Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Психологические барьеры принятия цифровой образовательной среды студентами российских университетов

https://doi.org/10.26907/esd.18.4.11

EDN: OYWPZK

Аннотация

Внедрение цифровой образовательной среды (ЦОС) в высшее образование – сложный и многоплановый процесс, нередко сопровождающийся сопротивлением, которое может объясняться разными причинами, в том числе и психологическими барьерами. Среди психологических барьеров выделяют: негативные переживания в учебной деятельности, некоторые личностные черты, препятствующие принятию ЦОС, недостаточный уровень культуры саморегуляции поведения. Выделение таких барьеров принятия ЦОС студентами российских университетов и было целью настоящего исследования. На выборке студентов Российской Федерации (N=1059, возраст 22,3 ± 7,1 года) измерены следующие показатели: отношение к учебной деятельности (методика диагностики переживаний в деятельности); ресурсы само- регуляции (методики самоактивации личности и стиля саморегуляции поведения); личностные черты (Пятифакторный опросник личности); определено отношение к обучению в ЦОС (Шкала оценки ЦОС университета). С помощью кластерного анализа (метод k-средних) выделены контрастные группы респондентов, различающиеся по оценкам принятия цифровой образовательной среды университета: «принимающие» и «сопротивляющиеся». Выделенные группы различаются по доброжелательности и добросовестности, причем оба этих качества выше в группе принимающих обучение в ЦОС. «Принимающие» обладают также более высоким уровнем самоактивации и саморегуляции поведения: лучше планируют цели, программируют свои действия и моделируют значимые условия достижения целей. Студенты, принимающие и не принимающие ЦОС, различаются по паттернам переживаний в учебной деятельности: «сопротивляющиеся» прилагают больше усилий в учебной деятельности при меньшем удовольствии, для них характерны такие переживания, как бессмысленность и пустота. Вместе с тем, психологические барьеры имеют преходящий характер, и студенты с течением времени способны их преодолеть при соответствующей поддержке.

Об авторах

М. А. Одинцова
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

Мария А. Одинцова

Москва



Н. П. Радчикова
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

Наталия П. Радчикова

Москва



М. Г. Сорокова
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

Марина Г. Сорокова

Москва



Е. Н. Полянская
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова; Российский университет дружбы народов
Россия

Екатерина Н. Полянская

Москва



Д. Н. Чернов
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова
Россия

Дмитрий Н. Чернов

Москва



Н. Н. Васягина
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Наталия Н. Васягина

Екатеринбург



Н. В. Ходякова
Академия управления МВД России
Россия

Наталия В. Ходякова

Москва



Список литературы

1. Василевская, Е. А. Манина, В. А. Проблема преодоления психологического барьера учебной деятельности в отечественной психологии // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 27. – № 1. – С. 59–65.

2. Калугин, А. Ю., Щебетенко, С. А., Мишкевич, А. М., Сото, К. Дж., Джон, О. П. Психометрика русскоязычной версии BIG FIVE INVENTORY-2 // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2021. – Т. 18. – № 1. – С. 7–33. – DOI:10.17323/1813-8918-2021-1-7-33.

3. Леонтьев, Д. А., Осин, Е. Н., Досумова, С. Ш., Рзаева, Ф. Р., Бобров, В. В. Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23. – № 6. – С. 55–66. –DOI:10.17759/pse.2018230605

4. Моросанова, В. И., Кондратюк, Н. Г. Опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ2020» // Вопросы психологии. – 2020. – Т. 66. – № 4. – С. 155–167.

5. Одинцова, М. А., Радчикова, Н. П. Разработка методики самоактивации личности // Психологические исследования. – 2018. – Т. 11. – № 58. – DOI:10.54359/ps.v11i58.316

6. Осипова, А. А. Прокопенко, М. В. К вопросу о функциональном анализе психологического барьера // Российский психологический журнал. – 2014. – Т. 11. –№ 2. – С. 9–16. – DOI:10.21702/rpj.2014.2.1

7. Осипова, А. А., Прокопенко, М. В. К вопросу о стратегиях преодоления психологических барьеров // Российский психологический журнал. – 2014. – Т. 11. –№ 4. – С. 38–54. – DOI:10.21702/rpj.2014.4.3

8. Паньшина, С. Е., Сунгурова, Н. А., Карабущенко, Н. Б. Личностные характеристики студентов в регуляции сетевой активности // Образование и наука. – 2021. – Т. 23. – № 3. – С. 101–130. doi:10.17853/1994-5639-2021-3-101-130

9. Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. –СПб.: ИГУП, 1999. – 592 с.

10. Радчикова, Н. П., Одинцова, М. А., Козырева, Н. В. Методика самоактивации личности: апробация на белорусской выборке // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. – 2017. – № 15. – С. 77–82.

11. Сорокова М. Г., Одинцова М. А., Радчикова Н. П. Оценка цифровых образовательных технологий преподавателями вузов // Психологическая наука и образование. – 2023. – Том 28. – № 1. – С. 25–39. – DOI:10.17759/pse.2023280101

12. Сорокова, М. Г. Цифровая образовательная среда университета: кому более комфортно в ней учиться? // Психологическая наука и образование. – 2020. – Том 25. – № 2. – С. 44–58. – DOI:10.17759/pse.2020250204

13. Сорокова, М. Г., Одинцова, М. А., Радчикова, Н. П. Шкала оценки цифровой образовательной среды (ЦОС) университета // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26. – № 2. – С. 52–65. – DOI:10.17759/pse.2021260205

14. Baumann, C., Harvey, M. What is unique about high performing students? Exploring personality, motivation and competitiveness // Assessment & Evaluation in Higher Education. – 2021. – Vol. 46. – No. 8. – Р. 1314–1326. – DOI:10.1080/02602938.2020.1870930

15. Besser, A., Flett, G.L., Zeigler-Hill, V. Adaptability to a sudden transition to online learning during the COVID-19 pandemic: Understanding the challenges for students // Scholarship of Teaching and Learning in Psychology. – 2020. – Vol. 8. – No. 2. – P. 85–105. –DOI:10.1037/stl0000198

16. Børte, K., Nesje, K., Lillejord, S. Barriers to student active learning in higher education // Teaching in Higher Education. – 2020. – Vol. 28. – No. 3. – P. 597–615. –DOI:10.1080/13562517.2020.1839746

17. Garris, C. P., Fleck, B. Student evaluations of transitioned-online courses during the COVID-19 pandemic // Scholarship of Teaching and Learning in Psychology. – 2020. – Vol. 8. –No. 2. – P. 119–139. – DOI:10.1037/stl0000229

18. Greenhow, C., Lewin, C., Willet, K. B. S. The educational response to Covid-19 across two countries: a critical examination of initial digital pedagogy adoption // Technology, Pedagogy and Education. – 2021. – Vol. 30. – No. 1. – Р. 7–25. –DOI:10.1080/1475939X.2020.1866654

19. Lacka, E., Wong, T.C. Examining the impact of digital technologies on students’ higher education outcomes: the case of the virtual learning environment and social media // Studies in Higher Education. – 2021. – Vol. 46. – No. 8. – Р. 1621–1634. –DOI:10.1080/03075079.2019.1698533

20. Li, N., Zhang, X., Limniou, M. A country’s national culture affects virtual learning environment adoption in higher education: a systematic review (2001–2020) // Interactive Learning Environments. – 2021. – Vol. 31. – No. 7. – P. 4407–4425. –DOI:10.1080/10494820.2021.1967408

21. Moren, C. C., Augant, K. C., Labrin, B. C., Giorgis, R. S., Fuente-Mella, H., Fritz, Á. P., Saavedra, M. V., Monckton, P. H., Castelli, L. Á. A quantitative analysis of the identification of personality traits in engineering students and their relation to academic performance // Studies in Higher Education. – 2020. – Vol. 45. – No. 7. – Р. 1323–1334. –DOI:10.1080/03075079.2019.1572089

22. Ocansey, G., Addo, C., Onyeaka, H. K., Andoh-Arthur, J., Asante, K. O. The Influence of Personality Types on Academic Procrastination Among Undergraduate Students // International Journal of School & Educational Psychology. – 2020. – Vol. 10. – No. 3. – P. 360–367. – DOI:10.1080/21683603.2020.1841051

23. Potter, R. E., Zadow, A., Dollard, M., Pignata, S., Lushington, K. Digital communication, health & wellbeing in universities: a double-edged sword // Journal of Higher Education Policy and Management. – 2022. – Vol. 44. – No. 1. – Р. 72–89. –DOI:10.1080/1360080X.2021.1975206

24. Radchikova, N. P., Odintsova, M. A., Sorokova, M. G. Prerequisites for Accepting the Digital Educational Environment in New Cultural and Historical Conditions // Cultural-Historical Psychology. – 2021. – Vol. 17. – No. 3. – Р. 115–124. – DOI:10.17759/chp.2021170315

25. Rammstedt, B., Danner, D., Soto, C. J., John, O. P. Validation of the Short and Extra-Short Forms of the Big Five Inventory-2 (BFI-2) and Their German Adaptations // European Journal of Psychological Assessment. – 2020. – Vol. 36. – No. 1. – Р. 149–161. – DOI:10.1027/1015-5759/a000481

26. Sabah, N. M. Motivation factors and barriers to the continuous use of blended learning approach using Moodle: students' perceptions and individual differences // Behaviour & Information Technology, – 2020. – Vol. 39. – No. 8. – Р. 875–898. –DOI:10.1080/0144929X.2019.1623323

27. Saman, A., Wirawan, H. Examining the impact of psychological capital on academic achievement and work performance: The roles of procrastination and conscientiousness // Cogent Psychology. – 2021. – Vol. 8. – No. 1. – DOI:10.1080/23311908.2021.1938853

28. Selwyn, N. Digital downsides: exploring university students’ negative engagements with digital technology // Teaching in Higher Education. – 2016. – Vol. 21. – No. 8. – Р. 1006–1021. – DOI:10.1080/13562517.2016.1213229

29. Shah, U., Khan, H. S., Reynolds, M. Insights into variation in teachers’ pedagogical relationship with ICT: a phenomenographic exploration in the Pakistani higher education context // Technology, Pedagogy and Education. – 2020. – Vol. 29. – No. 5. – P. 541–555. – DOI:10.1080/1475939X.2020.1810751

30. Soto, C. J., John, O. P. The next Big Five Inventory (BFI-2): Developing and assessing a hierarchical model with 15 facets to enhance bandwidth, fidelity, and predictive power // Journal of Personality and Social Psychology. – 2017. – Vol. 113. – No. 1. – Р. 117–143. –DOI:10.1037/pspp0000096

31. Tamir, M., Halperin, E., Porat, R., Bigman, Y.E., Hasson, Y. When there’s a will, there’s a way: Disentangling the effects of goals and means in emotion regulation // Journal of Personality and Social Psychology. – 2019. – Vol. 116. – No. 5. – Р. 795–816. – DOI:10.1037/pspp0000232

32. Venn, E., Park, J., Andersen, L. P., Hejmadi, M. How do learning technologies impact on undergraduates’ emotional and cognitive engagement with their learning? // Teaching in Higher Education. – 2020. – Vol. 28. – No. 4. – P. 822-839. DOI:10.1080/13562517.2020.1863349

33. Wu, F., Lai, S. Linking prediction with personality traits: a learning analytics approach // Distance Education. – 2019. – Vol. 40. – No. 3. – Р. 330–349. – DOI:10.1080/01587919.2019.1632170


Рецензия

Для цитирования:


Одинцова М.А., Радчикова Н.П., Сорокова М.Г., Полянская Е.Н., Чернов Д.Н., Васягина Н.Н., Ходякова Н.В. Психологические барьеры принятия цифровой образовательной среды студентами российских университетов. Образование и саморазвитие. 2023;18(4):141-156. https://doi.org/10.26907/esd.18.4.11. EDN: OYWPZK

For citation:


Odintsova M., Radchikova N., Sorokova M., Polyanskaya E., Chernov D., Vasyagina N., Khodyakova N. Psychological Barriers to the Acceptance of the Digital Educational Environment by Students of Russian Universities. Education and Self-Development. 2023;18(4):141-156. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.4.11. EDN: OYWPZK

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)