Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Модульные представления oб образовательных возможностях шахмат в процессе переподготовки педагогов дошкольного образования

https://doi.org/10.26907/esd.18.4.09

EDN: NHVXSS

Аннотация

Успех современной образовательной системы зачастую зависит от введения новых образовательных инструментов. В частности, многочисленные исследования последних лет обосновывают целенаправленное использование шахмат в качестве продуктивного образовательного инструмента в развитии как младших школьников, так и дошкольников. Ознакомление воспитателей с образовательными возможностями шахмат в процессе переподготовки стимулирует формирование их профессиональной компетентности с фиксацией ожидаемых акмеокачественных результатов.

В статье рассматривается модель переподготовки педагогов ДОО, предполагающая формирование профессиональных компетенций при непосредственном использовании предварительных шахматных знаний и умений. Целью статьи является описание модели переподготовки воспитателей-тренеров, состоящей из трех модулей последовательного формирования профессиональных компетенций, которые, усилением методик воспитания и обучения дошкольников шахматным содержанием, обеспечивают системное формирование у обучаемых aкме-квалитативных результатов. Фиксацией aкме-квалитативных результатов у педагогов ДОО данная модель значительно отличается от традиционных.

Методологической основой предлагаемой программы переподготовки послужило стимулирование профессиональной самореализации участников путем внедрения предварительных шахматных знаний во все сферы развития дошкольников. Эффективность программы определялась методом самооценки собственных достижений PARLA, с помощью которого проверялось умение участника самостоятельно применять приобретенный опыт в своих дальнейших действиях. Для определения трудностей воспитателей в процессе переподготовки и их основных причин был применен метод «Fishbone» К. Ишикавы, который позволил выявить основную причину трудностей в процессе обучения – низкий уровень личностных компетенций. Методика определения личностных компетенций подтвердила недостаточную сформированность личностных компетенций у воспитателей – будущих менторов. Методы были апробированы в работе с 60 педагогами детских садов в течение полутора лет. Экспериментальные результаты применения модулей подготовки воспитателей-менторов подтвердили возможность формирования профессиональных компетенций с акцентом на личностные и важность приобретения акмеоквалитативных результатов. Новизна исследования определяется выбором последовательных модулей, ведущих к формированию профессиональных компетенций посредством шахматных знаний и умений. Практическая значимость: предлагаемые методы и методики могут быть использованы в процессе разных программ переподготовки педагогов дошкольных образовательных организаций.

Об авторах

В. С. Карапетян
Армянский государственный педагогический университет имени Х. Абовяна
Армения

Владимир С. Карапетян

Ереван



А. М. Даллакян
Армянский государственный педагогический университет имени Х. Абовяна
Армения

Алла М. Даллакян

Ереван



М. Г. Амирагян
Армянский государственный педагогический университет имени Х. Абовяна
Армения

Марианна Г. Амирагян

Ереван



В. М. Косакян
Армянский государственный педагогический университет имени Х. Абовяна
Армения

Ваграм М. Косакян

Ереван



Список литературы

1. Андреев, В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости. – Казань: Центр инновационных технологий. – 2015. – 288 с.

2. Вознюк, А. В. Концептуализация холистической педагогической парадигмы // «Академия Тринитаризма». – М., Эл № 77-6567, публ.16396, 27.02.2011

3. Зеркин, Д. Г., Бабинцев, А. А., Стародубов, А. В. Педагогическое творчество преподавателя учебного заведения и психологические условия его развития // Фундаментальные научные исследования как фактор обеспечения конкурентоспособности общества и государства: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 10 апреля 2020 г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. –URL: https://apni.ru/article/568-pedagogicheskoe-tvorchestvo-prepodavatelya

4. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Эксперимент и инновации в школе. – 2009. – № 2. – С. 7–17.

5. Исикава, К. Японские методы управления качеством. – М.: Экономика, 1988. – 199 с.

6. Карапетян, В. С., Даллакян, А. М., Рублевская, Е. А. Психолого-педагогический практикум по дошкольной педагогике. – Ер.: Лимуш, 2021. – 160 с.

7. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат. – 1975. – 130 с.

8. Полупанова, Е. Г. Инновации в педагогическом образовании на Западе // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 121–126.

9. Савинова, Л. Ф. Школа педагога-исследователя как фактор совершенствования профессиональной компетентности учителя в системе повышения квалификации // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2012. – № 2. – С. 100–106.

10. Сайтбагина, Л. А. Реализация интегративно развивающего подхода в процессе развития исследовательской деятельности студентов магистратуры // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 442. – С. 180–188. DOI:10.17223/15617793/442/22

11. Сухин, И. Г. Шахматы. Полный курс для детей. – Издательство: АСТ, 2019. – 160 с.

12. Таланчук, Н. М. Системно-синергетическая философия как методология современной педагогики // Magister. – 1997. – Спец. выпуск (декабрь). – С. 32‒41.

13. Aciego, R., García, L., Betancort, M. The benefits of chess for the intellectual and social-emotional enrichment in schoolchildren // The Spanish journal of psychology. – 2012. – Vol. 15. – No. 2. – P. 551–559.

14. Anderson, L. W., Krathwohl, D. R., Airasian, P. W., Cruikshank, K. A., Mayer, R. E., Pintrich, P. R. et al. A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing, A: A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives (Abridged Edition). New York: Longman, 2001. – 336 p.

15. Bart, W. M. On the effect of chess training on scholastic achievement // Frontiers in Psychology. – 2014. – Vol. 5. – DOI:10.3389/fpsyg.2014.00762

16. Biggs, J. B., Collis, K. F. Evaluating the Quality of Learning: The SOLO Taxonomy. –New York, NY: Academic Press, 1982.

17. Ferrandez-Berrueco, R., & Sanchez-Tarazaga, L. Teaching competences in Secondary Education. Analysis of teachers’ profiles // e-Journal of Educational Research, Assessment and Evaluation. – 2014. – Vol. 20. – No. 1. – P. 1–20. – DOI:10.7203/relieve.20.1.3786

18. Gobet, F., Campitelli, G. Educational benefits of chess instruction: A critical review //Chess and education: Selected essays from the Koltanowski conference. – University of Texas. Chess Program, 2006. – P. 124–143.

19. Gobet, F., Jansen, P. Training in Chess: A scientific approach // Education and Chess. United Kingdom, 2006.

20. Kabus, N. Prospective Social Workers’ Training to Sustainable Development of Social Groups on the Basis of System-synergetic Approach // World Scientific News. – 2017. –Vol. 61. – No. 2. – P. 106–117.

21. Karapetyan, V. S., Dallakyan, A. M., Amiraghyan, M. G., & Zheltukhina, M. R. The Prospective of the Investment of Contemporary Paradigm of Preschool Education in Future Armenia //Astra Salvensis. – 2018. – No. 2. – P. 382–391.

22. Kovalchuk, V., Prylepa, I., Chubrei, O., Marynchenko, I., Opanasenko, V., & Marynchenko, Y. Development of Emotional Intelligence of Future Teachers of Professional Training // International Journal of Early Childhood Special Education. – 2022. – Vol. 14. – No. 1. – P. 39– 51. – DOI:10.9756/int-jecse/v14i1.221006

23. Sala, G., Gobet, F. Do the Benefits of Chess Instruction Transfer to Academic and Cognitive Skills // Educational Research Review. – 2016. – Vol. 18. – P. 46–57. –DOI:10.1016/j.edurev.2016.02.002

24. Valeeva, R. A., Amirova, L. A. The development of professional mobility of teachers in supplemental education system // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – Vol. 11. – No. 9. – P. 2265–2274.

25. Veraska, N. Modern Trends in Early Childhood Education Development in the Natural vs Cultural Paradigm // European Early Childhood Education Research Journal. – 2014. –Vol. 22. – No. 5. – P. 585–589. – DOI:10.1080/1350293X.2014.969081

26. Vygotsky, L. S. Mind in Society. – Cambridge: MA: MIT, 1978. – 78p.


Рецензия

Для цитирования:


Карапетян В.С., Даллакян А.М., Амирагян М.Г., Косакян В.М. Модульные представления oб образовательных возможностях шахмат в процессе переподготовки педагогов дошкольного образования. Образование и саморазвитие. 2023;18(4):106-120. https://doi.org/10.26907/esd.18.4.09. EDN: NHVXSS

For citation:


Karapetyan V., Dallakyan A., Amiraghyan M., Qosakyan V. Modular Approach to Educational Opportunities of Chess in the Training Process of Kindergarten Teachers. Education and Self-Development. 2023;18(4):106-120. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.4.09. EDN: NHVXSS

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)