Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Философско-литературный рассказ как модель развития критического мышления

https://doi.org/10.26907/esd.18.1.05

Аннотация

Статья посвящена тому, как философско-литературные истории влияют на развитие самостоятельного мышления обучающихся. Данная методика представляет собой особое направление программы «Философия для детей», воздействие которой на критическое и творческое мышление охарактеризовано в теоретической части исследования. Философско-литературный рассказ является жанром художественной литературы. Он содержит философские категории, но характеризуется простотой тематики, содержания и языка. Роль подобных текстов заключается в мотивации к последующему философскому обсуждению в группе, называемой исследовательским сообществом. В интерпретации такого текста ученики демонстрируют владение приемами критического мышления. Авторы рассматривают подобную деятельность как специфическую модель развития критического мышления.

Об авторах

С. Борисова
Университет Константина Философа в Нитре
Словакия

Симона Борисова

Нитра



Г. Пинтес
Университет Константина Философа в Нитре
Словакия

Габор Пинтес

Нитра



Список литературы

1. Chrz, V. (2013). Forms of expression. In J. Slavik (Ed.), Creation as a way of knowing (pp. 249-317). Univerzita Karlova v Praze.

2. Kosturkova, M., & Ferencova, J. (2019). Strategies for developing critical thinking: Critical argumentation, debating, writing and organizing of knowledge. Wolters Kluver.

3. Lipman, M. (1982). Harry Stottlemeier’s Discovery. Montclaire: IAPC.

4. Lipman, M. (1983). Lisa (2nd ed.). Montclaire: IAPC.

5. Lipman, M. (1984). Philosophical inquiry: Instructional manual to accompany Harry’s Stottlemeier’s discovery. Montclaire: IAPC.

6. Lipman, M. (2003). Thinking in Education (2nd ed.). Cambridge University Press.

7. Lipman, M., Sharp, A. M., & Oscanyan, F. S. (1980). Philosophy in the Classroom (2nd ed.) Temple University Press.

8. Paul, R. W. (2012). Critical Thinking – What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World. Foundation for Critical Thinking.

9. Pushkarev, Y. V., & Pushkareva, E. A. (2018). Philosophical interpretation of knowledge and information: Knowledge value and information diversity in modern communication. XLinguae, 11(3), 176-184. https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.03.17

10. Reed, R. F., & Sharp, A. M. (1992). Studies in Philosophy for Children. Temple University Press. Sharp, A. M. (2010). In Community of Inquiry with Ann Margaret Sharp. Childhood, Philosophy and Education. Routledge.

11. Sharp, A. M. (2010). The Doll’s Hospital. Ceské Budejovice: TF JU.

12. Splitter, L., & Sharp, A. M. (1995). Teaching for Better Thinking. The Classroom Community of Inquiry. ACER Press.

13. Tozzi, M. (2002). Thinking for Yourself: An Introduction to Philosophy (5th ed.). Chronique Socia.

14. Wolf, M. (2020). Reader, Come Home. The Reading Brain in a Digital World. Host.

15. Yan, S., Walters, L. M., Wang, Z., & Wang, C. C. (2018). Meta-Analysis of the Effectiveness of Philosophy for Children Programs on Students’ Cognitive Outcomes. Analytic Teaching and Philosophical Praxis, 39(1), 13-33.

16. Zbudilova, H. (2013). Literature as a mind-opening key. In P. Bauman (Ed.), Critical and creative thinking: isn’t there anything more? Development of thinking in philosophical, theological, psychological and pedagogical contexts (pp. 134-154). Ceske Budejovice: TF JU.


Рецензия

Для цитирования:


Борисова С., Пинтес Г. Философско-литературный рассказ как модель развития критического мышления. Образование и саморазвитие. 2023;18(1):60-71. https://doi.org/10.26907/esd.18.1.05

For citation:


Borisova S., Pintes G. The Philosophical Literary Story as a Model of Critical Thinking. Education and Self-Development. 2023;18(1):60-71. https://doi.org/10.26907/esd.18.1.05

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)