Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Традиционная педагогическая культура в современном мире: гуманистический феномен татарской семьи

https://doi.org/10.26907/esd.19.1.10

EDN: QPCWAC

Аннотация

В статье актуализирована проблема социокультурной и этнической идентичности татарского народа и необходимости сохранения традиций татарской семьи. Авторы предлагают обсудить практические аспекты развития этнических особенностей, основные направления повышения их значимости в общественном сознании, укрепления этнических позиций в жизни человека. Анализ литературы по проблемам этнической идентичности показывает, что естественное стремление народа поддержать и сохранить собственную самобытность определяет необходимость акцентировать внимание на неповторимости и уникальности социальных и гуманистических практик этнокультуры, на формах осмысления принадлежности к своему этносу, т. е. на проявлениях национального сознания и этнической общности.
Цель исследования заключалась в изучении и раскрытии диалектики динамичного развития основных направлений традиционной национальной культуры татарского народа. В современных условиях активных цифровых трансформаций общества, с помощью методов структурированного анализа, решается задача показать творческие практики воспитания детей и подростков на основе бережного отношения к национальной культуре и педагогическому опыту, представленному в семейных традициях и обрядах, в праздниках, играх и фольклоре. В интерпретации результатов исследования обобщен опыт этнической системы воспитания в татарской семье и отражены ее особенности и социокультурные гуманистические функции; показаны сущностные характеристики гуманизации воспитания в татарском этносе, передающие феноменологию традиционной педагогической культуры в условиях цифровизации; отражены результативные формы информационного обмена между образовательным учреждением и семьей в ее этнопедагогическом пространстве.

Об авторах

В. Г. Закирова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Казань



В. К. Власова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Казань



Список литературы

1. Асадуллин, Р. М., Фролов, О. В. Кризис педагогической культуры и некоторые задачи совре- менной педагогической мысли // Образование и наука. – 2017. – Т. 19. – № 2. – С. 9–31. – DOI:10.17853/1994-5639-2017-2-9-31

2. Бауман, З. Текучая современность. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 238 с.

3. Бенин, В. Л. Культура. Образование. Толерантность: монография. – Уфа: БГПУ , 2011. – 192 с.

4. Бондаревская, Е. В., Кульневич, С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и си- стемах воспитания. – Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. – 560 с.

5. Волков, Г. Н. Этнопедагогика. – М.: Академия, 1999. – 168 с.

6. Ерофеева, А. Г. Целостная педагогическая система К. Д. Ушинского: историко-педагогиче- ский анализ // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Современный колледж». – 2023. – №1(5). – С. 50–57. – DOI:10.25688/2782-6597.2023.5.5

7. Закирова, В. Г. Традиционная педагогическая культура татарской семьи: дисс. д-ра пед. наук. – Казань, 2002. – 351 с.

8. Кампанелла, Т. Город солнца / Перевод с латинского и комментарии Ф. А. Петровского; Пе- ревод приложений М.Л. Абрамсон. – Москва: Издательство Академии наук СССР, 1954. – 228 с.

9. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: перевод с англий- ского. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 606 с.

10. Кирилова, Г. И., Власова, В. К. Метадинамика функционирования информационной обра- зовательной среды профессиональной школы // Образование и саморазвитие. – 2014. – № 2(40). – С. 92–97.

11. Кирьякова, А. В. Аксиология образования: ориентация личности в мире ценностей. – М.: Дом педагогики, 2009. – 318 с.

12. Лопатина, Н. В. Культура и семья: взаимодействие социальных институтов в условиях информатизации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 2(46). – C. 47–52.

13. Лосев, А. Ф., Тахо-Годи, А. А. Платон; Аристотель. – М.: Молодая гвардия, 1993. – 383 с.

14. Макаренко, А. С. Сочинения: в 7 томах: Т. 1. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. – 783 с.

15. Мор, Т. Утопия / Перевод с латинского Ю.М. Каган. – М.: Наука, 1978. – 415 с.

16. Нигматов, З. Г. Культурная составляющая педагогического образования // Интеграция обра- зования. – 2003. – № 1. – С. 110–112.

17. Овчинникова, Е. В. Реализация принципа народности в системе развивающего обучения К. Д. Ушинского // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2018. – № 4. – С. 136–142.

18. Пиотровский, П. П. Мой Эрмитаж. – СПб.: Арка, 2014. – 381 с.

19. Попова, Г. С. Педагогическая культура традиционного социума // Теория и практика обще- ственного развития. – 2012. – № 7. – С. 158–163.

20. Ротенберг, В. А., Кларин, В. М. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т.: Т. 2: М–Я. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. –– С. 142–143.

21. Скрябина, Т. О. Педагогический анализ основных компонентов системы И.Ф. Гербарта // Гуманитарные исследования. – 2019. – № 1 (22). – С. 130–133.

22. Соколова, Л. Б. Становление культуры педагогической деятельности учителя: монография. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. – 352 с.

23. Тарасова, Н. В., Пастухова, И. П., Чигрина, С. Г. Некоторые аспекты методической поддер- жки учителей в условиях цифровизации общего образования // Перспективы науки и об- разования. – 2021. – Т. 53. – № 5. – С. 481–494. – DOI:10.32744/PSE.2021.5.33

24. Тукай, Г. Избранное: В 2 т.: пер. с тат.; Т. 1: Стихотворения и поэмы. – Казань: Таткнигои- здат, – 1960. – 343 с.

25. Ханбиков, Я. И. Из истории педагогической мысли татарского народа. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1967. – 232 с.

26. Харисова, Л. А. Педагогический потенциал ислама. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - PC», 2008. – 352 с.

27. Чапаев, Н. К. Э. Фромм и компетентностный подход: в поисках философии образования целостного человека XXI века // Образование в регионах России: научные основы раз- вития и инноваций: материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции / Российский государственный профессионально-педагогический университет. – Екате- ринбург: РГППУ, 2009. – Ч. 1. – С. 12–14.

28. Чапкова, Д. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1: А–М. – М.: Большая россий- ская энциклопедия, 1993.

29. Чеботарева, И. В. Духовно-нравственные основы профессиональной модели поведения пе- дагога // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. – 2016. – Т. 22. – № 4. – С. 320–322.

30. Чошанов, М. А. Инженерия дистанционного обучения. – М.: Лаборатория знаний, 2021. – 304 с.

31. Шарафутдинов, Д. Р. Сабантуй – праздник труда. – Казань: Татарское книжное издательство, 1987. – 133 c.

32. Шарафутдинов, З. Т. Педагогическое пространство татарского народа. – Казань: КГПУ, 2000. – 180 с.

33. Betancourt-Odio, M. A., Sartor-Harada, A., Ulloa-Guerra, O., Azevedo-Gomes, J. Self-perceptions on digital competences for M-learning and education sustainability: A study with teachers from different countries // Sustainability. – 2021. – Vol. 13. – No. 1: 343. – P. 1–12. – DOI:10.3390/su13010343

34. Kroeber, A. L., Kluckhohn, С. Culture: a critical review of concepts and definitions. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1952. – 134 p.

35. Masalimova, A. R, Luchinina, A. O., Ulengov, R. A. Technological education as a means of developing students: health culture // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – Vol. 11. – No. 5. – P. 623–632. – DOI:10.12973/ijese.2016.335a

36. Vlasova, V. K., Kirilova, G. I., Masalimova, A. R. Information and logistic foundations of pedagogical education design and content education // Review of European Studies. – 2015. – Vol. 7. – No. 4. – P. 54–58. – DOI:10.5539/res.v7n4p54

37. Zabolotska, O., Zhyliak, N., Hevchuk, N., Petrenko, N., Alieko, O. Digital competencies of teachers in the transformation of the educational environment // Journal of Optimization in Industrial Engineering. – 2021. – Vol.14. – P. 43–50. – DOI:10.22094/JOIE.2020.677813

38. Zavodchikov, D .P., Sharov, A. A., Tolstykh, A. A., Kholopova, E. S., Krivtsov, A. I. Particular Features of Interrelation of Motivation, Values and Sense of Life’s Meaning as Subjective Factors of Individualizing Trajectory in the System of Continuous Education // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – Vol. 11. – No. 15. – Р. 8252–8268.

39. Zotova, A. S., Mantulenko, V. V., Kraskova, N. I., Kislov, A. G., Rowland, Z. New Values as the Basis for Innovation // International Journal of Economic Perspectives. – 2016. – Vol. 10. – No. 3. – P. 94–100.


Рецензия

Для цитирования:


Закирова В.Г., Власова В.К. Традиционная педагогическая культура в современном мире: гуманистический феномен татарской семьи. Образование и саморазвитие. 2024;19(1):128-142. https://doi.org/10.26907/esd.19.1.10. EDN: QPCWAC

For citation:


Zakirova V., Vlasova V. Traditional Pedagogical Culture: A Humanist Phenomenon of the Tatar Family. Education and Self-Development. 2024;19(1):128-142. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.1.10. EDN: QPCWAC

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)