Адаптация и эмпирическая оценка опросника по выгоранию учителей-наставников
https://doi.org/10.26907/esd.18.4.02
EDN: EGGFQG
Аннотация
Цель данного исследования – определить характеристики опросника для выявления выгорания учителей. В данном исследовании использовался опросник «Выгорание учителей», разработанный Вренчем и др. Опрос проводился в мае 2022 года. Выборка состояла из 103 учителей. Альфа Кронбаха составила 0,974. Результаты показали, что опрошенные учителя испытывают низкий уровень выгорания (M = 31,53, SD = 17,89). Хотя статус наставника и стаж работы не оказались статистически значимыми параметрами, замечено, что учителя, не участвующие в наставнической деятельности, испытывают более сильное выгорание, чем наставники. Учителя, имеющие стаж работы от 11 до 30 лет, демонстрируют признаки выгорания; даже молодые учителя (до 5 лет стажа) в той или иной степени отмечают чувство выгорания. Полученные результаты следует рассматривать как индикаторы для последующих изменений в системе образования Сербии в плане снижения требований, предъявляемых к учителям, особенно административных. Таким образом, основная рекомендация направлена на то, чтобы разработчики образовательной политики учитывали как можно больше параметров при внедрении новых изменений, особенно риски, лежащие в основе выгорания учителей.
Об авторах
Б. РадуловичСербия
Бранка Радулович
Нови-Сад
А. Гашкова
Словакия
Алена Гашкова
Нитра
С. О. Нинкович
Сербия
Станислава Олич Нинкович
Нови-Сад
Л. Кнежевич
Россия
Льильяна Кнежевич
Нови-Сад
Список литературы
1. Beijaard, D., Meijer, P. C., & Verloop, N. (2004). Reconsidering research on teachers’ professional identity. Teaching and Teacher Education, 20(2), 107–128. https://doi.org/10.1016/j.tate.2003.07.001
2. Bottiani, J. H., Duran, C. A., Pas, E. T., & Bradshaw, C. P. (2019). Teacher stress and burnout in urban middle schools: Associations with job demands, resources, and effective classroom practices. Journal of School Psychology, 77, 36–51. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2019.10.002
3. El Helou, M., Nabhani, M., & Bahous, R. (2016). Teachers’ views on causes leading to their burnout. School Leadership & Management, 36(5), 551–567. http://dx.doi.org/10.1080/13632434.2016.1247051
4. Finney, S. J., & DiStefano, C. (2006). Nonnormal and categorical data in structural equation modeling. In G. R. Hancock, & R. O. Muelle (Eds.), Structural equation modeling – a second course (pp. 269–314). Information Age Publishing.
5. Gadušova, Z., Hašková, A., Malá, E., Pavera, L., Mogyorósi, Z., Radulović, B., et al. (2021). Mentor training: Materials and tasks.Vydal: Ostravská univerzita.
6. Gillet, N., Morin, A. J., Sandrin, É., & Fernet, C. (2022). Predictors and outcomes of teachers’ burnout trajectories over a seven-year period. Teaching and Teacher Education, 117, 103781. https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103781
7. Gracia, E. P., Rodríguez, R. S., Pedrajas, A. P., & Carpio, A. J. (2021). Teachers’ professional identity: validation of an assessment instrument for preservice teachers. Heliyon, 7(9), e08049. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e08049
8. Mahmoodi-Shahrebabaki, M. (2019). Teacher burnout. The TESOL encyclopedia of English language teaching, 1–8. https://doi.org/10.1002/9781118784235.eelt0964
9. Maslach, C., & Leiter, M. P. (1999). Teacher burnout: A research agenda. In R. Vandenberghe & A. M. Huberman (Eds.), Understanding and preventing teacher burnout: A sourcebook of international research and practice (pp. 295–303). Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9780511527784.021
10. Nunnally, J., & Bernstein, I. (1994). Psychometric theory (3rd ed). McGrawHill Series in Psychology.
11. Orgoványi-Gajdos, J. (2020). Methods and techniques for dealing with pedagogical situations. Líceum Publishing.
12. Pietarinen, J., Pyhältö, K., Soini, T., & Salmela-Aro, K. (2013). Reducing teacher burnout: A socio-contextual approach. Teaching and Teacher Education, 35, 62–72. http://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2013.05.003
13. Pyhältö, K., Pietarinen, J., Haverinen, K., Tikkanen, L., & Soini, T. (2021). Teacher burnout profiles and proactive strategies. European Journal of Psychology of Education, 36(1), 219–242. https://doi.org/10.1007/s10212-020-00465-6
14. Saloviita, T., & Pakarinen, E. (2021). Teacher burnout explained: Teacher-, student-, and organisation-level variables. Teaching and Teacher Education, 97, 103221. https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103221
15. Van Droogenbroeck, F., Spruyt, B., & Vanroelen, C. (2014). Burnout among senior teachers: Investigating the role of workload and interpersonal relationships at work. Teaching and Teacher Education, 43, 99–109. http://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2014.07.005
16. Vranješević, J., & Vujisić Živković, N. (2013). Teachers’ professional identity and education between competencies and ideals. Teme, 37(2), 581–594.
17. Wrench, J. S., Peck Richmond, V., & Gorham, J. (2009). Communication, affect, & learning in the classroom. Tapestry Press.
18. Zhang, Y., Hawk, S.T., Zhang, X. & Zhao, H. (2016). Chinese preservice teachers’ professional identity links with education program performance: The roles of task value belief and learning motivations. Frontier in Psychology, 7, 1–12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.00573
Рецензия
Для цитирования:
Радулович Б., Гашкова А., Нинкович С.О., Кнежевич Л. Адаптация и эмпирическая оценка опросника по выгоранию учителей-наставников. Образование и саморазвитие. 2023;18(4):10-17. https://doi.org/10.26907/esd.18.4.02. EDN: EGGFQG
For citation:
Radulović B., Haškova A., Ninković S.O., Knežević L. Adaptation and Empirical Evaluation of the Questionnaire on Mentor Teacher Burnout. Education and Self-Development. 2023;18(4):10-17. https://doi.org/10.26907/esd.18.4.02. EDN: EGGFQG