Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Компаративный подход в лингводидактике: сущность и перспективы

https://doi.org/10.26907/esd.19.1.07

EDN: LFLUVX

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению подхода, актуальность которого обусловлена современными лингводидактическими исследованиями, нацеленными на сравнение различных лингводидактических феноменов или методик, технологий и приемов, характерных для систем иноязычного образования как на международном уровне, так и в рамках одной лингвокультуры. Цель статьи – обоснование целесообразности компаративного подхода при изучении развития лингводидактики, её ретроспективного анализа и содержательной стороны, а также при анализе сменяющих друг друга ведущих парадигм системы иноязычного образования. В связи со спецификой компаративного подхода, основанного на сравнении, необходимо проанализировать особенность применения компаративного подхода для лингводидактических исследований. В результате анализа трудов по компаративистике и межкультурному общению была обоснована необходимость компаративного подхода как элемента научного познания, приобретения и обогащения методической науки в области иностранных языков. Также было показано, что компаративный подход не только не исключает существование раннее разработанных подходов, но и дополняет их и выводит лингводидактику на новый этап развития

Об авторах

Т. Н. Бокова
Московский городской педагогический университет
Россия

Москва



В. А. Цыбанёва
Московский городской педагогический университет
Россия

Москва



Список литературы

1. Бессарабова, И. С., Воробьев, Н. Е. Аналитический обзор современных исследований США проблемы влияния средств массовой информации на воспитание детей // Известия ВГПУ. – 2017. – №9(122). – С. 58–65.

2. Ванхемпинг, Э. «Academic writing» как академическая дисциплина в мировом университетском пространстве: компаративный анализ дидактико-методологических подходов // Непрерывное образование: XXI век. – 2022. – № 3(39). – С. 3-15. – DOI:10.15393/j5.art.2022.7844.

3. Вульфсон, Б. Л. Сравнительная педагогика: актуальные вопросы теории и методологии // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2011. – № 1. – С. 117–131.

4. Вульфсон, Б. Л. Сравнительная педагогика: История и современные проблемы – М.: УРАО, 2003. – 232 с.

5. Вульфсон, Б. Л., Малькова, З. А. Сравнительная педагогика: учебное пособие // М.; Воронеж: МОДЭК, 1996. – 256 с.

6. Гаркуша, Н. С. Обоснование научных подходов проведения компаративного педагогического исследования // Человек и образование. – 2011. – № 3(28). – С. 151–154.

7. Джуринский, А. Н. Сравнительная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 176 с.

8. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – С. 34–42.

9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов // Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2005. – 384 с.

10. Зиновьева, Л. Е. Компаративистский подход: некоторые методологические особенности, аналитические практики и их образовательный потенциал // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. – 2014. – № 2. – С. 18–25.

11. Иванова, С. В., Елкина, И. М. Применение метода компаративного анализа в философии образования // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 1. – № 4(69). – С. 25–35.

12. Карасёв, А. А. О смысловом наполнении термина «Подход к обучению» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2012. – Т. 18. – № 3. – С. 41–43.

13. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Наука, 1987. – 267 с.

14. Леонтьев, А. А. Психологические единицы и порождение речевого высказывания // Изд. 4-е, стереотипное. – М.: Ком-Книга, 2007. – 312 с.

15. Марюхина, В. В. Компаративный подход в современных педагогических исследованиях // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 1(74). – С. 55–57.

16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 2008. – 713 с.

17. Стус, Е. А. Компаративный анализ актуальных проблем высшего образования в Российской Федерации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2022. – Т. 8(74). – № 4. – С. 95–112.

18. Тагунова, И. А. Педагогическая компаративистика в контексте понятий и подходов современной науки // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 1. – № 4(41). – С. 41–53.

19. Тагунова, И. А. Педагогическая компаративистика вчера, сегодня, завтра // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2011. – №1. – С.132–146.

20. Тарева, Е. Г. Межкультурный подход к подготовке современных лингвистов // Межкультурное многоязычное образование как фактор социальных трансформаций: становление и развитие научной школы : сборник научных статей / Сост. и отв. ред.: Л.Г. Викулова,

21. А.А. Колесников. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Языки Народов Мира», 2021. – С. 34–44.

22. Тарева, Е. Г. Языковое образование: векторы трансформации // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 10. – С. 5–10.

23. Тюпа, В. И. Компаративизм как научная стратегия гуманитарного познания // Филологические науки. – 2004. – № 6. – С. 98–106.

24. Фурсова, В. В. Социология образования. Зарубежные парадигмы и теории – М.: Директ-Медиа, 2013. – 195 с.

25. Цыбанева, В. А., Серединцева, А. С., Бокова, Т. Н., Милованова, Л. А. Подходы в обучении иностранному языку // Волгоград : Сфера, 2023. – 100 с.

26. Языкова, Н. В. Эволюция парадигм в лингводидактике глазами современника // Иностранные языки в школе. – 2019. – № 5. – С. 12–17.

27. Tareva, E. G., Tarev, B. V. The assessment of students' professional communicative competence: new challenges and possible solutions // XLinguae. – 2018. – Vol. 11. – No. 2. – P. 758–767. – DOI:10.18355/XL.2018.11.02.59


Рецензия

Для цитирования:


Бокова Т.Н., Цыбанёва В.А. Компаративный подход в лингводидактике: сущность и перспективы. Образование и саморазвитие. 2024;19(1):81-91. https://doi.org/10.26907/esd.19.1.07. EDN: LFLUVX

For citation:


Bokova T., Tsybaneva V. Comparative Approach: The Essence and Prospects. Education and Self-Development. 2024;19(1):81-91. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.1.07. EDN: LFLUVX

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)