Preview

Название журнала на русском

Расширенный поиск

Представления студентов-дефектологов о будущей профессии и характеристиках осваиваемых образовательных программ

https://doi.org/10.26907/esd.20.2.07

EDN: QRXLJS

Аннотация

Расширение вариативности образовательных маршрутов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяет высокую востребованность специалистов в области коррекционно-педагогического сопровождения. Цель статьи – на основе анализа результатов мониторинга представлений студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» выявить состояние действующей системы подготовки специалистов, сформулировать актуальные направления ее модернизации. Использовались методы анализа литературных источников, опроса, сравнительного, математического, статистического (коэффициент корреляции Спирмена) и контент-анализа данных. В исследовании приняли участие 6 153 человека, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Раскрыты и систематизированы критерии, обуславливающие выбор абитуриентами и обучающимися данного направления подготовки и профилей внутри его. Определены: готовность обучающихся к реализации трудовых функций и действии в соответствии с направленностью образовательной программы, их ожидания в процессе трудоустройства, начального этапа самостоятельной профессиональной деятельности. Определены проблемные области существующей системы подготовки кадров для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Предложены практические решения, направленные на ее модернизацию.

Об авторах

А. А. Алмазова
Московский педагогический государственный университет
Россия

Анна А. Алмазова 

Москва



А. В. Кроткова
Московский педагогический государственный университет
Россия

Алевтина В. Кроткова

Москва



О. И. Белоусова
Московский педагогический государственный университет
Россия

Ольга И. Белоусова 



Д. Е. Васильева
Московский педагогический государственный университет
Россия

Дарья Е. Васильева 

Москва 



М. А. Яковлева
Московский педагогический государственный университет
Россия

Мария А. Яковлева 

Москва 



Список литературы

1. Алехина, С. В., Алексеева, М. Н., Агафонова, Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. – 2011. – Т. 16. – № 1. – С. 83–92.

2. Алмазова, А. А., Кроткова, А. В. Проектирование новых образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Образование и саморазвитие. – 2022. – Т. 17. – № 2. – С. 256–269. – DOI: 10.26907/esd.17.2.20

3. Алмазова, А. А., Кулакова, Е. В. Разработка новых программ подготовки педагогов-дефектологов: опыт, проблемы, поиск решений // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 5. – С. 24–33. – DOI: 10.47639/2074-4986_2022_5_24

4. Гасанова, С. С. Г., Абдуллаева, М. С., Ибрагимова, Р. Ю. Повышение мотивации студентовдефектологов в процессе профессиональной подготовки // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74-3. – С. 58–60.

5. Головчиц, Л. А., Жигорева, М. В., Переверзева, М. В. Профессиональная подготовка студентов к работе с детьми с множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 5. – С. 34–45. – DOI: 10.47639/2074-4986_2022_5_34

6. Дейнега, Н. В. Взаимосвязь факторов стресса и карьерных ориентаций студентов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2021. – № 3. – С. 116–128. – DOI: 10.18384/2310-7235-2021-3-116-128

7. Золоткова, Е. В. Современные тенденции профессиональной подготовки учителя-дефектолога // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. – 2015. – С. 17–18.

8. Кремень, Ф. М., Кремень, С. А. Особенности карьерных ориентаций студентов – будущих педагогов заочной формы обучения // Мир психологии. – 2023. – № 4 (115). – С. 276–285. – DOI: 10.51944/20738528_2023_4_276

9. Кроткова, А. В., Микляева, Н. В. Особенности профессионально-личностного становления студентов дефектологического факультета. Сообщение 1 // Дефектология. – 2023. – № 1. – С. 72–80. – DOI: 10.47639/0130-3074_2023_1_72

10. Кроткова, А. В., Нурлыгаянов, И. Н. Психолого-педагогические трудности дистанционного освоения образовательных программ по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Сообщение 1) // Дефектология. – 2020. – № 5. – С. 72–80.

11. Левченко, И. Ю., Бутко, Г. А. Инновационный подход к оценке профессиональных компетенций будущих педагогов-дефектологов // Дефектология. – 2024. – № 4. – С. 63–74.

12. Лиходедова, Л. Н., Толегенова, Ж. Е. Стрессоустойчивость как профессионально значимое качество личности учителя дефектолога // Sciences of Europe. – 2020. – № 59. – С. 69–72.

13. Магомедова, Р. М., Валиева, П. В., Гасанова, С. С. Г. Формирование профессиональной направленности у студентов – будущих дефектологов // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74-3. – С. 194–197.

14. Мироненко, И. А., Роон, М. В. Представления студентов-дефектологов о будущей профессии // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности. – 2018. – С. 1309–1316.

15. Назарова, Н. М. Факторы и тенденции развития профессиональной подготовки кадров для системы специального образования в вузах Российской Федерации // Специальное образование. – 2008. – № 11. – С. 5–11.

16. Никандрова, Т. С., Нурлыгаянов, И. Н. Особенности мотивационной сферы абитуриентов – будущих бакалавров и магистров специального (дефектологического) образования // Дефектология. – 2019. – № 2. – С. 72–78.

17. Никандрова, Т. С., Тушева, Е. С. Трансформации в проектировании содержания обучения студентов-олигофренопедагогов в контексте реконструкции дефектологического образования // Школа будущего. – 2024. – № 3. – С. 172–191. – DOI: 10.55090/19964552_2024_3_172_191

18. Нурлыгаянов, И. Н., Сайтханов, А. Ф., Хайртдинова, Л. Ф. Представления о личностно-профессиональных характеристиках учителей-дефектологов, взаимодействующих с семьями слепоглухих детей // Дефектология. – 2019. – № 4. – С. 53–62.

19. Плотникова, Н. Н. Динамика образа карьеры студентов педагогических специальностей в процессе профессионального образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – Т. 23. – № 4. – С. 98–102.

20. Приказ Минтруда РФ от 13.03.2023 N 136н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» (зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2023 N73027). – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=447408 (дата обращения: 04.10.2024).

21. Ручица, Т. С. Профессионально-важные качества педагога-дефектолога глазами студентов первокурсников // Вестник Донецкого педагогического института. – 2018. – № 3. – С. 87–91.

22. Сафонова, Т. В., Аслаева, Р. Г., Денискина, В. З. К проблеме формирования готовности педагогов к обеспечению безопасности участников инклюзивного образования при профессиональной подготовке в вузе // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития. – 2019. – С. 209–211.

23. Соловьева, Т. А., Алмазова, А. А., Кулакова, Е. В. К проблеме усиления практико-ориентированной подготовки учителей-дефектологов по программам прикладного бакалавриата // Наука и школа. – 2014. – № 4. – С. 145–153.

24. Филатова, И. А. Деонтологическая компетентность будущих педагогов-дефектологов // Специальное образование. – 2015. – № 2. – С. 105–115.

25. Христолюбова, Л. В. Реализация компетентностного подхода в подготовке бакалавров направления «Специальное (дефектологическое) образование» // Специальное образование. – 2016. – № 4. – С. 50–58.

26. Шилова, Е. А., Закрепина, А. В., Стребелева, Е. А. Исследование педагогического контекста диагностической компетенции учителя-дефектолога // Интеграция образования. – 2019. – Т. 23. – № 3 (96). – С. 458–474.

27. Bourne, E., McAllister, L., Kenny, B., Short, K. Speech pathologists’ perceptions of the impact of student supervision // International Journal of Practice-based Learning in Health and Social Care. – 2020. – Vol. 8. – No. 2. – Pp. 1–15. – DOI: 10.18552/ijpblhsc.v8i2.549

28. Felsher, L., Ross, E. The knowledge and attitudes of occupational therapy, physiotherapy and speechlanguage therapy students, regarding the speech-language therapist's role in the hospital stroke rehabilitation team // South African Journal of Communication Disorders. – 1994. – Vol. 41. – No. 1. – Pp. 49–63. – DOI: 10.4102/sajcd.v41i1.256


Рецензия

Для цитирования:


Алмазова А.А., Кроткова А.В., Белоусова О.И., Васильева Д.Е., Яковлева М.А. Представления студентов-дефектологов о будущей профессии и характеристиках осваиваемых образовательных программ. Название журнала на русском. 2025;20(2):78-96. https://doi.org/10.26907/esd.20.2.07. EDN: QRXLJS

For citation:


Almazova A., Krotkova A., Belousova O., Vasileva D., Yakovleva M. Ideas of Students in the Field of Special Education about the Future Profession and Characteristics of the Educational Programs Being Mastered. Title. 2025;20(2):78-96. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.2.07. EDN: QRXLJS

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0000-0000 (Print)
ISSN 0000-0000 (Online)