Нарративный анализ мотивационных структур гражданской активности студенческой молодежи при создании культурно-просветительских обучающих проектов
https://doi.org/10.26907/esd.19.1.06
EDN: KAJFGM
Аннотация
Современный вуз – пространство профессионального обмена, духовного поиска, становления, развития и саморазвития личности и студентов, и педагогов. Изучение мотивационных структур гражданской активности студенческой молодежи помогает педагогам в поисках обучающих и коммуникативных стратегий, а также способствует проектной деятельности. Студенческая активность рассматривается как сложный процесс социального взаимодействия, включающий коммуникацию и деятельность. В статье представлено исследование мотивационных структур, стимулирующих студентов на проявление активности при участии в культурно-просветительских проектах. Эксперимент, проведенный в феврале–августе 2023 года в Казани, базировался на проведении количественных и качественных методов, включая опрос (158 человек), анализ успешных кейсов, нарративный подход к методу фокус-групп и экспертному интервью. Было выявлено, что мотивационные структуры напрямую зависят от психологического профиля поколений. Так, для поколения X наименее значим мотив «Общение» (3,17 балла) и наиболее значим мотив «Саморазвитие» (4,83 балла). Для поколения Y наименее значим мотив «Презентация, личный бренд» (2,47 балла), а наибольшее значение имеет мотив «Знание» (4,84 балла). Для поколения Z данный параметр, указанный как менее значимый, был оценен в 3,83 балла, наибольшее значение для поколения Z представляет мотив «Саморазвитие» (4,93 балла). У более возрастных респондентов структура мотивов усложняется, расширяя состав образующих мотив компонентов, что приводит к более обоснованному принятию решений. Ведущим для респондентов всех возрастов мотивом участия в культурных проектах стал мотив «Саморазвитие». Результаты исследования прошли апробацию в обучающих программах Высшей школы журналистики Казанского федерального университета при создании учебных и культурно-просветительских проектов на базе галереи современного искусства ГМИИ РТ, ориентированных на молодежную аудиторию.
Ключевые слова
Об авторах
Ю. В. АндрееваРоссия
Казань
А. Р. Шакурова
Россия
Казань
А. И. Якупова
Россия
Казань
И. А. Косокина
Россия
Казань
Список литературы
1. Акбарова, А. А. Социальная активность как элемент социального самоопределения молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2015. – Т. 4. – №. 1 (13). – С. 41–45.
2. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
3. Андреева, Ю. В., Липатова, А. В. Факторы влияния политических традиций на технологии конструирования медиаобраза регионального лидера // Вопросы политологии. – 2021. – Т. 11. – № 11(75). – С. 3078–3084. – DOI:10.35775/PSI.2021.75.11.010
4. Арендачук, И. В. Динамика ценностно-смысловых характеристик социальной активности современной молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2018. – Т. 15. – №. 3. – С. 287–307. –DOI:10.22363/2313-1683-2018-15-3-287-307
5. Брайловская, С. А. Любовь и ненависть [Электронный ресурс] // Журнал «Казань». –2022. – URL: https://kazan-journal.ru/news/kazan-i-kazantsyi/lyubov-i-nenavist-rokovaya-lavstori-v-dome-ushkovykh (дата обращения: 15.08.2023)
6. Гальченко, А. С. Особенности мотивационной структуры гражданской активности подростков с разным статусом гражданской идентичности // Вестник Мининского университета. – 2019. – Т. 7. – №. 3. – С. 8. – DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-3-8
7. Голубинская, А. В. К вопросу о поколенной модели Хоува-Штрауса [Электронный ресурс] // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – Т. 2. – №. 1. – С. 98–101. – URL: http://intjournal.ru/k-voprosu-o-pokolennoj-modeli-houva-shtrausa/ (дата обращения: 15.08.2023)
8. Гордова, Т. С., Гревцева, Г. Я. Формирование профессиональной направленности личности в условиях меняющегося мира профессий // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2022. – Т. 14. – №. 1. – С. 114–124. – DOI:10.7442/2071-9620-2022-14-1-114-124
9. Гришанина, А. Н. Приемы портретирования в преподавании журналистики // Век информации. –2021. – Т. 9. – № 2. – С. 33– 43
10. Дудина, О. В. К вопросу о структуре цифровой социализации в контексте современного образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2021. – №. 3(112). – С. 161-166. – DOI:10.37972/chgpu.2021.112.3.020
11. Ефлова, М. Ю., Виноградова, Ю. В., Витушкин, А. В. Ценности молодежи в условиях цифровизации: поколенческий анализ // Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2022. – № 6(57). – С. 52-56. – DOI:10.26907/2079-5912.2022.6.52-56
12. Леонтьев, Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья вторая) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 1997. – № 1. – С. 20-27.
13. Ожиганова, Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения [Электронный ресурс] // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2015. – №. 1. – С. 94–97. – URL: https://bibs-science.ru/articles/ar550.pdf (дата обращения: 15.08.2023)
14. Солдатова, Г. У, Рассказова, Е. И., Вишнева, А. Е., Теславская, О. И., Чигарькова, С. В. Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие. – М.: Акрополь, 2022. – 356 с.
15. Фролов, А. А. Механизмы осуществления гражданской активности // Власть. – 2014. – Т. 22. – №. 10. – С. 61–65.
16. Харламенкова, Н. Е. Case study как метод исследования личности // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. – 2010. – С. 747–752. – URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/exp_collection/contents/34798
17. Холмогорова, А. Б., Авакян, Т. В., Клименкова, Е. Н., Малюкова, Д. А. Общение в интернете и социальная тревожность у подростков из разных социальных групп // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – Т. 23. – №. 4. – С. 102–129. – DOI:10.17759/cpp.2015230407
18. Шварц, С. Х. Основные человеческие ценности: их содержание и структура по странам // Ценности и правила поведения в организациях / ред. А. Тамайо, Ж. Б. Порто. – Петрополис, Бразилия: Возес, 2005. – С. 21–55.
19. Chenneville, T., Toler, S., Gaskin-Butler, V. T. Civic engagement in the field of psychology // Journal of the Scholarship of Teaching and Learning. – 2012. – Vol. 12. – No. 4. – P. 58–75. – URL: https://scholarworks.iu.edu/journals/index.php/josotl/article/view/3142
20. Evetts, J. A new professionalism? Challenges and opportunities // Current sociology. – 2011. – Vol. 59. – No. 4. – P. 406–422. – DOI:10.1177/0011392111402585
21. Howe, N., Strauss, W. Millennials & K-12 Schools. – Fairfax: LifeCourse Associates, 2008. – 128 p.
22. Pancer, S. M. The psychology of citizenship and civic engagement. – Oxford: Oxford University Press, 2015. – 211 p.
23. White, M. Narrative practice and community assignments // The Inter-national Journal of Narrative Therapy and Community Work. – 2003. –Vol. 2003. – No. 2. –P. 17–55.
Рецензия
Для цитирования:
Андреева Ю.В., Шакурова А.Р., Якупова А.И., Косокина И.А. Нарративный анализ мотивационных структур гражданской активности студенческой молодежи при создании культурно-просветительских обучающих проектов. Образование и саморазвитие. 2024;19(1):66-80. https://doi.org/10.26907/esd.19.1.06. EDN: KAJFGM
For citation:
Andreeva J., Shakurova A., Yakupova A., Kosokina I. Narrative Analysis of Motivational Structures of Students’ Civic Activity in the Cultural and Educational Sphere. Education and Self-Development. 2024;19(1):66-80. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.1.06. EDN: KAJFGM