Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Феномен самообразования: обзор мировых исследовательских контекстов

https://doi.org/10.26907/esd.18.4.10

EDN: OTVCID

Аннотация

Современное образование преодолевает институциональные, возрастные, пространственные рамки и предоставляет каждому человеку возможность обучаться на протяжении жизни и управлять этим процессом. Самообразование как проактивная деятельность субъекта по целенаправленному приобретению опыта становится актуальным предметом научных изысканий, а исследовательскими контекстами самообразования в мировой науке выступают следующие понятия: «обучение взрослых» («adult learning»), «непрерывное обучение» («continuous learning»), «непрерывное профессиональное развитие» («continuous professional development»), «информальное обучение» («informal learning»), «обучение на протяжении жизни» («lifelong learning»), «неформальное обучение» («non-formal learning»), «саморазвитие» («self-development»), «самоуправляемое обучение» («self-directed learning»), «самообразование» («self-education»), «обучение на рабочем месте» («workplace learning»). В целях сравнения и определения возможности использования указанных концептов для изучения самообразования в образовательных, организационных (профессиональных) и жизненных контекстах проведен обзор сегментов предметного поля, образованных указанными понятиями. Базой обзора выступили статьи, проиндексированные в базе данных Scopus. Определялись количественные показатели, характеризующие распространенность терминов, и содержание искомых понятий в наиболее цитируемых статьях. Результаты показали, что значительный объем знания о самообразовании сконцентрирован в сегментах, связанных с понятиями обучения на протяжении жизни, самоуправляемого обучения, информального обучения и обучения на рабочем месте. Наиболее перспективно изучение самообразования обучающихся или профессионалов на основе теорий самоуправляемого и информального обучения. Первые теории необходимы, чтобы рассмотреть инициирование, осуществление и контроль проактивной учебной деятельности субъекта, а вторые – чтобы проанализировать стихийное, но осмысленное накопление опыта в процессе разных видов деятельности. Материалы обзора, описывающие контексты изучения самообразования, будут полезны ученым для определения актуальных ракурсов исследований и выбора адекватной теоретической базы.

Об авторах

Н. А. Лызь
Южный федеральный университет
Россия

Наталья А. Лызь

Таганрог



А. Е. Лызь
Южный федеральный университет
Россия

Александр Е. Лызь

Таганрог



Список литературы

1. Кичерова, М. Н., Зюбан, Е. В., Муслимова, Е. О. Неформальное образование: международный опыт признания компетенций // Вопросы образования. – № 1. – 2020. – С. 126–158. – DOI:10.17323/1814-9545-2020-1-126-158

2. Крицкая, А. Р. Некоторые концептуальные основы самообразования обучающихся // Вопросы философии. 2013. – № 5. – С. 70-74.

3. Раицкая, Л. К., Тихонова Е. В. Обзор обзоров как инструмент выявления трендов в исследуемой области знания // Высшее образование в России. – 2020. –Т. 29. – № 3. – С. 37–57. – DOI:10.31992/0869-3617-2020-29-3-37-57

4. Щукина, М. А. Эвристичность субъектного подхода в психологических исследованиях саморазвития личности // Психологический журнал. – 2018. – Том 39. – № 2. – С. 48–57. – DOI:10.7868/S0205959218020058

5. Bauer J. J. Intentional Self-Development /In J. Lopez (Ed.) The Encyclopedia of Positive Psychology. – Malden: Wiley-Blackwell, 2009. – P. 523–527. – DOI:10.1002/9781444306002.ch9

6. Berkhout J. J., Helmich E., Teunissen P. W., van der Vleuten C. P. M., Jaarsma A. D. C. Context Matters when Striving to Promote Active and Lifelong Learning in Medical Education // Medical Education. – 2018. – Vol. 52. – No. 1. – P. 34–44. – DOI:10.1111/medu.13463

7. Blaschke L. M. Heutagogy and Lifelong Learning: A Review of Heutagogical Practice and Self-Determined Learning // International Review of Research in Open and Distance Learning. – 2012. – Vol. 13. – No. 1. – P. 56–71. – DOI:10.19173/irrodl.v13i1.1076

8. Bolhuis S. Towards Process-Oriented Teaching for Self-Directed Lifelong Learning: A Multidimensional Perspective // Learning and Instruction. – 2003. – Vol. 13. – No. 3. – P. 327– 347. – DOI:10.1016/S0959-4752(02)00008-7

9. Bryan R. L., Kreuter M. W., Brownson R. C. Integrating Adult Learning Principles into Training for Public Health Practice // Health Promotion Practice. – 2009. – Vol. 10. – No. 4. – P. 557–563. DOI:10.1177/1524839907308117

10. Cherrstrom C. A., Stacey E. R., Bixby J. 10 Years of Adult Learning: Content Analysis of an Academic Journal // Adult Learning. – 2016. – Vol. 28. – No. 1. – P. 3–11. – DOI:10.1177/1045159516664320

11. Clapper T. C. Beyond Knowles: What those Conducting Simulation Need to Know about Adult Learning Theory // Clinical Simulation in Nursing. – 2010. – Vol. 6. – No. 1. – P. e7-e14. – DOI:10.1016/j.ecns.2009.07.003

12. Dabbagh N., Kitsantas A. Personal Learning Environments, Social Media, and Self-Regulated Learning: A Natural Formula for Connecting Formal and Informal Learning // Internet and Higher Education. – 2012. – Vol. 15. – No. 1. – P. 3–8. – DOI:10.1016/j.iheduc.2011.06.002

13. Decius J., Knappstein M., Schaper N., Seifert A. Investigating the Multidimensionality of Informal Learning: Validation of a Short Measure for White-Collar Workers // Human Resource Development Quarterly. – 2021. – P. 1–30. – DOI:10.1002/hrdq.21461

14. Egloffstein M., Ifenthaler D. Employee Perspectives on MOOCs for Workplace Learning // TechTrends. – 2017. – Vol. 61. – P. 65–70. – DOI:10.1007/s11528-016-0127-3

15. Garavan T. N., McGuire D. Competencies and Workplace Learning: Some Reflections on the Rhetoric and the Reality // Journal of Workplace Learning. – 2001. – Vol. 13. – No. 4. – P. 144– 164. – DOI:10.1108/13665620110391097

16. Geng S., Law K. M. Y., Niu B. Investigating Self-Directed Learning and Technology Readiness in Blending Learning Environment // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2019. – Vol. 16. – No. 17. – DOI:10.1186/s41239-019-0147-0

17. Gibson J. M. E. Using the Delphi Technique to Identify the Content and Context of Nurses’ Continuing Professional Development Needs // Journal of Clinical Nursing. – 1998. – Vol. 7. – No. 5. – P. 451–459. – DOI:10.1046/j.1365-2702.1998.00175.x

18. Gould D., Drey N., Berridge E. Nurses’ Experiences of Continuing Professional Development // Nurse Education Today. – 2007. – Vol. 27. – No. 6. – P. 602–609. – DOI:10.1016/j.nedt.2006.08.021

19. Greenberg C. C., Ghousseini H. N., Pavuluri Quamme S. R., Beasley H. L., Frasier L. L., Brys N. A., Dombrowski J. C., Wiegmann D. A. A Statewide Surgical Coaching Program Provides Opportunity for Continuous Professional Development // Annals of Surgery. – 2018. – Vol. 267. – No. 5. – P. 868–873. – DOI:10.1097/SLA.0000000000002341

20. Greenhow C., Robelia B. Informal Learning and Identity Formation in Online Social Networks // Learning, Media and Technology. – 2009. – Vol. 34. – No. 2. – P. 119–140. – DOI:10.1080/17439880902923580

21. Hodkinson H., Hodkinson P. Improving Schoolteachers’ Workplace Learning // Research Papers in Education. – 2005. – Vol. 20. – No. 2. – P. 109–131. – DOI:10.1080/02671520500077921

22. Jeong S., Han S. J., Lee J., Sunalai S., Yoon S. W. Integrative Literature Review on Informal Learning: Antecedents, Conceptualizations, and Future Directions // Human Resource Development Review. – 2018. – Vol. 17. – No. 2. – P. 128–152. – DOI:10.1177/1534484318772242

23. Kennedy A. Understanding Continuing Professional Development: The Need for Theory to Impact on Policy and Practice // Professional Development in Education. – 2014. – Vol. 40. – No. 5. – P. 688–697. – DOI:10.1080/19415257.2014.955122

24. Knowles M., Holton E. F., Swanson R. A., Robinson P. A. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. – London: Routledge, 2020. – DOI:10.4324/9780429299612

25. Lopes H., McKay V. Adult Learning and Education as a Tool to Contain Pandemics: The COVID-19 Experience // International Review of Education. – 2020. – Vol. 66. – No. 4. – P. 575–602. – DOI:10.1007/s11159-020-09843-0

26. Louws M. L., Meirink J. A., van Veen K., van Driel J. H. Teachers’ Self-Directed Learning and Teaching Experience: What, How, and Why Teachers Want to Learn // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 66. – P. 171–183. – DOI:10.1016/j.tate.2017.04.004

27. Loyens S. M. M., Magda J., Rikers R. M. J. P. Self-Directed Learning in Problem-Based Learning and Its Relationships with Self-Regulated Learning // Educational Psychology Review. – 2008. – Vol. 20. – No. 4. – P. 411–427. – DOI:10.1007/s10648-008-9082-7

28. Lyz N., Prima A., Opryshko A. The Role of Students’ Life Course Conception in Their Self-Development // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). – 2020. – Vol. 8. – No. 1. – P. 37–48. – DOI:10.5937/IJCRSEE2001037L

29. Madge C., Meek J., Wellens J., Hooley T. Facebook, Social Integration and Informal Learning at University: It Is More for Socialising and Talking to Friends about Work Than for Actually Doing Work // Learning, Media and Technology. – 2009. – Vol. 34. – No. 2. – P. 141–155. – DOI:10.1080/17439880902923606

30. Mikkonen S., Pylväs L., Rintala H., Nokelainen P., Postareff L. Guiding Workplace Learning in Vocational Education and Training: A Literature Review // Empirical Research in Vocational Education and Training. – 2017. – Vol. 9. – No. 1. – DOI:10.1186/s40461-017-0053-4

31. Narushima M., Liu J., Diestelkamp, N. Lifelong Learning in Active Ageing Discourse: Its Conserving Effect on Wellbeing, Health and Vulnerability // Ageing and Society. – 2018. – Vol. 38. – No. 4. – P. 651–675. – DOI:10.1017/S0144686X16001136

32. Noe R. A., Tews M. J., Marand A. D. Individual Differences and Informal Learning in the Workplace // Journal of Vocational Behavior. – 2013. – Vol. 83. – No. 3. – P. 327–335. – DOI:10.1016/j.jvb.2013.06.009

33. O’Shea E. Self-Directed Learning in Nurse Education: A Review of the Literature // Journal of Advanced Nursing. – 2003. – Vol. 43. – No. 1. – P. 62–70. – DOI:10.1046/j.1365-2648.2003.02673.x

34. Park K., Li H., Luo N. Key Issues on Informal Learning in the 21st Century: A Text Mining-based Literature Review // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). – 2021. – Vol. 16. – No. 17. – P. 4–18. – DOI:10.3991/ijet.v16i17.23663

35. Pérez-Foguet A., Lazzarini B., Giné R., Velo E., Boni A., Sierra M., Zolezzi G., Trimingham R. Promoting Sustainable Human Development in Engineering: Assessment of Online Courses Within Continuing Professional Development Strategies // Journal of Cleaner Production. – 2018. – Vol. 172. – P. 4286–4302. – DOI:10.1016/j.jclepro.2017.06.244

36. Rashid T., Asghar H. M. Technology Use, Self-Directed Learning, Student Engagement and Academic Performance: Examining the Interrelations // Computers in Human Behavior. – 2016. – Vol. 63. – P. 604–612. – DOI:10.1016/j.chb.2016.05.084

37. Roberts T., Jackson C., Mohr-Schroeder M. J., Bush S. B., Maiorca C., Cavalcanti M., Schroeder D. C., Delaney A., Putnam L., Cremeans C. Students’ Perceptions of Stem Learning after Participating in a Summer Informal Learning Experience // International Journal of STEM Education. – 2018. – Vol. 5. – No. 1. – DOI:10.1186/s40594-018-0133-4

38. Sharples M. The Design of Personal Mobile Technologies for Lifelong Learning // Computers and Education. – 2000. – Vol. 34. – No. 3-4. – P. 177–193. – DOI:10.1016/s0360-1315(99)00044-5

39. Tekkol I. A., Demirel M. An Investigation of Self-Directed Learning Skills of Undergraduate Students // Frontiers in Psychology. – 2018. – Vol. 9. – DOI:10.3389/fpsyg.2018.02324

40. Tews M. J., Michel J. W., Noe R. A. Does Fun Promote Learning? The Relationship Between Fun in the Workplace and Informal Learning // Journal of Vocational Behavior. – 2017. – Vol. 98. – P. 46–55. – DOI:10.1016/j.jvb.2016.09.006

41. Tynjälä P. Toward a 3-P Model of Workplace Learning: A Literature Review // Vocations and Learning. – 2013. – Vol. 6. – P. 11–36. – DOI:10.1007/s12186-012-9091-z

42. Walker J. Shame and Transformation in the Theory and Practice of Adult Learning and Education // Journal of Transformative Education. – 2017. – Vol. 15. – No. 4. – P. 357–374. – DOI:10.1177/1541344617699591

43. Whitton N. Game Engagement Theory and Adult Learning // Simulation and Gaming. – 2011.– Vol. 42. – No. 5. – P. 596–609. – DOI:10.1177/1046878110378587

44. Zhou Q., Li Q., Gong S. How Job Autonomy Promotes Employee’s Sustainable Development? A Moderated Mediation Model // Sustainability (Switzerland). – 2019. – Vol. 11. – No. 22. – DOI:10.3390/su11226445


Рецензия

Для цитирования:


Лызь Н.А., Лызь А.Е. Феномен самообразования: обзор мировых исследовательских контекстов. Образование и саморазвитие. 2023;18(4):121-140. https://doi.org/10.26907/esd.18.4.10. EDN: OTVCID

For citation:


Lyz N., Lyz A. The Phenomenon of Self-Education: Review of World Research Contexts. Education and Self-Development. 2023;18(4):121-140. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.4.10. EDN: OTVCID

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)