Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Развитие поликультурного образования в Татарстане и Казахстане

https://doi.org/10.26907/esd.18.3.12

EDN: BPYYGC

Аннотация

Актуальность исследования определяется тем, что этническая педагогика, имеющая богатые традиции, должна стать одним из инструментов воспитания молодежи на фоне современной глобализации. Педагогическая наука будет значительно более действенной при обращении к тем ценностям, которые содержатся в устном творчестве, в обычаях и традициях народов. Цель исследования – раскрыть механизмы и инструменты этнопедагогики в поликультурном образовании. Ведущий метод исследования – моделирование. Он позволяет рассмотреть поликультурное образование как процесс целенаправленного и осознанного овладения определенным типом полиэтнической культуры, формирование которой происходит через межэтническую интеграцию, социальную адаптацию личности в условиях многонационального общества, познание культурного пласта языка, отражающего ценности того или иного народа. Новизной исследования является авторская модель, которая показывает процесс становления и совершенствования поликультурного образования в элементах этнопедагогики и методологических положениях педагогического процесса. Практическая ценность исследования обусловлена решением группы воспитательных задач, связанных с сохранением культурной самобытности учащихся: выработки у них толерантного поведения, уважения к культурным различиям, межэтнической интеграции, освоением ими общего и уникального в традициях, образе жизни, ценностях рядом живущих народов.

Об авторах

Гузалия Ж. Фахрутдинова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Казань



Зарина Р. Ибраева
Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева
Казахстан

Астана



Кульжанат Н. Булатбаева
Национальная академия им. И. Алтынсарина
Казахстан

Астана



Список литературы

1. Агадуллин, Р. Р. Поликультурная профессиональная компетентность современного учителя // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Вып.5. – Киев: Педагогическая пресса, 2003. – С. 12–17.

2. Алиева, Н. Н. Кросс-культурность как методология изучения второго языка в современной лингвистике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – Том 7. – № 28. – С. 7–13.

3. Амирхан, И. Философия татар и национальное образование. – Казань: Татарское книжное издательство, 2003. – 335 с.

4. Ахметжанова, З. К. Функционально семантические поля русского и казахского языков (опыт сопоставительного исследования). – Алма-Ата: Изд-во "Наука" Казахской ССР, 1989. – 106 с.

5. Байрамова, Л. К. Языковая модель Татарстана // Модели национальных языков / под ред. Л. К. Байрамовой. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. – С. 13–22.

6. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология. – Москва: УРАО, 1998. – 576 с.

7. Гайфуллин, В. Г. Национально-региональный компонент стандарта образования: татарстанский вариант. – Издательство ТГГПИ, 1999. – 118 с.

8. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию. – Москва. Прогресс, 1984. – 546 с.

9. Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. – 2002. – №10. – С. 93–96.

10. Исхакова, З. А. Функциональное взаимодействие татарского и русского языков в современном Татарстане // Язык и этнос на рубеже веков: этносоциологические очерки о языковой ситуации в Республике Татарстан / отв. ред. Р.Н. Мусина – Казань: Магариф, 2002. – С. 29–31.

11. Климова, Т. В. Поликультурное образование: сборник учебно-методических материалов для направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. – Благовещенск: Амурский государственный университет, 2017. – 27 c.

12. Кожахметова, К. Ж. Поликультурное образование в условиях многоэтнического Казахстана: проблемы и перспективы // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. – 2016. – №1(3). – С. 93–96.

13. Лихачев, Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л.: Сов. писатель, 1989. – 410 с.

14. Мухарямова, Л. М. Языковые отношения: политологический анализ. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2003. – 275 c.

15. Сафин, Ф. Г. Этноязыковые процессы в Башкортостане в ХХ столетии / Отв. ред. М.Н. Губогло. – М.: ЦИМО, 2000. – 292 с.

16. Столярова, Г. Р. Современная языковая ситуация в Республике Татарстан // Русский язык в тюрко-славянских этнокультурных взаимодействиях: этнологические очерки / отв. ред. М.Н. Губогло. – М.: Центр по изучению межэтн. отношений Ин-та этнологии и антропологии, 2005– С. 75–87.

17. Сулейменова, Э. Д. Язык как ресурс мягкой силы. – Алматы: Казах. Нац. Ун-т им. Аль-Фараби, 2016. – 89 с.

18. Харисов, Ф. Ф. Полиязыковый Татарстан и проблема психологии многоязычия // Языковая ситуация в Республике Татарстан: состояние и перспективы: материалы научно-практической конференции в 2 ч. – Казань, Полигр. участок Изд-ва, 1999. – С. 119–124.

19. Шаймерденова, Н. Ж. Глоссы как феномен текста. – М.: Флинта, 2019. – 156 с.

20. Hart, P. (2005). Transitions in thought and practice: Links, divergences and contradictions in postcritical inquiry. Environmental Education Research, 11(4), 391–400.

21. Fahrutdinova, G. Zh., Solovyova, E. G. (2014). Formation of the value-oriented polycultural personality of a future teacher in the contemporary educational space // Life Science Journal. – 2014. – Vol. 11(11 s.). – P. 272–276.

22. Fahrutdinova, G. Zh., Bulatbayeva, K. N., Kondratova, O. I., Fedorova, S. N. Petukhova, O. A. Updating of language training content in Kazakhstan: implementation of new linguodidactic approaches // XLinguae. – 2018. – Vol. 11. – No. 2. – P. 239–255.

23. Ravich, D. The Death and Life of the Great American School System: how testing and choice undermine education. – New York: Basic Books, 2010. – 283 p.


Рецензия

Для цитирования:


Фахрутдинова Г.Ж., Ибраева З.Р., Булатбаева К.Н. Развитие поликультурного образования в Татарстане и Казахстане. Образование и саморазвитие. 2023;18(3):184-201. https://doi.org/10.26907/esd.18.3.12. EDN: BPYYGC

For citation:


Fahrutdinova G., Ibrayeva Z., Bulatbayeva K. Development of Multicultural Education in Tatarstan and Kazakh. Education and Self-Development. 2023;18(3):184-201. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.3.12. EDN: BPYYGC

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)