Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Иммерсивные подходы в обучении студентов – будущих педагогов

https://doi.org/10.26907/esd.18.4.06

EDN: HOCYIL

Аннотация

Современная образовательная среда вуза находится на стадии активных разработок цифровых решений для совершенствования процесса обучения студентов. В статье рассматриваются возможности использования технологии виртуальной реальности при подготовке будущего педагога. Показана важность использования ситуативного и конструктивистского обучения в виртуальной реальности. Представлены подходы к разработке проекта по созданию симуляционного тренажёра по развитию конфликтологической компетенции студентов педагогических специальностей, предназначенного для тренировки в иммерсивных средах. Описаны компоненты конфликтологической компетенции и представлен подход к оценке эффективности её развития. Дано обоснование выбираемому набору ситуационных кейсов, решение которых возможно в виртуальной среде, что позволит будущему педагогу находить эффективные способы решения и устранения проблем в конфликтных и предконфликтных обстоятельствах.

Об авторах

И. И. Голованова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Инна И. Голованова

Казань



В. В. Кугуракова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Влада В. Кугуракова

Казань



А. Ш. Хамраева
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Анора Ш. Хамраева

Казань



А. Д. Казаков
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Алексей Д. Казаков

Казань



Список литературы

1. Голованова, И. И., Телегина, Н. В., Донецкая, О. И. Подготовка к профессиональной деятельности будущего педагога на основе разработанной системы оценки сформированности компетенций // Образование и саморазвитие. – 2019. – №1. – С. 58–68. – DOI:10.26907/ESD14.1.07

2. Казаков, А. Д. Разработка виртуального тренажера «Обучение студентов-педагогов soft skills» /выпускная квалификационная работа. – Казань: КФУ, 2022. – 38 c.

3. Кирилова, Г. И., Грунис, М. Л., Левина, Е. Ю., Голованова, И. И. Актуализация коммуникационной компетентности педагога в цифровом формате деятельности // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 4(141). – С. 38–45. – DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.005

4. Леонов, Н. И. Конфликтологическая компетентность педагога – Психология образования в XXI веке: теория и практика // Портал психологических изданий PsyJournals.ru. – URL: https://psyjournals.ru/education21/issue/55838_full.shtml (дата обращения: 24.03.2021).

5. Митяева, А. М. Конфликтологическая компетентность будущего специалиста как предмет научного исследования // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – №2. – C. 273–280.

6. Подопригора, М. Г. Организационное поведение / Учебно-методическое пособие по курсу для студентов старших курсов и магистрантов // Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 261 с.

7. Скотт, Дж. Г. Сила ума: способы разрешения конфликтов. – СПб.: ВИС. – 1994. – 209 с.

8. Хамраева, А. Ш. Развитие конфликтологических компетенций студентов при решении виртуальных ситуационных задач в цифровой образовательной среде / магистерская диссертация. – Казань, КФУ. – 2022. – 112 с.

9. Щербакова, О. И. Формирование и развитие конфликтологической культуры специалиста в контекстном обучении // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. – №3(38). – С. 15–19.

10. Abramov, V., Kugurakova V., Rizvanov A., Abramsky, M., Manakhov, N., Evstafiev, M., & Ivanov, D. Virtual Biotechnological Lab Development // BioNanoScience. – 2017. – Vol. 7. –No. 2. – P. 363–365.

11. Barmaki, R., Hughes, C. E. Providing real-time feedback for student teachers in a virtual rehearsal environment // Proceedings of the 2015 ACM on International Conference on Multimodal Interaction, ICMI ’15 (New York, NY: ACM). – 2015. – pp. 531–537.

12. Brown, J.S., Collins, A., & Duguid, S. Situated cognition and the culture of learning // Educational Researcher. – 1989. – Vol. 18. – No. 1. – P. 32–42.

13. Chi, M. T., Bassok, M., Lewis, M., Reimann, P., Glaser, R. Self-explanations: how students’ study and use examples in learning to solve problems // Cognitive Science. – 1989. – Vol. 13. – No. 2. – P. 145–182.

14. Dewey, J. Experience and Education // Simon and Schuster, New York, NY. – 1938.

15. Johnston, E., Olivas, G., Steele, P., Smith, C., Bailey, L. Exploring pedagogical foundations of existing virtual reality educational applications: a content analysis study // Journal of Educational Technology Systems. – 2018. – Vol. 46. – No. 4. – P. 414–439.

16. Kebritchi, M., Hirumi, A. Examining the pedagogical foundations of modern educational computer games // Computers and Education. – 2008. – Vol. 51. – P. 1729–1743.

17. Kickmeier-Rust, M.D., Leitner, M., Hann, P. Virtual Reality in Professional Training: An Example from the Field of Bank Counselling // 2020 6th International Conference of the Immersive Learning Research Network (iLRN). – 2020. – P. 210–214.

18. Kolb, D. A. Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1984.

19. Kugurakova, V., Ayazgulova, K. Neurotransmitters Level Detection Based on Human Bio-Signals, Measured in Virtual Environments // Advances in Intelligent Systems and Computing. – 2019. – Vol. 848. – P. 209–216.

20. Laslett, R., Smith, C. Effective classroom management: a teacher’s guide (2nd Ed.). – Routledge, 1992. – 176 p.

21. Lave, J., Wenger, E. Situated Learning: Legitimate Peripheral Participation. – Cambridge University Press, England, 1991.

22. Lugrin, J.-L., Latoschik, M. E., Habel, M., Roth, D., Seufert, C., Grafe, S. Breaking Bad Behaviors: A ew Tool for Learning Classroom Management Using Virtual Reality // Frontiers in ICT. – 2016. – Vol. 3. – Article 26. – P. 1–21. DOI:10.3389/fict.2016.00026

23. Mahon, J., Bryant, B., Brown, B., Kim, M. Using second life to enhance classroom management practice in teacher education // Educational Media International. – 2010. – Vol. 47. – No. 2. – P. 121–134.

24. Pradhananga, P., Elzomor, M., Santi, G., Zhang, L. Fostering virtual reality environments to advance construction and engineering students' interpersonal skills // ASEE Annual Conference and Exposition, Conference Proceedings. – 2020. – Iss. 729.

25. Roblyer, E., Edwards, J., Havriluk, M. A. Integrating Educational Technology into Teaching. Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall, 1997.

26. Santos, L., & Carvaho, C.V. Improving experiential learning with haptic experimentation // International Journal of Online Engineering. – 2013. – Vol. 9. – No. S8. – P. 7–9. – DOI:10.3991/ijoe.v9iS8.3309

27. Vygotsky, L. Mind in Society. London: Harvard University Press, 1978. –176 p.

28. Walker, J., Towey, D., Pike, M., Kapogiannis, G., Elamin, A., Wei, R. Developing a pedagogical photoreal virtual environment to teach civil engineering // Interactive Technology and Smart Education. – 2020. – Vol. 17. – No. 3. – P. 303–321.

29. Zhao, Z., Ma, X. Situated Learning of Soft Skills with an Interactive Agent in Virtual Reality via Multimodal Feedback // Adjunct Publication of the 33rd Annual ACM Symposium on User Interface Software and Technology (UIST 2020). – 2020. – P. 25.


Рецензия

Для цитирования:


Голованова И.И., Кугуракова В.В., Хамраева А.Ш., Казаков А.Д. Иммерсивные подходы в обучении студентов – будущих педагогов. Образование и саморазвитие. 2023;18(4):55-71. https://doi.org/10.26907/esd.18.4.06. EDN: HOCYIL

For citation:


Golovanova I., Kugurakova V., Khamrayeva A., Kazakov A. Immersive Approaches in Teacher Students Training. Education and Self-Development. 2023;18(4):55-71. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.4.06. EDN: HOCYIL

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)