Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Двусторонняя обратная связь с применением цифровых инструментов на уроке: размер эффекта

https://doi.org/10.26907/esd.18.4.08

EDN: MHAYCA

Аннотация

Образовательные результаты обучающихся убедительно коррелируют с качеством осуществления обратной связи в учебном процессе. Анализ образовательной практики показывает, что обратная связь, осуществляемая в современном учебном процессе, не является совершенной. Целью данного исследования стал поиск механизма двусторонней обратной связи, который может применяться на уроке на этапе закрепления материала, и оценка его эффективности. В ходе исследования использовались следующие методы: анализ литературы и изучение педагогического опыта, которые позволили выявить наиболее эффективный способ организации обратной связи на уроке; педагогический эксперимент, в ходе которого был апробирован механизм обратной связи на этапе закрепления материала на уроке; диагностические контрольные работы с последующей статистической обработкой, благодаря которым был сделан вывод об эффективности вводимой обратной связи; опрос, который дал возможность выяснить, насколько введенный механизм обратной связи способствовал саморегуляции учебной деятельности школьников. В статье раскрыты возможные способы осуществления обратной связи на уроке; разработан механизм осуществления обратной связи, способствующий организации видимого обучения; определено влияние обратной связи на этапе закрепления материала на успешность обучения. Практическая значимость исследования состоит в том, что с помощью разработанного механизма обратной связи учитель и ученики могут своевременно скорректировать преподавание и обучение, что ведет к повышению качества образовательного процесса и формированию видимой образовательной среды.

Об авторе

А. А. Калимуллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Алия А. Калимуллина

Казань



Список литературы

1. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь, идеальность : пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2016. – 112 с.

2. Жунисбекова, Ж. А. Дифференцированное обучение учащихся // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 11-5. – С. 748–751.

3. Ибрагимов, Г. И., Ибрагимова, Е. М., Андрианова, Т. М. Теория обучения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. – М.: Владос, 2011. – 383 с.

4. Ибрагимов, Г. И., Калимуллина, А. А. Мотивационный потенциал обратной связи в процессе обучения // VIII Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности. – 2023. – С. 216–221.

5. Клюева, Т. Н., Генсецкая Ю. В. Особенности саморегуляции учащихся 6-х классов школ Самарской области // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2015. – №1 (17). – С. 117–124.

6. Коренев, А. А. Обратная связь в обучении и педагогическом общении // Rhema. Рема. – 2018. – №. 2. – С. 112–127.

7. Коренев, А. А., Ершова, Т. А. Письменная обратная связь как составляющая профессиональной коммуникативной компетенции преподавателей иностранного языка // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №12. – C. 438–441.

8. Курвитс, М. Цифровые инструменты, которые стоит освоить учителю [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://marinakurvits.com/veb-servisi_uchitelju/ (дата обращения: 24.04.23).

9. Лазарев, В. С. К проблеме обеспечения валидности педагогического эксперимента // Известия Российской академии образования. – 2016. – №. 2. – С. 50–64.

10. Лукичева, С. В., Коваленко, О. Н. Методика организации устойчивой обратной связи «Преподаватель - студент» посредством карт экспресс-опроса при обучении математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2017. – №2(40). – С. 89–93.

11. Лукьяненко, О. Д. Обратная связь в дидактическом информационном взаимодействии педагога и учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. – 2007. – №12(33). – С. 367–371.

12. Мышковская, А. П. Использование эффективных приемов обратной связи, взаимоконтроля и взаимооценки на уроках физики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/ispol-zovaniie-effiektivnykh-priiemov-obratnoi-sviazi-vzaimokontrolia-i-vzaimootsienki-uchashchikhsia-na-urokakh-fiziki.html (дата обращения: 21.06.23).

13. Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательной школы-интерната «Лицей имени Н.И. Лобачевского» федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (рассмотрено и принято на педагогическом совете № 1 от 23.08.2023 г.). – URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F1993969831/Osnovnaya.OP.OOO.2023_2024.novaya.pdf

14. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

15. Родионова, В. А. Возможности реализации обратной связи в процессе дистанционного обучения студентов медицинского вуза // Образование и право. – 2020. – № 9. – С. 260–263.

16. Саломасов, В. Принципы эффективной обратной связи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://orator.biz/library/speech/principi_obratniy_svyazi/ (дата обращения 30.10.23).

17. Смирнова, Е. А. Об оптимизации (учебной) обратной связи с помощью мобильных технологий // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: материалы X международной научно-практической конференции, г. Москва, 15 марта 2019 г. Часть 2 / под общ. ред. А.А. Богатырёва. – М.: МПГУ, 2019. – С. 223–229.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021 № 64101). – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/

19. Феоктистов, И. Е. Алгебра. 7 класс. Дидактические материалы. Методические рекомендации. – М.: Мнемозина, 2009. – 166 с.

20. Хэтти, Джон А. С. Видимое обучение: синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников. – М.: Изд-во «Национальное образование», 2017. – 496 с.

21. Azizi, M., Kralik, R., Petrikovicova, L., Tkáčova, H. A comparative study of the effects of self-assessment and peer feedback on literature students’ oral production // Science for Education Today. – 2020. - Vol. 10. - No. 5. - P. 7-27. DOI: 10.15293/2658-6762.2005.01

22. Hattie, J., Timperley H. The Power of Feedback //Review of Educational Research. – 2007. – Vol. 77. – No. 1. – P. 81-112. DOI: 10.3102/003465430298487

23. Hu, B. Y., Li, YH., Zhang, Х., Roberts, SK., Vitiello, G. The quality of teacher feedback matters: Examining Chinese teachers’ use of feedback strategies in preschool math lessons // Teaching and Teacher Education. – 2021. – Vol. 98. – DOI:10.1016/j.tate.2020.103253

24. Ibragimov, G. I., Kalimullina, A. A. Descriptors derived from feedback on teaching mathematics in school // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2021. – Vol. 17. – No. 10. – DOI:10.29333/ejmste/11185

25. Kluger, A. N., DeNisi, A. The effects of feedback interventions on performance: a historical review, a meta-analysis, and a preliminary feedback intervention theory // Psychological bulletin. – 1996. – Vol. 119. – No. 2. – P. 254–284. – DOI:10.1037/0033-2909.119.2.254

26. Kulhavy, R. W. Feedback in written instruction //Review of educational research. – 1977. – Vol. 47. – No. 2. – P. 211–232. – DOI:10.3102/00346543047002211

27. Roslan, R., Panjang, S. M., Yusof, N., Shahrill, M. Teacher’s feedback in teaching science in a bilingual Bruneian primary classroom // On the Horizon. – 2018. – Vol. 26. – No. 2. – P. 122–136. – DOI:10.1108/OTH-09-2017-0080

28. Sadler, D. R. Formative assessment and the design of instructional systems // Instructional science. – 1989. – Vol. 18. – P. 119–144. – DOI:10.1007/BF00117714

29. Wang, W., Li, S. Corrective feedback and learner uptake in American ESL and Chinese EFL classrooms: A comparative study // Language, Culture and Curriculum. – 2021. – Vol. 34. – No. 1. – P. 35–50. – DOI:10.1080/07908318.2020.1767124


Рецензия

Для цитирования:


Калимуллина А.А. Двусторонняя обратная связь с применением цифровых инструментов на уроке: размер эффекта. Образование и саморазвитие. 2023;18(4):91-105. https://doi.org/10.26907/esd.18.4.08. EDN: MHAYCA

For citation:


Kalimullina A. Two-way Feedback with the Use of Digital Tools in the Classroom: Effect Size. Education and Self-Development. 2023;18(4):91-105. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.4.08. EDN: MHAYCA

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)