Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Удовлетворенность базовых психологических потребностей у субъектов высшей ступени образования

https://doi.org/10.26907/esd.19.1.05

Аннотация

Внутренне мотивированные учащиеся в большей степени сохраняют интерес к образованию, более настойчивы в обучении и добиваются в нем больших успехов. Согласно теории самодетерминации, для внутренней мотивации более всего необходимо удовлетворение базовых психологических потребностей человека в автономии, компетентности и связанности с другими людьми. Цель данного исследования – выявление специфики обеспечения базовых психологических потребностей субъектов на высшей ступени образования. Для сбора данных использовалась шкала «Поддержка психологических потребностей», которая оценивает удовлетворенность базовых психологических потребностей в контексте различных отношений. Респондентами выступили 463 аспиранта по шести направлениям образования (физика, науки о Земле, биология, химия, математика, информационные технологии). Выявлены различия в степени удовлетворенности и в особенностях поддержки базовых психологических потребностей в разных системах отношений. В целом автономия оказалась наиболее удовлетворенной потребностью, а связанность с другими людьми – наименее удовлетворенной. В системе близких отношений (друзья и мать) все три базовые психологические потребности поддерживаются в большей степени, чем во всех системах отношений в вузе. Сравнение различных систем отношений в вузе между собой показало, что потребность в связанности с другими людьми больше всего поддерживают коллеги и научный руководитель, потребность в компетентности – коллеги, менее всего потребность в компетентности поддерживает руководитель, а потребность в связанности с другими людьми менее всего поддерживается в контексте групповых занятий. Выявленные закономерности стабильны во времени. Различия в удовлетворении потребностей в зависимости от области образования не обнаружились за одним исключением: аспиранты, специализирующиеся в области физики, сообщали о более высоком уровне поддержки потребностей в компетентности и связанности с другими людьми. Результаты дают ориентиры для поддержки внутренней мотивации у субъектов на высших ступенях образования.

Об авторах

Н. Р. Салихова
Казанский федеральный университет
Россия

Казань



М. Ф. Линч
Университет Рочестера; Казанский федеральный университет; НИУ Высшая школа экономики
Соединённые Штаты Америки

Нью-Йорк

Казань

Москва



А. Б. Салихова
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
Россия

Москва



А. С. Фахрутдинова
Казанский федеральный университет
Россия

Казань



Список литературы

1. Bronte-Tinkew, J., Moore, K. A., & Carrano, J. (2006). The father-child relationship, parenting styles, and adolescent risk behaviors in intact families. Journal of Family Issues, 27(6), 850–881. https://doi.org/10.1177/0192513X05285296

2. Chirkov, V. I., & Ryan, R. M. (2001). Parent and teacher autonomy-support in Russian and U.S. adolescents: Common effects on well-being and academic motivation. Journal of Cross Cultural Psychology, 32(5), 618–635. https://doi.org/10.1177/0022022101032005006

3. D’Ailly, H. (2003). Children’s autonomy and perceived control in learning: A model of motivation and achievement in Taiwan. Journal of Educational Psychology, 95(1), 84–96. https://doi.org/10.1037/0022-0663.95.1.84

4. Daguplo, M. (2015). Needs satisfaction and academic intrinsic motivation of education students. Journal of Educational and Human Resource Development, 13(1), 24–34.

5. Deci, E. L., Schwartz, A. J., Sheinman, L., & Ryan, R. M. (1981). An instrument to assess adults’ orientations toward control versus autonomy with children: Reflections on intrinsic motivation and perceived competence. Journal of Educational Psychology, 73(5), 642–650. https://doi.org/10.1037/0022-0663.73.5.642

6. Gordeeva, Т. (2010). Self-determination theory: present and future. Part 1: The problems of theory development. Psychological Studies, 3(12). https://doi.org/10.54359/ps.v3i12.906

7. Grolnick, W. S., & Ryan, R. M. (1989). Parent styles associated with children’s self-regulation and competence in school. Journal of Educational Psychology, 81(2), 143–15. https://doi.org/10.1037/0022-0663.81.2.143

8. Grolnick, W. S., Kurowski, C. O., Dunlap, K. G., & Hevey, C. (2000). Parental resources and the transition to junior high. Journal of Research on Adolescence, 10(4), 465–488. https://doi.org/10.1207/SJRA1004_05

9. Guay, F., Ratelle, C. F., & Chanal, J. (2008). Optimal learning in optimal contexts: The role of self- determination in education. Canadian Psychology, 49(3), 233–240. https://doi.org/10.1037/a0012758

10. Guay, F., & Vallerand, R. J. (1996). Social context, student’s motivation, and academic achievement: Toward a process model. Social Psychology of Education, 1(3), 211–233. https://doi.org/10.1007/bf02339891

11. Hoeve, M., Dubas, J. S., Eichelsheim, V. I., Van Der Laan, P. H., Smeenk, W., & Gerris, J. R. M. (2009). The relationship between parenting and delinquency: a meta-analysis. Journal of Abnormal Child Psychology, 36(7), 749–775. https://doi.org/10.1007/s10802-009-9310-8.

12. Janssen, S., Vuuren, M., & De Jong, M. (2021). Sensemaking in supervisor-doctoral student relationships: revealing schemas on the fulfillment of basic psychological needs.Studies in Higher Education, 46(12), 2738–2750. https://doi.org/10.1080/03075079.2020.1804850

13. La Guardia, J. G., Ryan, R. M., Couchman, C. E., & Deci, E. L. (2000). Within-person variation in security of attachment: A self-determination theory perspective on attachment, need fulfillment, and well-being. Journal of Personality and Social Psychology, 79(3), 367–384. https://doi.org/10.1037/0022-3514.79.3.367

14. Li, M., Frieze, I. H., Nokes-Malach, T. J., & Cheong, J. (2013).Do friends always help your studies? Mediating processes between social relations and academic motivation. Social returns and academic motivation. Social Psychology of Education, 16(1), 129–149. https://doi.org/10.1007/s11218-012-9203-5

15. Lynch, M. F., Salikhova, N. R., & Salikhova, A. B. (2018). Internal Motivation among Doctoral Students: Contributions from the Student and from the Student's Environment. International Journal of Doctoral Studies, 13, 255–272. https://doi.org/10.28945/4091

16. Murray-Harvey, R., & Slee, P. T. (2007). Supportive and Stressful Relationships With Teachers, Peers and Family and Their Influence on Students' Social/Emotional and Academic Experience of School. Australian Journal of Guidance and Counselling, 7(2), 126–147. https://doi.org/10.1375/ajgc.17.2.126

17. Niemiec, C. P., Lynch, M. F., Vansteenkiste, M., Bernstein, J., Deci, E. L., & Ryan, R. M. (2006). The antecedents and consequences of autonomous self-regulation for college: A self-determination theory perspective on socialization. Journal of Adolescence, 29(5), 761–775. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2005.11.009

18. Poom-Valickis, K., Rumma, K., Francesconi, D., & Joosu, K. (2019). Relations Between Student Teachers Basic Needs Fulfillment, Study Motivation, And Ability Beliefs. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 31, 779–789. https://doi.org/10.15405/epsbs.2017.10.74

19. Pretty, G. H., Chipuer, H. M., & Bramston, P. (2003). Sense of place amongst adolescents and adults in two rural Australian towns: The discriminating features of place attachment, sense of community and place dependence in relation to place identity. Journal of Environmental Psychology, 23(3), 273–287. https://doi.org/10.1016/S0272-4944(02)00079-8

20. Pulyaeva,V. N., & Nevryuev, A. N. (2020). The relationship of basic psychological needs, academic motiva-tion and alienation from study of students in higher education. Psychological Science and Education, 25(2), 19–32. https://doi.org/10.17759/pse.2020250202

21. Ratelle, C. F., Guay, F., Larose, S., & Senecal, C. (2004). Family correlates of trajectories of academic motivation during a school transition: Asemiparametric group-based approach. Journal of Educational Psychology, 96(4), 743–754. https://doi.org/10.1037/0022-0663.96.4.743

22. Reeve, J. (2006). Teachers as facilitators: What autonomy-supportive teachers do and why their students benefit. Elementary School Journal, 106, 225–236. https://doi.org/10.1086/501484

23. Ryan, R. M. (2023). The Oxford Handbook of Self-Determination Theory. Oxford University Press.

24. Ryan, R. M., & Deci, E. L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. The Guilford Press. https://doi.org/10.1521/978.14625/28806

25. Salikhova, N. R., Lynch, M. F., & Salikhova, A. B. (2019). The associations between tolerance for ambiguity and internal and external motivation in the scholarly activities of doctoral students. Education and Self Development, 14(4), 39–51. https://doi.org/10.26907/esd14.4.04

26. Salikhova, N. R., Lynch, M. F., & Salikhova, A. B. (2021). Two Generations of Mother-Child Relationships: A Self-determination Theory Analysis of the Social Situation of Development. Psychology in Russia: State of the Art, 14(4), 149–168. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0

27. Sethi, J., & Scales, P. C. (2020). Developmental relationships and school success: How teachers, parents, and friends affect educational outcomes and what actions students say matter most. Contemporary Educational Psychology, 63. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2020.101904

28. Sheldon, K. M., & Krieger, L. S. (2007). Understanding the negative effects of legal education on law students: A longitudinal test of self-determination theory. Personality and Social Psychology Bulletin, 33, 883–897. https://doi.org/10.1177/0146167207301014

29. Vallerand, R. J., Fortier, M. S., & Guay, F. (1997). Self-determination and persistence in a real-life setting: Toward a motivational model of high school dropout. Journal of Personality and Social Psychology, 72(5), 1161–1176. https://doi.org/10.1037/0022-3514.72.5.1161

30. Verhoeven, M., Bögels, S. M., & van der Bruggen, C. C. (2012). Unique roles of mothering and fathering in child anxiety; moderation by child’s age and gender. Journal of Child and Family Studies, 21(2), 331–343. https://doi.org/10.1007/s10826-011-9483-y.

31. Vrolijk, P., Van Lissa, C. J., Branje, S. J. T. Meeus, W. H. J., & Keizer, R. (2020). Longitudinal Linkages Between Father and Mother Autonomy Support and Adolescent Problem Behaviors: Between- Family Differences and Within-Family Effects. Journal of Youth Adolescence, 49(11), 2372–2387. https://doi.org/10.1007/s10964-020-01309-8

32. Williams, G. C., & Deci, E. L. (1996). Internalization of biopsychosocial values by medical students: A test of self-determination theory. Journal of Personality and Social Psychology, 70(4), 767–779. https://doi.org/10.1037//0022-3514.70.4.767


Рецензия

Для цитирования:


Салихова Н.Р., Линч М.Ф., Салихова А.Б., Фахрутдинова А.С. Удовлетворенность базовых психологических потребностей у субъектов высшей ступени образования. Образование и саморазвитие. 2024;19(1):50-65. https://doi.org/10.26907/esd.19.1.05

For citation:


Salikhova N., Lynch M.F., Salikhova A., Fakhrutdinova A. Basic Psychological Need Satisfaction among Students in Higher Education. Education and Self-Development. 2024;19(1):50-65. https://doi.org/10.26907/esd.19.1.05

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)