Протодьяконова Г. Ю. Концептуальные подходы к идентификации цифровых компетенций педагогов: Когнитивное моделирование // Образование и саморазвитие. – 2020. – Т. 15. – № 3. – С. 189-202. – DOI:10.26907/esd15.3.16

24. Шаров, А. А., Коновалов, А. А. Универсальные компетенции педагогов профессионального образования: методика оценки и анализ взаимосвязей // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12. – № 5. – С. 7-21. – DOI:10.15293/2658-6762.2205.01

25. Brown, P., Souto-Otero, M. The End of the Credential Society? An Analysis of the Relationship between Education and the Labour Market Using Big Data // Journal of Education Policy. – 2020. – Vol. 35. – No. 1. – P. 95-118. – DOI:10.1080/02680939.2018.1549752

26. Christoforidou, М. Kyriakides L. Developing teacher assessment skills: The impact of the dynamic approach to teacher professional development // Studies in Educational Evaluation. – 2021. – Vol. 70. – DOI:10.1016/j.stueduc.2021.101051

27. Ezechil, L., Coman, P. Analysis of didacticians’ psycho-pedagogical competences // Procedia Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 33. – P. 233-237. – DOI:10.1016/j.sbspro.2012.01.118

28. Gao, Q. Professional development and ICT literacy of college teachers based on FPGA and image target recognition education // Microprocessors and Microsystems. – 2021. – Vol. 80. – DOI:10.1016/j.micpro.2020.103349

29. Nicoleta, N. S. Recommendations for Educational and Systemic Policies for Academics Training // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2013. – Vol. 76. – P. 565-569. – DOI:10.1016/j.sbspro.2013.04.165

30. Romijn, B. R., Slot, P. L., Leseman, P. Increasing teachers’ intercultural competences in teacher preparation programs and through professional development: A review // Teaching and Teacher Education. – 2021. – Vol. 98. – DOI:10.1016/j.tate.2020.103236

31. Souza, M. R. de A., Veado, L., Moreira, R. T., Figueiredo, E., Costa, H. A systematic mapping study on game-related methods for software engineering education // Information and Software Technology. – 2018. – Vol. 95. – P. 201-218. – DOI:10.1016/j.infsof.2017.09.014

32. Terrile, C. V. Critical pedagogies to combat the deficit model in community college libraries: A perspective // The Journal of Academic Librarianship. – 2019. – Vol. 45. – Iss. 5. – DOI:10.1016/j.acalib.2019.02.003

33. Woschank M., Pacher C. Teaching and Learning Methods in the Context of Industrial Logistics Engineering Education // Procedia Manufacturing. – 2020. – Vol. 51. – P. 1709-1716. – DOI:10.1016/j.promfg.2020.10.238

34. Xie, B. Construction of Teacher Culture in Applied Colleges under the Background of Educational Informationization // Microprocessors and Microsystems. – 2020. – P. 103486. – DOI:10.1016/j.micpro.2020.103486

35. Zhan, Q., Zhang, L. Principles and a Framework of Performance Evaluation for Learners in Distance Vocational Education // Procedia Engineering. – 2011. – Vol. 15. – P. 4183-4187. – DOI:10.1016/j.proeng.2011.08.785


Рецензия

Для цитирования:


Коновалов А.А. Дефициты методической компетентности педагогов профессионального обучения. Образование и саморазвитие. 2023;18(2):81-99. https://doi.org/10.26907/esd.18.2.07. EDN: VWHXPW

For citation:


Konovalov A. Methodical Competence Deficits of Vocational Training Teachers. Education and Self-Development. 2023;18(2):81-99. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.2.07. EDN: VWHXPW

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)