Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Внедрение адаптивного обучения в университете: кейс УрФУ реализации дисциплины «Иностранный язык»

https://doi.org/10.26907/esd.19.1.09

EDN: PRKFAL

Аннотация

Цифровизация образовательной среды и индивидуализация обучения являются основными мировыми трендами трансформации образования. Формирование индивидуальной траектории обучения для каждого студента и повышение эффективности его учебной деятельности с учетом входного уровня знаний и навыков, индивидуальных особенностей восприятия информации и скорости освоения новых знаний становится возможным благодаря цифровым технологиям. Инструменты учебной аналитики, используемые для анализа данных цифрового следа обучающегося, позволяют не только предсказывать успешность или неуспешность обучающегося на последующих этапах освоения курса, но и выстраивать наиболее оптимальный путь достижения обучающимся целевых результатов обучения, реализуя принципы адаптивного обучения. Целью данной работы является разработка и практическая апробация методики адаптивного обучения при реализации учебной дисциплины в университете. Разработанная методика адаптивного обучения основана на использовании инструментов анализа данных для формирования уникальной для каждого студента индивидуальной учебной траектории в рамках изучения курса «Иностранный язык». На выборке в 5 154 студента проведен сравнительный анализ различных моделей обучения. Сделан вывод о преимуществе адаптивного обучения, реализуемого в смешанной модели, которая предполагает активную роль преподавателя в части мониторинга успешности студента и принятия решений на основе рекомендаций системы. Успешный опыт апробации методики адаптивного обучения на примере реализации дисциплины «Иностранный язык» свидетельствует о практической значимости результатов исследования и возможности их использования для внедрения адаптивного обучения в вузах.

Об авторах

В. А. Ларионова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Екатеринбург



Н. В. Гончарова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Екатеринбург



Л. В. Дайнеко
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Екатеринбург



Ф. Д. Ковалев
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Екатеринбург



Список литературы

1. Вайнштейн, Ю. В., Шершнева, В. А., Есин, Р. В., Зыкова, Т. В. Адаптация математического образовательного контента в электронных обучающих ресурсах // Открытое образова- ние. – 2017. – № 4. – С. 4–12. – DOI:10.21686/1818-4243-2017-4-4-12

2. Варгамян, М., Кандыбович, А. Организационно-педагогическая модель адаптивной шко- лы // Директор школы. – 2000. – № 6. – С. 97–111.

3. Карнюшин, В. А. Адаптивная школа как иная парадигма образования // Известия Смолен- ского государственного университета. – 2008. – № 3. – С. 164–170.

4. Келли, П., Коутс, Х., Нейлор, Р. Онлайн-образование: путь от участия к успеху (пер. с англ. Е. Шадриной) // Вопросы образования. – 2016. – №3. – С. 34–58. –DOI:10.17323/1814-9545-2016-3-34-58

5. Кречетов, И. А., Романенко, В. В. Реализация методов адаптивного обучения // Вопросы об- разования. – 2020. – № 2. – С. 252–277. – DOI:10.17323/1814-9545-2020-2-252-277

6. Маняхина, В. Г. Условия эффективности смешанного обучения // Наука и школа. – 2022. – №5. – С. 107–120.

7. Миронцева, С. С., Павлова, Т. А., Семёнкина, И. А., Шевченко, В. И., Ченгарь, О. В. Интегра- ция элементов персонализации обучения в электронный образовательный контент курса по иностранному языку в вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 7. – № 3. – С. 343–351. – DOI:10.30853/ped20220039

8. Наумкин, Н. И., Агеев, В. А., Садиева, А. Э., Анохин, А. В., Шекшаева, Н. Н., Забродина, Е. В. Разработка модели создания индивидуальных образовательных траекторий в ин- женерном образовании // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25. – № 3. – С. 513–531. – DOI:10.15507/1991-9468.104.025.202103.513-531

9. Пеша, А. В. Развитие цифровых компетенций и цифровой грамотности в XXI веке: об- зор исследований // Образование и саморазвитие. – 2022. – Т. 17. – № 1. – С. 201–220. – DOI:10.26907/esd.17.1.16

10. Токтарова, В. И., Маматов, Д. Р. Реализация модели адаптивного обучения на основе познава- тельных стилей // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 8. – С. 242–246.

11. Daineko, L., Goncharova, N., Larionova, V. Creating an Adaptive Learning Model Based on the Learner’s Digital Footprint // EDULEARN21: Proceedings of 13th International Conference on Education and New Learning Technologies, Spain, July 2021. – P. 4230–4237. – DOI:10.21125/edulearn.2021.0896

12. Goncharova, N., Daineko, L., Larionova, V. Development of an Adaptive Learning Model Based on Digital Technologies and the Work of the Teacher // INTED2021: Proceedings of 15th International Technology, Education and Development Conference, Spain, March 2021. – P. 6549–6558. – DOI:10.21125/inted.2021.1307

13. Khosravi, H., Sadiq, S., Gasevic, D. Development and adoption of an adaptive learning system: Reflections and lessons learned // Proceedings of the 51st ACM technical symposium on computer science education, February 2020. – P. 58–64. – DOI:10.1145/3328778.3366900

14. Liu, M., McKelroy, E., Corliss, S. B., Carrigan, J. Investigating the effect of an adaptive learning intervention on students’ learning // Educational technology research and development. – 2017. – No. 65. – P. 1605–1625. – DOI:10.1007/s11423-017-9542-1

15. Soltani, A., Izquierdo, A. Adaptive learning under expected and unexpected uncertainty // Nature Reviews Neuroscience. – 2019. – Vol. 20. – P. 635–644. – DOI:10.1038/s41583-019-0180-y

16. Vandewaetere, M., Desmet, P., Clarebout, G. The contribution of learner characteristics in the development of computer-based adaptive learning environments // Computers in Human Behavior. – 2011. – Vol. 27. – No. 1. – P. 118–130. – DOI:10.1016/j.chb.2010.07.038

17. Wang, S., Christensen, C., Cui, W., Tong, R., Yarnall, L., Shear, L., & Feng, M. When adaptive learning is effective learning: comparison of an adaptive learning system to teacher-led instruction // Interactive Learning Environments. – 2023. – Vol. 31. – No. 2. – P. 793–803. – DOI:10.1080/10494820.2020.1808794


Рецензия

Для цитирования:


Ларионова В.А., Гончарова Н.В., Дайнеко Л.В., Ковалев Ф.Д. Внедрение адаптивного обучения в университете: кейс УрФУ реализации дисциплины «Иностранный язык». Образование и саморазвитие. 2024;19(1):111-127. https://doi.org/10.26907/esd.19.1.09. EDN: PRKFAL

For citation:


Larionova V., Goncharova N., Daineko L., Kovalev F. Introduction of Adaptive Learning at the University: UrFU Case of Implementing “Foreign Language” Discipline. Education and Self-Development. 2024;19(1):111-127. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.1.09. EDN: PRKFAL

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)