Preview

Название журнала на русском

Расширенный поиск

Развитие комического в детском возрасте: обзор исследований

https://doi.org/10.26907/esd.20.1.07

EDN: MOPBJN

Аннотация

Актуальность исследования заключается в том, что при всём многообразии исследований смеховой культуры, изучение юмора в детском возрасте требует систематизации и более подробного анализа. В данной области есть ряд нерешенных вопросов, связанных с проблемами понимания детьми смешного, инструментов диагностики, отсутствием образовательных практик по развитию юмора в детском возрасте. Цель исследования предусматривает выделение основных трендов исследования чувства комического у детей в современных научных работах. Основным методом критического обзора стал библиографический анализ источников, изданных с 2000 года по базам международного цитирования Scopus и Web of Science с применением методики VOSviewer. Данная методика позволила выделить общее число публикаций по поисковому запросу «юмор» и «дети» с дальнейшим выявлением ключевых слов. При фильтрации ключевых слов были получены кластеры, образующие понятийные пространства, вокруг которых сформированы темы исследования юмора в детском возрасте. Поиск по заданным условиям обнаружил 624 записи в базе данных Scopus и 380 записей в Web of Science. Обзор исследований по базам международного цитирования показал, что темы публикаций сгруппированы в кластеры, отражающие психологический, психотерапевтический, клинический и гуморальный аспекты исследования комического в детском возрасте. Юмор в детском возрасте рассматривается либо как развивающийся феномен, либо как самостоятельная ценность, свойственная детству.

Об авторах

Л. Ф. Баянова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

 Лариса Ф. Баянова

Москва



Н. Е. Веракса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Николай Е. Веракса

Москва



Е. С. Ощепкова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Екатерина С. Ощепкова

Москва



Список литературы

1. Артемьева, Т. В. Юмор детей: содержание конструкта и методика его оценки // Современное дошкольное образование. – 2021. – № 3 (105). – С. 46–59. – DOI: 10.24412/1997-9657-2021-3105-46-59

2. Белолуцкая, А. К., Вачкова, С. Н., Патаракин, Е. Д. Связь цифрового компонента обучения и развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований и международных образовательных практик // Образование и саморазвитие. – 2023. – Т. 18. – № 2. – С. 37–55. – DOI: 10.26907/esd.18.2.04

3. Веракса, Н. Е., Баянова, Л. Ф., Артемьева, Т. В. Психология смеха в структурно-диалектическом подходе // Культурно-историческая психология. – 2023. – Т. 19. – № 3. – C. 93–101. – DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2023190311

4. Козинцев, А. Г., Бутовская, М. Л. О детях, богах и обезьянах // Этнографическое обозрение. – 1997. – № 3. – C. 111–115.

5. Рокотянская, Л. О. Основные этапы развития чувства юмора у детей // Политехнический молодежный журнал. – 2018. – № 5. – С. 1–11. – DOI: 10.18698/2541-8009-2018-05-316

6. Шиян, О. А. Смешное и страшное в детских нарративах: когнитивный аспект // Национальный психологический журнал. – 2022. – № 3 (47). – С. 44–51. – DOI:10.11621/npj.2022.0306

7. Bariaud, F. Chapter 1: Age Differences in Children’s Humor // Journal of Children in Contemporary Society. – 1989. – Vol. 20. – No. 1-2. – Pp. 15–45. – DOI:10.1300/J274v20n01_03

8. Bergen, D. Characteristics of young children’s expression of humour in home settings as observed by parents // International Journal of Educology – 1989. – Vol. 3. – No. 2. – Pp. 124–135.

9. Bönsch-Kauke, M. Psychologie des Kinderhumors: Schulkinder unter sich. – Opladen: Leske+ Budrich, 2003. – 304 p. – DOI: 10.1007/978-3-322-80898-1

10. Boyle, F., Stack, N. An explorative study into the possible benefits of using humor in creative tasks with a class of primary five pupils // HUMOR. – 2014. – Vol. 27. – No. 2. – Pp. 287–306. – DOI: 10.1515/humor-2014-0029

11. Burdette, H. L., Whitaker, R. C. Resurrecting free play in young children: looking beyond fitness and fatness to attention, affiliation, and affect // Archives of pediatrics & adolescent medicine. – 2005. – Vol. 159. – No. 1. – Pp. 46–50. – DOI: 10.1001/archpedi.159.1.46

12. Damra, J. K., Akour, M. M., Al Omari, O. Stress and loneliness: exploring adolescents’ use of social media as a coping strategy during COVID-19 // Nursing children and young people. – 2024. – Vol. 36. – No. 1. – Pp. 26–32. – DOI: 10.7748/ncyp.2023.e1456

13. Fogel, A., Nelson-Goens, G. C., Hsu, H. Do Different Infant Smiles Reflect Different Positive Emotions? // Social Development. – 2000. – Vol. 9. – Pp. 497–520.

14. Ger, E., Daum, M. M., Manfredi, M. Children’s recognition of slapstick humor is linked to their Theory of Mind // Front. Cognit. – 2024. – Vol. 3. – P. 1369638. – DOI: 10.3389/fcogn.2024.1369638

15. Gomberg, J., Raviv, A., Fenig, E., Meiri, N. Saving Costs for Hospitals Through Medical Clowning: A Study of Hospital Staff Perspectives on the Impact of the Medical Clown // Clinical medicine insights. Pediatrics. – 2020. – Vol. 14. – P. 117955652090937. – DOI: 10.1177/1179556520909376

16. Herzfeld, E., Prager, F. Verständnis für Scherz und Komik beim Kinde // Zeitschrift für angewandte Psychologie. – 1930. –Vol. 34. – Pp. 353–417.

17. Hoicka, E., Soy Telli, B., Prouten, E., Leckie, G., Browne, W. J., Mireault, G., Fox, C. The Early Humor Survey (EHS): A reliable parent-report measure of humor development for 1- to 47-month olds // Behavior research methods. – 2022. – Vol. 54. – No. 4. – Pp. 1928–1953. – DOI: 10.3758/s13428-021-01704-4

18. Hudenko, W. J., Stone, W., Bachorowski, JA. Laughter differs in children with autism: an acoustic analysis of laughs produced by children with and without the disorder // Journal of Autism and Developmental Disorders. – 2009. – Vol. 39. – No. 10. – Pp. 1392–1400. – DOI: 10.1007/s10803-009-0752-1

19. Javed, T., Khan, A. S., Jarral, N. A., Taqi, Z., Raza, M., Shahid, Z. Medical clowning: a cost-effective way to reduce stress among children undergoing invasive procedures // Cureus. – 2021. – Vol. 13. – No. 10. – DOI: 10.7759/cureus.18886

20. Juen, B., Bänninger-Huber, E. Conflict regulation in early mother-child dyads: on the role of smiling during conflict episodes // 8th European Conference on “Facial Expression, Measurement and Meaning”. – Saarbrücken (Germany). – September 27–30, 1999.

21. Liebertz, C. Lachen und bilden ein Traumpaar – Bedeutung des Lachens für das Lernen // Unsere Kinder – Das Fachjournal für Bildung und Betreuung in der frühen Kindheit. – 2007. – Vol. 62. – No. 3. – Pp. 10–13.

22. Loizou, E. Infant humor: the theory of the absurd and the empowerment theory // International Journal of Early Years Education. – 2005. – Vol. 13. – No. 1. – Pp. 43–53. – DOI: 10.1080/09669760500048329

23. Manfredi, M., Proverbio, A. M., Gonçalves Donate, A. P., Macarini Gonçalves Vieira, S., Comfort, W. E., De Araújo Andreoli, M., Boggio, P. S. tDCS application over the STG improves the ability to recognize and appreciate elements involved in humor processing // Experimental brain research. – 2017. – Vol. 235. – No. 6. – Pp. 1843–1852. – DOI: 10.1007/s00221-017-4932-5

24. Martin, R. The psychology of humor: an integrative approach. – New York: Academic Press, 2006. – 464 p.

25. McGhee, P.E. Humor and children's development. A guide to practical applications. – Routledge, 2014. – 294 p.

26. McGhee, P. E. Humor: Its Origin and Development. – San Francisco: Freeman, 1979.

27. Meiri, N., Ankri, A., Hamad-Saied, M., Konopnicki, M., Pillar, G. The effect of medical clowning on reducing pain, crying, and anxiety in children aged 2-10 years old undergoing venous blood drawing – a randomized controlled study // European journal of pediatrics. – 2016. – Vol. 175. – No. 3. – Pp. 373–379. – DOI: 10.1007/s00431-015-2652-z

28. Paine, A. L., Hashmi, S., Howe, N., Johnson, N., Scott, M., Hay, D. F. “A pirate goes nee-nor-nee-nor!” humor with siblings in middle childhood: A window to social understanding? // Developmental Psychology. – 2022. – Vol. 58. – No. 10. – Pp. 1986–1998. – DOI: 10.1037/dev0001403

29. Piaget, J. Six psychological studies. - New York, NY: Vintage, 1967.

30. Ruch, W. Measurement approaches to the sense of humor: Introduction and overview // HUMOR. – 1996. – Vol. 9. – No. 3-4. – Pp. 239–250. – DOI: 10.1515/humr.1996.9.3-4.239

31. Sarra, S., Otta, E. Different types of smiles and laughter in preschool children // Psychological Reports. – 2001. – Vol. 89. – No. 3. – Pp. 547–558. – DOI: 10.2466/PR0.89.7.547-558

32. Singer, E. Humor, Social Laughing, and Pleasure to Function: Three Sources of Laughter That Are Intrinsically Connected in Early Childhood // Research on Young Children’s Humor. Educating the Young Child / Ed. By E. Loizou, S. L. Recchia. – Springer, Cham, 2019. – DOI: 10.1007/978-3-030-15202-4_3

33. Vrticka, P., Black, J. M., Reiss, A. L. The neural basis of humour processing // Nature reviews. Neuroscience. – 2013. – Vol. 14. – No. 12. – Pp. 860–868. – DOI: 10.1038/nrn3566

34. Williams, B. Dimensions & VOSViewer Bibliometrics in the Reference Interview // The Code4Lib Journal. – 2020. – No. 47. https://journal.code4lib.org/articles/14964

35. Wolfenstein, M. Children’s Understanding of Jokes // The Psychoanalytic Study of the Child. – 1953. – Vol. 8. – No. 1. – Pp. 162–173. – DOI: 10.1080/00797308.1953.11822767


Рецензия

Для цитирования:


Баянова Л.Ф., Веракса Н.Е., Ощепкова Е.С. Развитие комического в детском возрасте: обзор исследований. Название журнала на русском. 2025;20(1):89-102. https://doi.org/10.26907/esd.20.1.07. EDN: MOPBJN

For citation:


Bayanova L., Veraksa N., Oshchepkova E. Humor development in childhood: a critical review. Title. 2025;20(1):89-102. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.1.07. EDN: MOPBJN

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0000-0000 (Print)
ISSN 0000-0000 (Online)