Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Возможности и ограничения содержания программ, направленных на развитие понимания дошкольниками эмоций

https://doi.org/10.26907/esd.19.4.15

EDN: TDQEYC

Аннотация

Большое количество исследований о ценности и способах развития понимания ребёнком эмоций привело к появлению целого ряда программ, направленных на это. Программы имеют разное, иногда взаимоисключающее содержание. Поэтому целью исследования стало выявление возможностей и ограничений содержания программ, направленных на развитие у детей понимания эмоций. Методом в данном исследовании выступил сравнительный анализ программ в аспекте использования компонентов понимания эмоций, представленных в модели Ф. Понса и П. Л. Харриса. Было выбрано 8 образовательных программ развития понимания дошкольниками эмоций, представленных в рецензируемых изданиях. В результате проведенного исследования были выявлены возможности, предоставляемые содержанием этих программ, базирующихся на различных подходах к пониманию ребенком эмоции, и ограничения, определяемые такими подходами. Также были выделены особенности темы понимания эмоций, позволяющие при проектировании программ углубить их содержание.

Об авторе

О. С. Павлова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Ольга С. Павлова

Москва



Список литературы

1. Андерсон, М. Н. Возрастная изменчивость распознавания эмоций детьми от 6 до 11 лет: автореф… дис. кан. псих. наук. – СПб: 2013. – 24 с.

2. Выготский, Л. С. Детская психология. Собрание Сочинений. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – 432 с.

3. Запорожец, А. В., Неверович Я. З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.

4. Ильина, С. В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками: дис. канд. псих. наук: – Курск: 2009. – 225 с.

5. Карелина, И. О. Развитие понимания детьми эмоций в дошкольной образовательной организации: обзор парциальных программ // Aktuální Pedagogika. – 2020. – № 4. – С. 10–18.

6. Листик, Е. М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте: автореф. … дис. канд. психол. наук – М.: 2003. – 24 с.

7. Прусакова, О. А. Генезис понимания эмоций: автореф. … дис. канд. психол. наук – М.: 2005. – 27 с.

8. Свенцицкая, Ю. А. Оценка лицевой экспрессии взрослого человека детьми 6–7-летнего возраста: автореф. … дис. канд. психол. наук – СПб: 1992. – 16 с.

9. Стрелкова, Л. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. … дис. канд. психол. наук – М.: 1987. – 24 с.

10. Щетинина, А. М. Восприятие и понимание детьми эмоционального состояния человека: автореф. … дис. канд. психол. наук – Л.: 1984. – 19 с.

11. Blewitt, C., Fuller-Tyszkiewicz, M., Nolan, A., Bergmeier, H., Vicary, D., Huang, T., МсСabe P., McKay T., Skouteris H. Social and emotional learning associated with universal curriculum-based interventions in early childhood education and care centers: a systematic review and meta-analysis // JAMA Network Open. – 2018. – Vol. 1. – No. 8. – Pp. 1–19. – DOI:10.1001/jamanetworkopen.2018.5727

12. Cao, Y., Wang, H., Lv, Y., Xie, D. The influence of children's emotional comprehension on peer conflict resolution strategies // Frontiers in Psychology. – 2023. – Vol. 14. – Рp. 1–8. – DOI:10.3389/fpsyg.2023.1142373

13. Cavadini, T., Richard, S., Dalla-Libera, N., Gentaz, E. Emotion knowledge, social behaviour and locomotor activity predict the mathematic performance in 706 preschool children // Scientific Reports. – 2021. – Vol. 11. – Рp. 1–13. – DOI:10.1038/s41598-021-93706-7

14. Denham, S. Dealing with Feelings: Foundations and Consequences of Young Children's Emotional Competence // Early Education and Development. – 2001. – Vol. 12. – Pp. 5–10. – DOI:10.1207/s15566935eed1201_1

15. Denham, S. Dealing with feelings: How children negotiate the worlds of emotions and social relationships // Cognition, Brain, and Behavior. – 2007. – Vol. 1. – Рp. 1–48.

16. Durlak, J. A., Weissberg, R., P., Dymnicki, A.B., Taylor, R.D., Schellinger, K.B. The Impact of Enhancing Students’ Social and Emotional Learning: A Meta-Analysis of School-Based Universal Interventions // Child Development. – 2011. – Vol. 82. – No.1. – Pp. 405–432. – DOI:10.1111/j.1467-8624.2010.01564.x

17. Goleman, D. Emotional intelligence. – New York: Bantam Book, 1995. – 536 p.

18. Iménez-Picón, N., Romero-Martín, M., Ponce-Blandón, JA., Ramirez-Baena, L., Palomo-Lara JC, Gómez-Salgado J. The Relationship between Mindfulness and Emotional Intelligence as a Protective Factor for Healthcare Professionals: Systematic Review // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2021. – Vol. 18. – No. 10. – Pp. 1–14. – DOI:10.3390/ijerph18105491

19. Izard, C., Fine, S., Schultz, D., Mostow, A., Ackerman, B., Youngstrom, E. Emotion knowledge as a predictor of social behavior and academic competence in children at risk // Psychological Science. – 2001. – Vol. 12. – No.1. – Pp. 18–23. – DOI:10.1111/1467-9280.00304

20. Kusche, C. A., Greenberg, M. T. Brain development and social-emotional learning: An introduction for educators. The educator's guide to emotional intelligence and academic achievement: Social emotional learning in the classroom. – Thousand Oaks CA: Corwin Press, 2006. – 273 p.

21. Jackman, M. M., Nabors, L. A., McPherson, C. L., Quaid, J. D., Singh, N. N. Feasibility, Acceptability, and Preliminary Effectiveness of the OpenMind Program for Pre-School Children // Journal of Child and Family Studies. – 2019. – Vol. 28. – Pp. 2910–2921. – DOI:10.1007/s10826-019-01506-5

22. Jones, S. M., Brown, J., Aber, L. Two-Year Impacts of a Universal School-Based Social-Emotional and Literacy Intervention: An Experiment in Translational Developmental Research // Child Development. – 2011. – Vol. 82. – No. 2. – Pp. 533–554. – DOI:10.1111/j.1467-8624.2010.01560.x

23. Laurent, G., Hecht, H., Ensink, K., Borelli, J. Emotional Understanding, Aggression, and Social Functioning Among Preschoolers // American Journal of Orthopsychiatry. – 2018. –Vol. 90 – No. 1 – Pp. 9–21. – DOI: 90.10.1037/ort0000377

24. Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R. Emotional intelligence: Theory, findings, and implications. Psychological Inquiry. – 2004. – Vol. 15. – No. 3. – Pp. 197–215. – DOI:10.1207/s15327965pli1503_02

25. Murano, D., Sawyer, J. E., Lipnevich, A. A. A meta-analytic review of preschool social and emotional learning interventions. // Review of Educational Research. – 2020. – Vol. 90. – No. 2 – Pp. 227–263. – DOI:10.3102/0034654320914743

26. Pahl, K., Barrett, P. The Development of Social-Emotional Competence in Preschool-Aged Children: An Introduction to the Fun FRIENDS Program // Australian Journal of Guidance and Counselling. – 2007. –Vol. 17. – No. 1. – Pp. 81–90. – DOI:10.1375/ajgc.17.1.81

27. Pons, F., Harris, P. L., de Rosnay, M. Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organizations // European Journal of Developmental Psychology. – 2004. – Vol. 1. – Pp. 127–152. – DOI:10.1080/17405620344000022

28. Pons, F., Harris, P. L. Children’s understanding of emotions or the “error” of Pascal / Ed. by V. LoBue, K. Perez Edgar, K. Buss // Handbook of emotional development. – Springer, 2019. – Pp. 431–449

29. Thierry, K., Vincent, R., Norris, K. A Mindfulness-Based Curriculum Improves Young Children’s Relationship Skills and Social Awareness. Mindfulness. – 2022 – Vol. 13. – No. 3. – Pp. 1–12. – DOI:1-12. 10.1007/s12671-022-01830-w

30. Rubin, K., Rose-Krasnor, L. Interpersonal Problem-Solving and Social Competence in Children. // Handbook of Social Development – 1992. – Pp. 283 – 323. – DOI:10.1007/978-1-4899-0694-6_12

31. Saarni, C., Campos, J. J., Camras, L. A., Witherington, D. Emotional Development: Action, Communication, and Understanding. Handbook of Child Psychology. – 2007. – Pp. 226 – 284. – DOI:10.1002/9780470147658.chpsy03

32. Upshur, C. C., Heyman, M., Wenz-Gross, M. Efficacy trial of the Second Step Early Learning (SSEL) curriculum: Preliminary outcomes. Journal of Applied Developmental Psychology. – 2017. – Vol. 50. – Pp. 15–25. – DOI:10.1016/j.appdev.2017.03.004

33. Webster-Stratton, C., Reid, M. Stoolmiller, M. Preventing conduct problems and improving school readiness: Evaluation of the Incredible Years Teacher and Child Training Programs in high-risk schools // Journal of child psychology and psychiatry, and allied disciplines. – 2008. – Vol. 49 – No. 5. – Рp. 471–488. – DOI:10.1111/j.1469-7610.2007.01861.x

34. Wu, J., Zhang, M., Wenqi, L., Wu, Y., Li, H. School-Based Training for Sustainable Emotional Development in Chinese Preschoolers: A Quasi-Experiment Study. Sustainability. – 2021. – Vol. 13 – No. 6331. – Pp. 1–15. – DOI:10.3390/su13116331

35. Yang, W., Datu, J. A. D., Lin, X., Lau, M. M., Li, H. Can early childhood curriculum enhance social-emotional competence in low-income children? A metaanalysis of the educational effects // Early Education and Development. – 2019. – Vol. 30. – No. 1. – Pp. 36–59. – DOI:10.1080/10409289.2018.1539557


Рецензия

Для цитирования:


Павлова О.С. Возможности и ограничения содержания программ, направленных на развитие понимания дошкольниками эмоций. Образование и саморазвитие. 2024;19(4):197-212. https://doi.org/10.26907/esd.19.4.15. EDN: TDQEYC

For citation:


Pavlova O. Possibilities and Limitations of the Content of Programs Aimed at Developing Preschoolers' Understanding of Emotions. Education and Self-Development. 2024;19(4):197-212. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.4.15. EDN: TDQEYC

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)