Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Психологические аспекты профессиональной деятельности и благополучие женщин в сфере образования: возрастная динамика и гендерное сравнительное корреляционное исследование

https://doi.org/10.26907/esd.18.4.07

EDN: IZQJOJ

Аннотация

Проблема психологического благополучия женщин, занятых в сфере образования, в настоящее время все еще имеет достаточно широкий круг неисследованных вопросов. В данной работе благополучие рассмотрено в связи с компонентами профессиональной удовлетворенности и мотивации с учетом гендерного и возрастного аспектов. В исследовании приняли участие 140 человек, из них 103 женщины в возрасте от 20 до 75 лет. Методы исследования включали теоретический анализ научной литературы, психологическое тестирование (методика диагностики субъективного благополучия личности (Шамионов Р. М., Бескова Т. В.); опросник «Источники мотивации профессиональной деятельности» (адаптация Е.В. Сидренко); «Опросник удовлетворенности трудом» (П. Спектор), «Опросник выгорания» (вер- сия Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой); методика «Шкала дифференциальных эмоций» (К. Изард, адапт. А. В. Леонова, М. С. Капица), тест «Личностный дифференциал» (адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева)) и методы математической статистики (критерий Шапиро-Уилка, непараметрический критерий Крускала-Уолиса, попарное сравнение по методу Данна, коэффициент ранговой корреляции Спирмана, q Коэна и z-тест для сравнения двух выборочных коэффициентов корреляции). В результате выявлены различия по показателям профессионального стресса, благополучия и выгорания между разными возрастными группами женщин, а также различия выраженности связей в выборках женщин и мужчин между психологическими аспектами профессиональной деятельности и личностными чертами, эмоциями и благополучием.

Об авторах

Е. Г. Денисова
Донской государственный технический университет
Россия

Екатерина Г. Денисова

Ростов-на-Дону



П. Н. Ермаков
Южный федеральный университет
Россия

Павел Н. Ермаков

Ростов-на-Дону



Н. В. Сылка
Донской государственный технический университет
Россия

Надежда В. Сылка

Ростов-на-Дону



И. В. Куприянов
Южный федеральный университет
Россия

Игорь В. Куприянов

Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Бажин, Е. Ф., Эткинд A. M. Личностный дифференциал: методические рекомендации. – Л.: НИПНИ им. Бехтерева, 1983. – 25 c.

2. Баскакова, М. Е. Мужчины и женщины в системе образования // Вопросы образования. – 2005. – № 1. – С. 276–303.

3. Водопьянова, Н. Е., Старченкова, Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. – 336 с.

4. Волкова, Е. Н. Личностные особенности учителя XXI века: анализ эмпирических исследований проблемы // Образование и наука. – 2022. – Т. 24. – № 3. – С. 126–157. – DOI:10.17853/1994-5639-2022-3-126-157

5. Дайнеко, В. В. Анализ психометрических свойств методики П.Спектора «Опросник удовлетворенности работой» // Психология управления персоналом и экосистема наставничества в условиях изменения технологического уклада. Вторая международная научно-практическая конференция (11–12 ноября 2021 г., Нижний Новгород): сборник статей / под ред. проф. Л.Н. Захаровой, доц. И.С. Леоновой. – Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2021. – С. 454–459

6. Дубровина, С. В., Дрейзин, И. В. Взаимосвязь внутренних ресурсов личности и удовлетворенности качеством жизни у педагогов // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 21. – С. 335–337.

7. Зборовский, Г. Е., Амбарова, П. А. Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развития // Образование и наука. – 2022. – Т. 24. – № 5. – С. 147–180. – DOI:10.17853/1994-5639-2022-5-147-180

8. Леонова, А. Б., Кузнецова, А. С. Психологические технологии управления состоянием человека. 2-е изд. – М.: Смысл, 2007. – 331 с.

9. Рассказова, Е. И., Леонова А. Б., Плужников И. В. Разработка русскоязычной версии опросника когнитивной регуляции эмоций // Вестник психологии. Серия 14. Психология. – 2011. – № 4. – С. 161–179.

10. Ральникова, И. А., Смирнова, Я. К. Временные установки современных мужчин и женщин // Российский психологический журнал. – 2018. – Т. 15. – № 4. – С. 54–69. – DOI:10.21702/rpj.2018.4.3

11. Родионова, Е. В., Конюхова, Т. В. Комплексная оценка уровня эмоционально-личностного благополучия педагогов технического вуза: констатирующий эксперимент // Векторы благополучия: экономика и социум. – 2022. – № 4(47). – С. 128–145.

12. Сидоренко, Е. В. Мотивационный тренинг. – СПб.: Речь, 2000. – 234 с

13. Сыманюк, Э. Э., Борисов, Г. И., Печеркина, А. А., Савельев, В. В. Особенности кризиса утраты профессии у педагогов позднего возраста // Образование и наука. – 2022. – Т. 24. – № 4. – С. 200–244. – DOI:10.17853/1994-5639-2022-4-200-244

14. Филинкова, Е. Б. Мотивация ухода учителей из педагогической сферы // Психолого-педагогические исследования. – 2012. – Т. 17. – № 2. – С. 21–37.

15. Шамионов, Р., Бескова, Т. Методика диагностики субъективного благополучия личности // Психологические исследования. – 2018. – T. 60. – № 11. – DOI:10.54359/ps.v11i60.277

16. Andersen, J. P., Nielsen, M. W., Simone, N. L., Lewis, R. E., Jagsi, R. Meta-Research: COVID-19 medical-papers have fewer women first authors than expected // eLife. – 2020. – No. 9. – P. e58807. – DOI:10.7554/eLife.58807

17. Bailyn, L. Academic Careers and Gender Equity: Lessons Learned from MIT1 // Gender, Work, and Organization. – 2003. – Vol. 10. – No. 2. – P. 137–153. – DOI:10.1111/1468-0432.00008

18. Çapri, B., Gündüz, B., Akbay, S. E. The study of relations between life satisfaction, burnout, work engagement and hopelessness of high school students // International Education Studies. – 2013. – Vol. 6. – No. 11. – Pp. 35–46.

19. Elliott, M., Blithe, S. J. Gender Inequality, Stress Exposure, and Well-Being among Academic Faculty //International Journal of Higher Education. – 2021. – Vol. 10. – No. 2. – P. 240–252. – DOI:10.5430/ijhe.v10n2p240

20. Gatta, M. L., Roos, P. A. Balancing without a net in academia: integrating family and work lives // Equal Opportunities International. – 2004. – Vol. 23. – No. 3/4/5. – P. 124–142. DOI: 10.1108/02610150410787765

21. Muric, G., Lerman, K., Ferrara, E. COVID-19 amplifies gender disparities in research // arXiv preprintarXiv. – 2020. – PPR: PPR268959.

22. OECD Family Database. The labour market position of families [Электронный ресурс]. 2017. – URL: https://www.oecd.org/els/family/database.htm

23. STEM and Gender Advancement [Электронный ресурс]. 2015. – URL: http://uis.unesco.org/en/news/stem-and-genderadvancement

24. Toffoletti, K., Starr, K. Women academics and work–life balance: Gendered discourses of work and care // Gender, Work & Organization. – 2016. – Vol. 23. – No. 5. – P. 489–504. – DOI:10.1111/gwao.12133

25. Vincent-Lamarre P. et al. Monitoring women’s scholarly production during the COVID-19 pandemic // Nature Index.(blogpost). – 2020.

26. Virtanen, A., De Bloom, J., Kinnunen, U. Relationships between recovery experiences and well-being among younger and older teachers // International Archives of Occupational and Environmental Health. – 2020. – Vol. 93. – No. 2 – P. 213–227. – DOI:10.1007/s00420-019-01475-8


Рецензия

Для цитирования:


Денисова Е.Г., Ермаков П.Н., Сылка Н.В., Куприянов И.В. Психологические аспекты профессиональной деятельности и благополучие женщин в сфере образования: возрастная динамика и гендерное сравнительное корреляционное исследование. Образование и саморазвитие. 2023;18(4):72-90. https://doi.org/10.26907/esd.18.4.07. EDN: IZQJOJ

For citation:


Denisova E., Ermakov P., Sylka N., Kupriyanov I. Psychological Aspects of Professional Performance and the Well-Being of Women in the Field of Education: Age Differences and Gender-wise Analysis of Correlation. Education and Self-Development. 2023;18(4):72-90. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.4.07. EDN: IZQJOJ

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)