Исследование цифровой компетентности студентов – будущих педагогов в контексте педагогики индивидуальности
https://doi.org/10.26907/esd.18.1.13
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена требованиями, предъявляемыми к педагогу в условиях глобальной цифровой трансформации общества, и возможностями и рисками, связанными с этим. Ключевая идея исследования состоит в том, чтобы раскрыть феномен цифровой компетентности студентов – будущих педагогов в контексте идей педагогики индивидуальности, а именно через навыки и компетенции, проявляющиеся в сферах индивидуальности студентов в связи с применением ими цифровых технологий в учебно-профессиональной деятельности. Сбор эмпирических данных осуществлялся в ходе самооценивания студентами совокупности навыков и компетенций в составе сфер индивидуальности. На основе полученных эмпирических данных был проведен иерархический факторный анализ компонентов, составляющих сферы индивидуальности студентов, который позволил предположить, что цифровая компетентность респондентов обуславливается прежде всего компонентами таких сфер индивидуальности, как предметно-практическая, экзистенциальная и сферы саморегуляции.
Об авторах
Т. ГребенюкРоссия
Татьяна Гребенюк
Калининград
С. Несына
Россия
Светлана Несына
Калининград
Н. Ермакова
Россия
Надежда Ермакова
Калининград
О. Кайгородова
Россия
Ольга Кайгородова
Калининград
Список литературы
1. Аймалетдинов, Т.А., Баймуратова, Л. Р., Зайцева О. А., Имаева, Г. Р., Спиридонова, Л. В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе – М: Издательство НАФИ, 2019. – 84 с.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб: Питер, 2001. – 288 с.
3. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. – Казань: Издво Казанского университета, 1996. – 567 с.
4. Атлас новых профессий 2.0. – Москва, 2015. – URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas_2.0.pdf
5. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 168 с.
6. Бутенко, В., Полунин, К., Котов, И., Сычева, Е., Степаненко, А., Занина, А., Ломп, С., Руденко, В., Топольская, Е. Россия 2025: от кадров к талантам. – The Boston Consulting Group, Inc., 2017. – 70 c.
7. Гребенюк, О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: монография. – Калининград: Калининград. ун-т, 2000. – 572 с.
8. Гребенюк, Т. Б. Подготовка будущего педагога к цифровизации образования как педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». – 2020. – № 2 (6)/июль. – С. 20-27.
9. Гребенюк, Т. Б. Формирование индивидуальности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки: дис. канд. … пед.наук: 13.00.08. – Ярославль, 2000. – 452 c.
10. Гребенюк, Т. Б. Формирование индивидуальности студента - будущего педагога. – Берлин: Lap Lambert Academic Publishing, 2017. – 87 с.
11. Гуревич, П. С. Психология личности. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 559 с.
12. Дворецкая, И. В., Уваров, А. Ю., Вихрев, В. В. Модели обновления общего образования в развивающейся цифровой среде: аннотированная библиография. – М.: ТОРУС ПРЕСС, 2020. – 122 с. – DOI: 10.30826/94588-284-3
13. Ермакова, Н. И. Реализация концепции педагогики индивидуальности в профессиональной подготовке будущих педагогов // Педагогика индивидуальности: достижения и перспективы развития: Материалы научно-практической конференции. – Калининград: Изд-во КОИРО, 2017. – С. 143-155.
14. Лошкарева, Е., Лукша П., Ниненко, И., Смагин, И., Судаков, Д. Навыки будущего: Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. – 2017. – 93 c. – URL: https://spkurdyumov.ru/uploads/2017/10/navyki-budushhego-chto-nuzhno-znat-i-umet-v-novom-slozhnom-mire.pdf
15. Maксимова, М., Безручко, П., Шатров, Ю. Компетенции неясного будущего // Сетевое издание «Harvard Business Review Россия». – 2016. – URL: https://hbr-russia.ru/karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/p26131/
16. Маслова, И. С. Человеческая индивидуальность: философский аспект проблемы: автореф. дис. … канд. филос. наук (09.00.11). – Москва, 2000. – 18 с.
17. Мерлин, В. С. Очерк интегральной индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986. – 230 с.
18. Несына, С. В. Структурно-содержательные характеристики индивидуальности // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 5. – С. 25-31. – DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10518
19. Ноулз, М. Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики. – М., 1980. – 203 с.
20. Резвицкий, И. И. Философские основы теории индивидуальности. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1973. – 176 с.
21. Рожков, М. И. Концепция экзистенциональной педагогики // Ярославский педагогический вестник. – 2002. – № 4 (33). – С. 73-77.
22. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
23. Andryukhina, L., Sadovnikov, N., Semenova, S., Sumina, T., Tserkovnikova, N. Ecosystem Functions of Individual Style in a Digital Educational Environment // TEM Journal. – 2021. – Vol. 10. – No. 1. – Pp. 405-413. – DOI: 10.18421/TEM101-51
24. Cabero-Almenara, J., Romero-Tena, R., Palacios-Rodríguez, A. Evaluation of Teacher Digital Competence Frameworks Through Expert Judgement: the Use of the Expert Competence Coefficient // Journal of new approaches in educational research. – 2020. – Vol. 9. – No. 2. – Pp. 275-293. – DOI: 10.7821/naer.2020.7.578
25. Colás-Bravo, P., Reyes-de-Cózar, S., Conde-Jiménez, J. The development of the digital teaching competence from a sociocultural approach // Comunicar. – 2019. – Vol. 27. – No. 61. – Pp. 19-30. – DOI: 10.3916/C61-2019-02
26. Falloon, G. From digital literacy to digital competence: the teacher digital competency (TDC) framework // Educational Technology Research and Development. – 2020. – No. 68. – Pp. 2449-2472. – DOI: 10.1007/s11423-020-09767-4
27. Fisher, T., Denning, T., Higgins, C., Loveless, A. Teachers knowing how to use technology: Exploring a conceptual framework for purposeful learning activity // Curriculum Journal. – 2012. – Vol. 23. – No. 3. – Pp. 307-325. – DOI: 10.1080/09585176.2012.703492
28. Hinrichsen, J., Coombs, A. The five resources of critical digital literacy: A framework for curriculum integration // Research in Learning Technology. – 2013. – Vol. 21. – Pp. 1-16. – DOI: 10.3402/rlt.v21.21334
29. Klebansky, A., Fraser, S. A strategic approach to curriculum design for information literacy in teacher education: Implementing an information literacy conceptual framework // Australian Journal of Teacher Education. – 2013. – Vol. 38. – No. 11. – Pp. 103-125. – DOI: 10.14221/ajte.2013v38n11.5
30. Lázaro Cantabrana, J., Usart Rodríguez, M., Gisbert Cervera, M. Assessing Teacher Digital Competence: The Construction of an Instrument for Measuring the Knowledge of Pre-Service Teachers // Journal of New Approaches in Educational Research. – 2019. – Vol. 8. – No. 1. – Pp. 73-78. – DOI: 10.7821/naer.2019.1.370
31. Li, L., Worch, E., Zhou, Y., Aguiton, R. How and Why Digital Generation Teachers Use Technology in the Classroom: An Explanatory Sequential Mixed Methods Study // International Journal for the Scholarship of Teaching and Learning. – 2015. – Vol. 9. – No. 2. – DOI: 10.20429/ijsotl.2015.090209
32. Maudet, R. Rationalisierung nach Max Weber, Ursprünge und Auswirkungen. – GRIN Verlag, 2006.– 14 p.
33. Mishra, P., Koehler, M. Technological pedagogical content knowledge: A framework for teacher knowledge // Teachers College Record. – 2006. – Vol. 6. – Pp. 1017-1054.
34. Novella-García, C., Cloquell-Lozano, A. The Ethical Dimension of Digital Competence in Teacher Training // Education and Information Technologies. – 2021. – Vol. 26. – No. 3. – Pp. 3529-3541.– DOI: 10.1007/s10639-021-10436-z
35. Ottenbreit-Leſtwich, A., Kimmons, R. The K-12 educational technology handbook. – Provo, UT: EdTech Books, 2020. – 259 p.
36. Pacheco, B. The Rise of the Human Digital Brain: How Multidirectional Thinking is Changing the Way We Learn. – Information Age Publishing, 2018. – 152 p.
37. Pettersson, F. On the issues of digital competence in educational contexts – a review of literature // Education and Information Technologies volume. – 2018. – Vol. 23. – Pp. 1005-1021. – DOI: 10.1007/s10639-017-9649-3
38. Puentedura, R. Transformation, technology and education: A model for technology and transformation. – URL: http://hippasus.com/resources/tte/puentedura_tte.pdf (04.02.2023).
39. Solar, M., Sabattin, J., Parada, M. A maturity model for assessing the use of ICT in school education // Journal of Educational Technology and Society. – 2013. – Vol. 16. – No. 1. – Pp. 206-218.
40. Starkey, L. A review of research exploring teacher preparation for the digital age// Cambridge Journal of Education. – 2020. – Vol. 50. – No. 1. – Pp. 37-56. – DOI: 10.1080/0305764X.2019.1625867
41. Yeung, A., Tay, Е., Hui, C., Lin, J. H., Low, E. Pre-service Teachers’ Motivation in Using Digital Technology // Australian Journal of Teacher Education. – 2014. – Vol. 39. – No. 3. – DOI: 10.14221/ajte.2014v39n3.1
Рецензия
Для цитирования:
Гребенюк Т., Несына С., Ермакова Н., Кайгородова О. Исследование цифровой компетентности студентов – будущих педагогов в контексте педагогики индивидуальности. Образование и саморазвитие. 2023;18(1):186-200. https://doi.org/10.26907/esd.18.1.13
For citation:
Grebenyuk T., Nesyna S., Ermakova N., Kaygorodova O. Research the Future Teachers’ Digital Competence in the Context of Personality Pedagogy. Education and Self-Development. 2023;18(1):186-200. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.1.13