Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Формирование идентичности студентов вузов, подверженных отклоняющемуся поведению

https://doi.org/10.26907/esd.18.3.13

EDN: EGEILZ

Аннотация

Глобальная трансформация общества, которая заключается в изменении существующих моделей поведения, традиционных норм и ценностей, вызывает неопределенность у современного человека. Молодежь сталкивается с трудностями самоопределения, что вызывает внутреннюю напряженность, которая приводит к социальной дезадаптации и в итоге к нарушению идентичности. Исследования указывают на рост отклоняющегося поведения в молодежной среде, вызванный нарушением социально-психологической адаптации, изменением ценностно-смысловой сферы личности. В статье представлены результаты исследования обучающихся по программам высшего образования в количестве 221 респондента, среди которых часть респондентов имеет в анамнезе признаки отклоняющегося поведения. Респонденты разбиты на 2 группы:

Группа 1 – группа риска (116 испытуемых, имеющих в анамнезе агрессивное поведение, состояния, близкие к депрессии, нарушенную социально-психологическую адаптацию, отобраны по результатам МБОС);

Группа 2 – 105 испытуемых (агрессивное поведение, депрессивные состояния в анамнезе отсутствуют, отобраны рандомно по результам МБОС). Для проведения психодиагностического исследования использовались Цифровая платформа «ОКО» (https://oko.kpfu.ru) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет (далее – цифровая платформа «ОКО»).

Для анализа и интерпретации результатов исследования использовались статистические методы (t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ). Результаты исследования позволили определить степень сформированности идентичности лиц, подверженных отклоняющемуся поведению, а также выявить психологические особенности, способствующие формированию идентичности личности.

Об авторе

Руслан Н. Хакимзянов
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Россия

г. Казань



Список литературы

1. Акимова, М. О., Кузина, Д. В. Идентичность как предмет психологического исследования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2020. – Т. 26 – № 2. – С. 122–126. – DOI:10.34216/2073-1426-2020-26-2- 122-126

2. Винограденко, Г. Г. Понятие идентичности: интерпретационный анализ // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. – 2012. – № 18(272). – С. 104–107.

3. Выбойщик, И. В., Шакурова, З. А. Личностный многофакторный опросник Р. Кэттелла: Учебное пособие. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ. – 2000. – 54 с.

4. Ениколопов, С. Н., Цибульский, Н. П. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. – 2007. – Т. 28. – № 1. – С. 115–124.

5. Кляйн, М., Айзекс С., Райвери, Дж., Хайманн, П. Развитие в психоанализе. – М.: Академический проект. – 2001. – 512 с.

6. Кржечковский, А. Ю. Формирование самосознания у детей и подростков как метод профилактики пограничных психических расстройств [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2011. – № 5. – http://medpsy.ru (дата обращения: 18.09.2023).

7. Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Издательство Института психотерапии. – 2002. – 362 с.

8. Хакимзянов, Р. Н. Взаимосвязь механизмов психологических защит с идентичностью лиц, склонных отклоняющемуся поведению // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2023. – Т. 12. – № 2А. – С. 251–256. –DOI:10.34670/AR.2023.66.30.029

9. Хакимзянов, Р. Н., Рязанов, Д. А. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды (опыт Республики Татарстан) // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии: сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции, 13–15 октября 2021 года. / под науч. ред. Ю.В. Богинской. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ». – 2021. – С. 279–282.

10. Хакимзянов, Р. Н., Рязанов, Д. А. Социальные, психологические и организационные факторы, влияющие на психологическую безопасность образовательной среды // Образование и саморазвитие. – 2022. – Т. 17. – № 4. – С. 303–320. – DOI:10.26907/esd.17.4.21

11. Харламенкова, Н. Е. Эго-идентичность и ее особенности у лиц с разным уровнем посттравматического стресса // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2019. – Т. 25 – № 1. – С. 107–111.

12. Шнейдер, Л. Б. Психология идентичности. – М.: Юрайт. – 2023. – 328 с.

13. Jaspers, K. Allgemeine Psychopathologie. – Berlin: Springer-Verlag Berlin Heidelberg Gmbh, 1953. – 747 p.

14. Suler, J. Psychology of the Digital Age: Humans Become Electric. – Cambridge University Press, 2016. – 475 p.


Рецензия

Для цитирования:


Хакимзянов Р.Н. Формирование идентичности студентов вузов, подверженных отклоняющемуся поведению. Образование и саморазвитие. 2023;18(3):202-214. https://doi.org/10.26907/esd.18.3.13. EDN: EGEILZ

For citation:


Khakimzyanov R. Formation of the Identity of University Students Prone to Deviant Behavior. Education and Self-Development. 2023;18(3):202-214. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.3.13. EDN: EGEILZ

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)