Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Современная российская аспирантура: проблемы и ключевые факторы развития

https://doi.org/10.26907/esd.19.3.11

EDN: AOCGPZ

Аннотация

Статья посвящена ключевым вопросам подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре. На сегодняшний день существует ряд противоречий, которые связаны с необходимостью разработки целостной концепции для определения места и функций аспирантуры в современном обществе.
Цель статьи – изучение основных трудностей и проблем, с которыми сталкиваются соискатели ученой степени в процессе обучения в аспирантуре.
Методы исследования: анкета «Основные проблемы обучения в аспирантуре», разработанная и апробированная авторами; метод статистического анализа данных. Выявлено, что основные цели поступления в аспирантуру для большинства обучающихся связаны с получением ученой степени, более 50% опрашиваемых считают научную деятельность своим призванием. Основная трудность, которую отмечают аспиранты, связана с отсутствием возможности проведения научно-исследовательской работы и апробации ее результатов. Среди других факторов выделяют необходимость совмещения основного места работы с обучением, но при этом почти 77 % не планируют прерывать обучение.
Сделан вывод о том, что аспиранты Сибирского федерального университета отличаются высокими мотивационно-целевыми установками, позволяющими успешно обучатся в аспирантуре, заниматься научной деятельностью и получать учёную степень. Результаты исследования помогут разработать комплекс мер, связанных с правовой, организационной поддержкой государства не только РФ, но и дружественных зарубежных стран, что позволит создавать коллаборации, отстраивать междисциплинарные связи между специальностями для получения качественного, востребованного научного исследования, а также привлекать иностранных абитуриентов для обучения в аспирантуре РФ.

Об авторах

М. В. Ростовцева
Сибирский федеральный университет
Россия

Марина В. Ростовцева

Красноярск, Россия



О. В. Волкова
Сибирский федеральный университет
Россия

Олеся В. Волкова

Красноярск, Россия



Список литературы

1. Багдасарьян, Н.Г., Балуева, Т.В. Аспирантура регионального вуза: проблемы и пути решения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. - № 5 - (171). С. 373-393.

2. Балабанов, С. С., Бедный, Б. И., Козлов, Е.В., Максимов Г. А. Многомерная типология аспирантов // Социологический журнал. – 2003. – № 3. – С. 71–85.

3. Бедный, Б. И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. – 2016. – №4(211). – С. 5–16.

4. Бедный, Б. И. Роль и структура образовательной подготовки в аспирантуре нового типа // Высшее образование в России. – 2013. – № 12. – С. 78–89.

5. Бекова, С. К., Груздев, И. А., Джафарова, З. И., Малошонок, Н. Г., Терентьев, Е. А. Портрет современного российского аспиранта. – М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 60 с.

6. Ворошень, О. Г. Показатели деятельности академической аспирантуры и проблемы повышения ее эффективности // Социологический альманах. – 2023. – № 14. – С. 79–86.

7. Габов, А. В., Шерстобитов, А. Е. Проблемы правового регулирования подготовки, научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) // Методологические проблемы цивилистических исследований. – 2021. – № 3. – С. 181–195.

8. Замараева, И. В. Социальный портрет современного российского аспиранта // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2013. – № 5(117). – С. 152–158.

9. Капшутарь, М. А. Мотивация как фактор качества подготовки аспирантов // Ценности и смыслы. – 2016. – № 5(45). – С. 39–47.

10. Малошонок, Н. Г., Терентьев, Е. А. На пути к новой модели аспирантуры: опыт совершенствования аспирантских программ в российских вузах // Вопросы образования. – 2019. – № 3. – С. 8–42. – DOI:10.17323/1814-9545-2019-3-8-42

11. Миронос, А. А., Бедный, Б. И., Рыбаков, Н. В. Академические профессии в спектре профессиональных предпочтений аспирантов // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – Т. 21. – № 3. – С. 74–84. – DOI:10.15826/umpa.2017.03.039

12. Михалкина, Е. В., Филоненко, Ю. В., Герасимова, О. Я. Проблемы развития аспирантуры в федеральных университетах: анализ мнений ключевых стейкхолдеров// Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2019. – № 2. – С. 75–82.

13. Мосичева, И. А., Караваева, Е. В., Петров, В. Л. Реализация программ аспирантуры в условиях действия ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Высшее образование в России. – 2013. – № 8-9. – С. 3–10.

14. Резник, С. Д., Чемезов, И. С. Институт аспирантуры российского вуза: состояние, проблемы и перспективы развития // Вестник Томского государственного университета. – 2018. – № 430. – С. 159–168. – DOI:10.17223/15617793/430/22

15. Рыбаков, Н. В. Современная модель российской аспирантуры: пилотное исследование первого выпуска // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27. – № 7. – С. 87–95. – DOI:10.31992/0869-3617-2018-27-7-86-95

16. Семенова, Т. В. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов: роль учебной активности // Высшее образование в России. – 2016. – № 7(203). – С. 25–37.

17. Сенашенко, В. С. О престиже профессии «преподаватель высшей школы», ученых степеней и ученых званий // Высшее образование в России. – 2017. – № 2. – С. 36–44.

18. Сизых, А. Д. Анализ академической среды как места учебы и работы // Вопросы образования. – 2014. – № 1. – С. 92–109.

19. Старшинова, Т. А., Вавилова, Е. Л. Аспирантура - проблемы и решения: семинар аспирантов и молодых ученых как интегративная форма обучения // Управление устойчивым развитием. – 2019. – № 5(24). – С. 115–119.

20. Хохлова, Н. И., Рустамова, Л. Р. Проблема подготовки научно-педагогических кадров в высшей школе // Вестник Брянского государственного университета. – 2017. – № 4(34). – С. 335–342.

21. Шафранов-Куцев, Г. Ф., Ефимова, Г. З., Булашева, А. А. Тенденции и факторы эффективности подготовки аспирантов российских вузов в условиях реформирования высшего образования // Социологические исследования. – 2017. – № 9. – С. 135–144.

22. Шестак, В. П., Шестак, Н.В. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России. – 2015. – № 12. – С. 22–34.

23. Юревич, М. А., Малахов, В. А., Аушкап, Д. С. Плюрализм оценок миграционных потоков научных кадров в России // Наука. Инновации. Образование. – 2017. – № 4(26). – С. 116–124.

24. Bair, C.R., Haworth, J. G. Doctoral Student Attrition and Persistence: A Meta-Synthesis of Research // J. C.Smart (ed.) Higher Education: Handbook of Theory and Research. – 2004. - Vol. XIX. Dordrecht: Springer. - P. 481–534.

25. Balaban, C. Diversifying the Missions and Expectations of Doctoral Education: Are We Losing the Distinctive 'Added Value' of the PhD? // Cardoso S., Tavares O., Sin C., Carvalho T. (Eds). Structural and Institutional Transformations in Doctoral Education. Palgrave Macmillan, Cham. - 2020. Series: Issues in Higher Education - P. 325345. DOI: 10.1007/978-3-030-38046-5_11

26. Brailsford, I. Motives and Aspirations for Doctoral Study: Career, Personal, and Inter-personal Factors in the Decision to Embark on a History PhD // International Journal of Doctoral Studies. – 2010. – Vol. 5. – Pp. 15–27.


Рецензия

Для цитирования:


Ростовцева М.В., Волкова О.В. Современная российская аспирантура: проблемы и ключевые факторы развития. Образование и саморазвитие. 2024;19(3):149-164. https://doi.org/10.26907/esd.19.3.11. EDN: AOCGPZ

For citation:


Rostovtseva M., Volkova O. Modern Russian Postgraduate Education: Main Problems and Key Factors in the Development. Education and Self-Development. 2024;19(3):149-164. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.3.11. EDN: AOCGPZ

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)