Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Трансформация содержания подготовки учителей в России в период 1917-1941 гг.

https://doi.org/10.26907/esd.18.4.14

EDN: TODGNH

Аннотация

В настоящей статье рассматривается эволюция содержания подготовки педагогических кадров в период с 1917 по 1941 гг. Данная проблема актуальна, так как исторический анализ учебных планов помогает понять, как происходило планирование учебного процесса, и извлечь уроки для современной системы педагогического образования, которая находится в состоянии непрерывных реформ. Рассматривается также идеологическая составляющая при подготовке учителей, процесс внедрения тех или иных учебных дисциплин, причины этого, изменение структуры учебных планов на протяжении двух десятилетий. Исследование помогает проследить не только эволюцию планирования учебного процесса, но и роль переломных исторических событий и отдельных личностей, которые повлияли на становление содержания педагогического образования в исследуемый период.

Об авторе

А. А. Халметова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Альбина А. Халметова

Казань



Список литературы

1. Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. – М.: Просвещение, 1990. –141 с.

2. Богуславский, М.В. Стратегии реформирования и модернизации российского образования в первой трети ХХ века. – М.: ИСРО РАО, 2017. – 170 с.

3. Васильев, К. И. Очерки по истории высшего педагогического образования в РСФСР (1918-1932 гг.). – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1966. – 294 с.

4. Выропаев, Б. Диалектические материализм и современное естествознание. – М., 1928. – 48 с.

5. Горохов, В. М. Развитие народного образования в ТАССР. – Казань: Татарское книжное издательство, 1958. – 78 с.

6. Ибрагимов, Г. И. Теория обучения. – М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2011. – 383 с.

7. Калимуллин, А. М., Жигалова, М. П., Ибрашева, А. Х., Кобылянская, Л. И., Лодатко, Е. А., Нурланов, Е. Б. Постсоветская идентичность в педагогическом образовании: прошлое, настоящее, будущее // Образование и саморазвитие. – 2020. – Т. 15. – № 3. – С. 145–163. – DOI:10.26907/esd15.3.13

8. Краевский, В. В., Лернер, И. Я. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. – М.: Педагогика, 1989. – 316 с.

9. Медынский, Е. Н. Народное образование в СССР. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1952. – 255 с.

10. Паначин, Ф. Г. Педагогическое образование в России: историко-педагогические очерки. – М.: Педагогика, 1979. – 215 с.

11. Рождественский, А. В. Прогнозирование в области образования как научно педагогическая проблема / Диссертация… кандидата педагогических наук. – М., 2005. – 149 с.

12. Смирнова, Т. Ю. Содержание образования будущих учителей иностранных языков: история и современность // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – №2. – С.132–138.

13. Степанова, Л. А. Развитие гуманистического содержания отечественного педагогического образования в первой половине XX века / Диссертация… доктора педагогических наук. – Москва, 2011. – 465 с.

14. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: учебник для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003. – 350 с.

15. Тутаев, М. З. Октябрь и просвещение. (Очерки истории просвещения в Татарии накануне Октябрьской революции и в первые годы Советской власти). – Казань: М-во просвещения РСФСР. Казан. гос. пед. ин-т, 1970. – 444 с.

16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (послед. ред.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.11.2023)

17. Фонд Национального архива Республики Татарстан 1487 Оп.1 п. 259. С. 38.

18. Фонд Национального архива Республики Татарстан 1487 Оп.1. п. 24.

19. Фонд Национального архива Республики Татарстан 1487 Оп.134. п. 44. С. 34.

20. Шайдуллина, А. Р., Масалимова, А. Р., Тарарина, Л. И. Содержательные и методические интегративные связи организаций высшего и профессионального образования // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2018. – № 8. – С. 82– 90. – DOI:10.24422/MCITO.2018.8.15652

21. Шилов, А. И. Содержание образования в учительских институтах Восточной Сибири в начале XX в. // Вестник Красноярского гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. – 2014. – № 4(30). – С. 101–106.

22. Щукина, Г. И. Теория и методика коммунистического воспитания в школе: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1974. – 287 с.

23. Юшина, Н. В. Становление учебного плана как нормативно-правового документа (XVI - начало XX вв.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2007. – Т. 16. – № 40. – С. 560–564.

24. Kalimullin, A. M., Valeeva, R. A. From Soviet Union to Russian Federation 1985-2000 / I. Menter (Ed.), Teacher education in Russia: Past, present, and future. – London: Routledge 2021. – pp. 76–95.

25. Kalimullin, A. M., Valeeva, R. A. Teacher Education in Post-Soviet States: Transformation Trends // I. Menter (Ed.), The Palgrave Handbook of Teacher Education Research: Volume 1, 2. – 2023. – Vol. 2. – P. 1293–1312.

26. Kalimullin, A. M., Valeeva, R. A. Teacher education in the Soviet Union 1917-1985 / I. Menter (Ed.), Teacher education in Russia: Past, present, and future. – London: Routledge, 2021. – P. 41–75.

27. Valeeva, R. A., Kalimullin, A. M. Learning to Teach In Russia: A Review of Policy and Empirical Research / Tatto, M.T. and Menter, I. (Eds.), Knowledge, Policy and Practice in Teacher Education: a Cross-National Study. – London: Bloomsbury Academic, 2019. – P. 193–212.

28. Valeeva, R., Gafurov, I. Initial teacher education in Russia: connecting practice, theory and research // European Journal of Teacher Education. – 2017. – Vol. 40. – No. 3. – P. 342–360. – DOI:10.1080/02619768.2017.1326480


Рецензия

Для цитирования:


Халметова А.А. Трансформация содержания подготовки учителей в России в период 1917-1941 гг. Образование и саморазвитие. 2023;18(4):187-199. https://doi.org/10.26907/esd.18.4.14. EDN: TODGNH

For citation:


Khalmetova A. Transformation of the Content of Teacher Training in Russia in 1917-1941. Education and Self-Development. 2023;18(4):187-199. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.4.14. EDN: TODGNH

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)