Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Дети мигрантов в российской школе: установки и практики учителей

https://doi.org/10.26907/esd.19.4.18

EDN: YECDDY

Аннотация

В условиях отсутствия адаптационных программ ключевая роль во включении детей мигрантов в образовательную среду отводится школьному учителю. Установки и образовательные стратегии педагога являются важными компетенциями для работы с несовершеннолетними иностранными учащимися в школе. Данная проблема недостаточно освещена в российском контексте и требует специального научного анализа. В статье представлены результаты качественного исследования, цель которого состоит в том, чтобы выявить и охарактеризовать установки и практики учителей в работе с детьми мигрантов, а также оценить наличие взаимосвязи между ними. Эмпирические данные собраны методом полуструктурированного интервью и категоризированы с использованием дедуктивного и индуктивного контент-анализа. Респондентами стали учителя школ Республики Татарстан, имеющие опыт работы с иностранными учащимися. В результате эксперимента выделены три вида образовательных практик: языковая и академическая поддержка, создание доброжелательной среды в классе. В высказываниях учителей были зафиксированы установки к учащимся-мигрантам. В большинстве случаев позитивные установки ведут к высоким ожиданиям в отношении учебных достижений приезжих учеников. Кроме того, выявилась концептуальная ориентация установок учителей, которая преимущественно отражает плюралистический подход к этнокультурному многообразию в классе. Мы пришли к заключению, что позитивное отношение, высокие академические ожидания и направленность установок на плюрализм благоприятно влияют на практики работы учителей с детьми мигрантов, что содействует их успешной адаптации в школе. Результаты исследования будут использованы в сетевой программе повышения квалификации для педвузов и вузов, реализующих программы педагогического образования, в связи с введением учебных модулей по адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей.

Об авторах

Р. Р. Хайрутдинова
Казанский (Приволжский) федеральный университет; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Казанский филиал
Россия

Резеда Р. Хайрутдинова

Казань



Ч. Р. Громова
Kazan Federal University
Россия

Чулпан Р. Громова

Казань



Список литературы

1. Александров, Д. А., Баранова, В. В., Иванюшина, В. А. Дети и родители мигранты во взаимодействии с российской школой // Социальная психология – 2012. – №. 1. – С. 176–199.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 290 с.

3. Гукаленко, О. В., Борисенков, В. П. Поликультурное образование и вызовы современности // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2018. – №. 2. – С. 3–11.

4. Джуринский, А. Н. Мультикультурное образование автохтонов и иммигрантов: идеи и практика // Человек и образование. – 2016. – №. 1(46). – С. 51–58.

5. Железнякова, Е. А. Моделирование системы обучения русскому языку как неродному детей младшего школьного возраста из семей мигрантов // Русистика. – 2023. – Т. 21. – № 4. – C. 474–487. – DOI:10.22363/2618-8163-2023-21-4-474-487

6. Зборовский, Г. Е., Щуклина, Е. А., Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации // Социологические исследования. – 2013. – №. 2. – С. 80–91.

7. Какорина, Е. В., Костылёва, Л. В., Савченко, Т. В., Синёва, О. В., Шорина, Т. А. Учебно-методический комплект «Русский язык: от ступени к ступени». – М: Этносфера, 2024. – 280 с.

8. Куприна, Т. В. Обучение детей мигрантов в школах России: проблемы и пути их решения // Многоязычие в образовательном пространстве. – 2017. – №. 9. – С. 65–74.

9. Министерство внутренних дел Российской Федерации// МВД РФ: официальный сайт. – 2024. – URL: https://clck.ru/3FAjgb (дата обращения: 07.07.2024).

10. Нечаева, Е. А. Подготовка педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.08 – теория и методика проф. образования. – Калининград, 2008. – 25 с. –URL: https://www.dissercat.com/content/podgotovka-pedagoga-k-professionalnoi-deyatelnosti-v-multikulturnom-kollektive-uchashchikhsy

11. Омельченко, Е. А. Образование детей международных мигрантов как вклад в устойчивое развитие? // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2019. – Т. 19. – №. 2. – С. 306–316. – DOI:10.22363/2313-0660-2019-19-2-306-316

12. Омельченко, Е. А., Криворучко, Т. В., Дорохова, М. В., & Шевцова, А. А. Методические рекомендации об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки несовершеннолетних иностранных граждан // Этнодиалоги. – 2022. – №. 3(69). – С. 115–141.

13. Apfelbaum, E. P., Pauker, K., Sommers, S. R., Ambady, N. In blind pursuit of racial equality? // Psychological science. – 2010. – Vol. 21. – No. 11. – Pp. 1587–1592. – DOI: 10.1177/0956797610384741

14. Banks, J. Introduction to Multicultural Education. – Boston: Allyn and Bacon, 2014. – 180 р.

15. Birman, D., Tran, N. The academic engagement of newly arriving Somali Bantu students in a US elementary school. – Washington, DC: Migration Policy Institute, 2015. – 21 р.

16. Bryan, L. A., Atwater, M. M. Teacher beliefs and cultural models: A challenge for science teacher preparation programs // Science Education. – 2002. – Vol. 86. – No. 6. – Pp. 821–839.

17. Civitillo, S., Schachner, M., Juang, L., van de Vijver, F. J., Handrick, A., Noack, P Towards a better understanding of cultural diversity approaches at school: A multi-informant and mixed-methods study // Learning, Culture and Social Interaction. – 2017. – Vol. 12. – Pp. 1–14. – DOI:10.3389/fpsyg.2022.976659

18. Derman-Sparks L. Anti-bias curriculum: Tools for empowering young children. – National Association for the Education of Young Children, 1989. – 149 р.

19. Dumcius, R., Nicaise, I., Balcaite, I., Huttova, J., Siarova, H. Study on educational support for newly arrived migrant children. – Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2013. – 134 р. – DOI:10.2766/41204

20. Eagly, A. H., Chaiken, S. The advantages of an inclusive definition of attitude // Social cognition. – 2007. – Vol. 25. – No. 5. – Pp. 582–602.

21. Fine-Davis, M., Faas, D. Equality and diversity in the classroom: A comparison of students’ and teachers’ attitudes in six European countries // Social indicators research. – 2014. – Vol. 119. – Pp. 1319–1334. – DOI:10.1007/s11205-013-0547-9

22. Gay, G. Culturally responsive teaching: Ideas, actions, and effects / Ed. By H. Richard Milner IV, Kofi Lomotey // Handbook of urban education. – Routledge, 2021. – Pp. 212–233. – DOI:10.4324/9780429331435

23. Gorski, P. C. What we're teaching teachers: An analysis of multicultural teacher education coursework syllabi // Teaching and teacher education. – 2009. – Vol. 25. – No. 2. – Pp. 309–318.

24. Gromova, C. R., Khairutdinova, R. R., Birman, D., Kalimullin, А. М. Educational practices for immigrant children in elementary schools in Russia // Education Sciences. – 2021. – Vol. 11. – No. 7. – P. 325. – DOI:10.18764/2178-2229.v28n3p119-140

25. Hachfeld, A., Anders, Y., Schroeder, S., Stanat, P., Kunter, M. Does immigration background matter? How teachers’ predictions of students’ performance relate to student background // International Journal of Educational Research. – 2010. – Vol. 49. – No. 2-3. – Pp. 78–91. – DOI:10.1016/j.ijer.2010.09.002

26. Herrera, Sr J. C. Teacher beliefs and practices: Their effects on student achievement in the urban school setting. – Kansas State University, 2010. – 118 р. – URL: https://core.ac.uk/reader/5167780

27. Hsieh, H. F., Shannon, S. E. Three approaches to qualitative content analysis // Qualitative health research. – 2005. – Vol. 15. – No. 9. – Pp. 1277–1288. – DOI:10.1177/1049732305276687

28. Kalimullin, A. M., Valeeva, R. A. Teacher Education in Post-Soviet States: Transformation Trends / Ed. by I. Menter // The Palgrave Handbook of Teacher Education Research. – Springer International Publishing, 2023. – Pp. 1293–1312. – DOI:10.1007/978-3-031-16193-3

29. Khairutdinova, R., Birman, D., Kalimullin, A., Gromova, C., Semenova, E., & Troska, Z. Attitudes toward cultural diversity: A study of Russian teachers // Journal for the Study of Religions and Ideologies. – 2019. – Vol. 18. – No. 52. – Pp. 80–95.

30. Khairutdinova, R. R., Gromova, C. R., Zheltukhina, M. R., Chistyakov, A. A., Daitgadzhiev, G. M. Adaptation of the classroom cultural diversity climate scale for Russia // Journal of Ethnic and Cultural Studies. – 2022. – Vol. 9. – No. 2 – Pp. 248–265. – DOI:10.29333/ejecs/1191

31. Milner IV, H. R. What does teacher education have to do with teaching? Implications for diversity studies // Journal of Teacher Education. – 2010. – Vol. 61. – No. 1-2. – Pp. 118–131.

32. Moskal, M. Language and cultural capital in school experience of Polish children in Scotland // Race Ethnicity and Education. – 2016. – Vol. 19. – No. 1. – Pp. 141–160.

33. Polat, S., Barka, T. O. Multiculturalism and intercultural education: A comparative study with a sample of Swiss and Turkish candidate teachers // World Applied Sciences Journal. – 2012. – Vol. 18. – No. 9. – Pp. 1180–1189.

34. Russell, M. L., Russell, J. A. Preservice science teachers and cultural diversity awareness // The Electronic Journal for Research in Science & Mathematics Education. – 2014. – Vol. 18. – No. 3. – URL: https://ejrsme.icrsme.com/article/view/12813 (дата обращения 01.07.2024).

35. Wang, J. S., Lan, J. Y. C., Khairutdinova, R. R., Gromova, C. R. Teachers’ attitudes to cultural diversity: Results from a qualitative study in Russia and Taiwan // Frontiers in Psychology. – 2022. – Vol. 13. – P. 976659. – DOI:10.3389/fpsyg.2022.976659


Рецензия

Для цитирования:


Хайрутдинова Р.Р., Громова Ч.Р. Дети мигрантов в российской школе: установки и практики учителей. Образование и саморазвитие. 2024;19(4):242-257. https://doi.org/10.26907/esd.19.4.18. EDN: YECDDY

For citation:


Khairutdinova R., Gromova Ch. Migrant Students in Russian Schools: Teachers’ Attitudes and Practices. Education and Self-Development. 2024;19(4):242-257. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.4.18. EDN: YECDDY

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)