Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Личностные факторы, способствующие формированию идентичности у лиц из дисфункциональных семей

https://doi.org/10.26907/esd.19.4.19

EDN: ZTGESC

Аннотация

Чувство собственной идентичности является главным фактором гармоничного развития личности. Идентичность человека формируется в процессе социального развития личности и во многом обусловлена объектными отношениями, которые складываются в семье. В повседневной клинической практике психологи все чаще сталкиваются с пограничной структурой личности у клиентов. Пограничная личностная организации тесно связана с проблемой силы Эго и идентичностью. Проблема идентичности имеет высокую степень проработки, но вопрос о связи семейного благополучия с идентичностью зрелого человека разработан слабо. В частности, не раскрывается проблема становления идентичности у лиц из неблагополучных (дисфункциональных) семей. Исходя из этого, была определена цель исследования: выявить факторы, способствующие формированию идентичности у лиц из дисфункциональных семей. В статье представлены результаты эмпирического исследования, позволившего установить, что лица из дисфункциональных семей обладают несформированной идентичностью. Результаты корреляционного анализа выявили личностные факторы, развитие которых позволит психологам целенаправленно воздействовать на формирование идентичности.

Об авторах

Р. Н. Хакимзянов
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Руслан Н. Хакимзянов

Казань



А. В. Лаврентьева
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Анна В. Лаврентьева

Казань



Список литературы

1. Абульханова-Славская, К. Л. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 302 с.

2. Батаршев, А. В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 336 с.

3. Боулби, Дж. Привязанность = Attachment / Общ. ред. и вступ. ст. Г. В. Бурменской; Пер. с англ. Н. Г. Григорьевой и Г. В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2003. – 447 с.

4. Городилина, М. В. Диалог с историей своей семьи: зарубежный опыт исследования // Педагогика и психология образования. – 2017. – № 2. – С. 110–119.

5. Психология личности в Казанском университете: учебное пособие / И.Р. Абитов, Г.Г. Александрова, Е.М. Алексеева [и др.]; ответственный редактор Л.М. Попов. – Казань: Отечество, 2015. – 303 с.

6. Рожков, М. И. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие. – М.: Владос, 2006. – 239 c.

7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

8. Строкова, С. С. Направления изучения семейной идентичности в психологии // Консультативная психология и психотерапия. – 2014. – № 3. – С. 8–22.

9. Целуйко, В. М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей. – М.: Владос, 2006. – 287 c.

10. Шнейдер, Л. Б. Психология идентичности. – М.: Юрайт. – 2023. – 328 с.

11. Erikson, E. H. Identity, youth and crisis. – New York: W.W. Xorton Company, 1968. – 338 p.

12. Goldstein, M., Jones, J. Adolescent and familial precursors of borderline and schizophrenic conditions / Ed. by P. Hartocollis // Borderline personality disorders: The concept, the syndrome, the patient: International Conference on Borderline Disorders (Topeka, 1976). – New York: International Universities Press, 1977. – P. 213–230.

13. Kernberg, O. F. Severe Personality Disorders: Psychotherapeutic Strategies. – New Haven: Yale University Press, 1993. – 381 p.

14. Li, P. Dysfunctional Family Examples, Roles, Types, Signs & Effects // Parenting for brain. –2024. – URL: https://www.parentingforbrain.com/dysfunctional-family/ (дата обращения: 05.09.2024).

15. Nittle, N. What Makes a Family Dysfunctional? // Very well Mind. – 2023. – URL: https://www.verywellmind.com/what-is-a-dysfunctional-family-5194681 (дата обращения: 07.09.2024).

16. Scabini, E., Manzi, C., Family Processes and Identity / Ed. by S. J. Schwartz, K. Luyckx, V. L. Vignoles // Handbook of Identity Theory and Research. – New York: Springer, 2011. –Pp. 565–584.

17. Shapiro, E., Zinner, J., Shapiro, R., Berkovitz, D. The influence of family experience on borderline personality development // International Review Psycho-Analysis. – 1975. – Vol. 2. – No. 4. – Pp. 399–411.


Рецензия

Для цитирования:


Хакимзянов Р.Н., Лаврентьева А.В. Личностные факторы, способствующие формированию идентичности у лиц из дисфункциональных семей. Образование и саморазвитие. 2024;19(4):258-270. https://doi.org/10.26907/esd.19.4.19. EDN: ZTGESC

For citation:


Khakimzyanov R., Lavrentieva A. Personal Factors Contributing to the Formation of Identity of Persons from Dysfunctional Families. Education and Self-Development. 2024;19(4):258-270. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.4.19. EDN: ZTGESC

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)