Preview

Название журнала на русском

Расширенный поиск

Современная мультипликация и младший школьник: дидактические возможности и диагностический потенциал

https://doi.org/10.26907/esd.20.1.08

EDN: PCJYUS

Аннотация

Современные дети с раннего возраста активно вовлекаются в разнообразные информационные процессы, эмоционально и эстетически воздействующие на его воспитание и развитие. С детства ребенок находится в постоянно функционирующем информационном пространстве, содержащем множество мультипликационных и анимационных ресурсов, рассматривая содержание которых он по-своему анализирует качества и поступки любимого героя. Основное удовольствие ему доставляют мультфильмы, позволяющие ненавязчиво раскрывать важные для жизни понятия, такие как дружба и верность, взаимовыручка и сочувствие, добро и зло, на основе которых происходит формирование личностных качеств ребенка. В статье показаны результаты исследования, отражающие восприятие и удовлетворенность младших школьников содержанием современных мультфильмов, что позволяет понять, какие черты характера и внутреннего мира ребенка могут обусловить «мультики» из детства. Цель исследования заключалась в выявлении дидактического влияния мультфильмов на эмоциональное состояние детей, в определении понимания детьми смыслового содержания мультфильма, так как именно в этот временной отрезок детства у ребенка извне формируются личностные качества. Исследование раскрывает также возможный диагностический потенциал мультипликации, определяющий на основе индивидуальных предпочтений ребенка, во-первых, близко воспринимаемые образы героев, во-вторых, отклики детей на мультипликативные истории, в-третьих, характеристические штрихи психологического портрета современного ребенка.

Об авторах

В. К. Власова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Вера К. Власова 

Казань



В. Г. Закирова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Венера Г. Закирова

Казань

 



И. О. Жарковская
Академия Бала-Сити (Город детей)
Россия

Инна О. Жарковская

Казань



Список литературы

1. Алешкин, Н. И., Щукина, И. А. Влияние мультипликационных фильмов агрессивного содержания на поведение детей дошкольного возраста // Генетическая психология. – СПб., 2002. – № 16-17. – С. 56–61.

2. Арсеньев, А. C. Философские основания понимания личности: Цикл популяр. лекций-очерков с прил.: Учеб. пособие для студентов вузов – Москва: Academia, 2001. – 592 с.

3. Асенин, С. В. Мудрость вымысла: мастера мультипликации о себе и о своем искусстве / сост. С. В. Асенин. – М.: Искусство, 1983. – 207 с.

4. Бандура, А. Теория социального научения / пер. с англ. под ред. Н. Н. Чубарь – СПб.: Евразия, 2000. – 318 с.

5. Брушлинский, А. В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского и М. И. Воловиковой. – Москва: Издательство "Пер Сэ", 2002. – С. 9-33.

6. Бузаров, К. И. Комплексный подход как методологический принцип построения воспитательной системы школы (теоретический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2012. – Серия 3: Педагогика и психология. – № 2. – С. 32-36.

7. Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с.

8. Головкина, Е. М. Влияние современных российских мультфильмов на формирование гендерных стереотипов поведения у детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3316–3320. http://e-koncept.ru/2014/54927.htm

9. Жарковская, И. О., Закирова В. Г. Мультфильмы как диагностический ресурс развития младшего школьника // Современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (VIII Андреевские чтения), Казань, 23-24 марта 2023 года. Отв. ред. Е.В. Асафова. – Казань: Казанский федеральный университет, 2023. – С. 195-198.

10. Исаев, Е. И. Деятельностный подход в педагогическом образовании: становление и реализация // Психологическая наука и образование. – 2020. – Том 25. – № 5. – C. 109-119. – DOI:10.17759/pse.2020250509

11. Иткин, В.Д. Что делает мультипликационный фильм интересным? / В. Иткин // Искусство в школе. – 2006. – № 1. – С. 51-54.

12. Королева, Н. Н., Богдановская, И. М., Луговая, В. Ф. Влияние информационной среды на идентичность современных подростков // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 11 (Электронный ресурс). URL: https://psychology.snauka.ru/2014/11/3957 (дата обращения: 16.01.2025)

13. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – c. 303.

14. Мелкозёрова, Е. В. Возможности мультипликации как вида современного искусства при обучении и воспитании дошкольников // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, 2008. – № 6 (Электронный ресурс). URL: http://www.jurnal.org/articles/2008/ped27.html (дата обращения: 14.01.25)

15. Нго Мань Лан, О. Современные творческие проблемы искусства мультипликации Вьетнама : дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.03. / Нго Мань Лан 0. – M., 1984. – 229 с. URL: https://www.dissercat.com/content/sovremennye-tvorcheskie-problemy-iskusstva-multiplikatsii-vetnama (дата обращения: 14.01.25)

16. Николаев, Е. В., Охлопкова, И. И. Влияние мультипликационных фильмов на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 6. (Электронный ресурс). URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16767 (дата обращения: 14.01.2025)

17. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник. – М.: Издательство Юрайт – МГППУ, 2011. – 460 с.

18. Ольшанский, Д. В. Психология масс. Серия «Мастера психологии». – СПб.: Питер, 2002. – 363 с.

19. Романова, E. С, Потемкина, С. Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1992. – 256 с.

20. Рыжов, Б. Н., Котова, О. В. Эйдетический образ с позиций системной психологии // Системная психология и социология. – 2021. – Т. 1. - №37. – С. 5-27. – DOI:10.25688/2223-6872.2021.37.1.1

21. Сальный, Р. В. Медиавосприятие как философская и психологическая проблема // «Медиа-образование». – 2014. – №3. – С. 24-37.

22. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2005 – 384 с.

23. Смирнова, Е. О., Соколова, М. В., Матушкина, Н. Ю., Смирнова, С. Ю. Исследование возрастной адресации мультфильмов // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т. 10. – № 4. – С. 27-36.

24. Уайтэкер, Г., Халас, Д. Тайминг в анимации / Пер. с англ. Ф. Хитрук. – Издательство: Магазин искусства, 2000. – 142 с.

25. Ходякова, Н. В. Ситуационно-средовой подход в проектировании личностно-развивающих образовательных систем: исследование продолжается // Прикладная психология и педагогика, 2022. – Т. 7 – № 4. – С. 61-74. – DOI:10.12737/2500-0543-2022-7-4-61-74

26. Хомякова, Н. С. Возможности влияния СМИ на воспитание и социализацию школьника // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 3. – С. 28–31.

27. Шариков, А. В., Айгистова, Ю. В. Место анимации в жизни младших дошкольников // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т. 10. – № 4. – С. 72–79.

28. Шаханская, А. Ю. Психологические особенности восприятия мультипликационных фильмов детьми младшего школьного возраста // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 8. – С. 190-191.

29. Эльконин, Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

30. Яновский, М. И. Психологическая природа восприятия «связки» между кадрами в киномонтаже // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29. - № 1. – С. 46-53.

31. Habib K., Soliman T. Cartoons’ Effect in Changing Children Mental Response and Behavior // Open Journal of Social Sciences. – 2015. – № 3. – Pp. 248-264. – DOI:10.4236/jss.2015.39033

32. Kirsh S. J. Cartoon violence and aggression in youth // Journal of Aggression and Violent Behavior. – 2006. – № 11. – Pp. 547–557. – DOI:10.1016/j.avb.2005.10.002

33. Klein H., Shiffman K. S. Verbal aggression in animated cartoons // International Journal Child Adolesc Health. – 2012. – Т. 5. - № 1. – Pp. 7-12.

34. Rule, A. C. Using humorous cartoons to teach mineral and rock concepts in sixth grade science class // Journal of geosciences education. – 2005. – Т. 53. - № 5. – Pp. 548-558. – DOI:10.5408/1089-9995-53.5.548

35. Srinivasalu, G. N. Using cartoons as effective tools in teaching learning process of social science // Scholary research journal for interdisciplinary studies. – 2016. – Т. 3. - № 23. – Pp. 1898-1905.

36. Vlasova, V. K., Kirilova, G. I., Masalimova, A. R. Information and logistic foundations of pedagogical education design and content education // Review of European Studies. – 2015. – Т. 7. - №4. – Pp. 54-58.– DOI:10.5539/res.v7n4p54


Рецензия

Для цитирования:


Власова В.К., Закирова В.Г., Жарковская И.О. Современная мультипликация и младший школьник: дидактические возможности и диагностический потенциал. Название журнала на русском. 2025;20(1):103-117. https://doi.org/10.26907/esd.20.1.08. EDN: PCJYUS

For citation:


Vlasova V., Zakirova V., Zharkovskaya I. Modern animation and the younger schoolchild: didactic possibilities and diagnostic potential. Title. 2025;20(1):103-117. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.1.08. EDN: PCJYUS

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0000-0000 (Print)
ISSN 0000-0000 (Online)