Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Условия «мягкого» вхождения начинающего педагога в профессиональную деятельность

https://doi.org/10.26907/esd.18.1.06

Аннотация

В последние годы в Казахстане принимаются системные меры по повышению статуса педагога и привлекательности педагогической профессии, созданию условий к выбору профессии педагога выпускниками школ, удержанию начинающих педагогов в ней. Однако предпринимаемые действия не решают проблему омоложения педагогического коллектива в школах Казахстана. В связи с этим данная статья направлена на решение такой проблемы, как создание условий «мягкого» вхождения начинающих педагогов в профессиональную деятельность. Для решения указанной проблемы предлагаются и обосновываются потенциальные возможности неформального обучения.

Цель исследования: на основе анализа трудностей начинающего педагога разработать модель «мягкого» вхождения в профессиональную деятельность. Ведущими методами к исследованию данной проблемы явились: изучение нормативных правовых актов в сфере образования, анализ научно-теоретических источников, анкетирование, интервьюирование, педагогическое моделирование, позволяющие обосновать преимущества неформального образования в совершенствовании профессиональных компетенций начинающего педагога и, как следствие, его «мягкого» вхождения в профессиональную деятельность.

Значимость результатов исследования заключается в изменении вектора выбора форм по совершенствованию профессиональных компетенций, которые сосредоточены на месте осуществления профессиональной деятельности – по принципу «здесь и сейчас», создание условий для творческого самовыражения и самореализации как фактора успешного вхождения в новые условия деятельности. Эмпирические данные позволили выявить трудности, с которыми встречается начинающий педагог в профессиональной деятельности, их причины и предложить пути их разрешения. По результатам исследования были обоснованы дополнительные возможности, потенциал, ресурсы неформального образования в «мягком» вхождении в профессиональную деятельность начинающего педагога.

Об авторе

Г. И. Чемоданова
Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева
Казахстан

Галина И. Чемоданова

г. Петропавловск



Список литературы

1. Багандова, Г. Х., Ибрагимова, Л. А. Изучение коммуникативной компетентности молодых педагогов // «Символ науки»: Международный научный журнал. – 2016. –№ 6-2(18). – С. 243-245.

2. Батаршев, А. В., Макарьев, И. С. Психолого-педагогические, аксиологические и акмеологические основания профессионально личностного становления и развития педагога профессиональной школы // Перспективы науки и образования. – 2015. – № 3(15). – С. 56-64.

3. Белякова, Е. Г., Захарова, И. Г. Профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность студентов-педагогов в условиях индивидуализации образования // Образование и наука. – 2020. – Т. 22. – №1. – С. 84-112. – DOI: 10.17853/1994-5639-2020-1-84-112

4. Буянова, Г. Б., Гитман, Е. К., Попова, Т. В., Долматова, Н. С. Профессионализация личности студента в период обучения в вузе: этапы развития профессиональной направленности // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10. – №4. – C. 44-60. DOI: 10.15293/2658-6762.2004.03

5. Вотякова, Л. Р. Сущностная характеристика профессионально-информационной компетентности студентов // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – Т. 16.– № 10. – С. 350-352.

6. Десненко, С. И. Развитие личности молодого преподавателя как фактор его профессионального становления // Гуманитарный вектор. – 2012. – №1(29). – С. 27- 32.

7. Ефимова, Г. З., Зюбан, Е. В., Кичерова, М. Н., Муслимова, Е. О. Парадоксы неформального образования студенческой молодежи // Интеграция образования. –2019. – Т 23. – № 2. – С. 303-321. – DOI: 10.15507/1991-9468.095.023.201902.303-321

8. Кичерова, М. Н., Ефимова, Г. З., Семенов М. Ю. Неформальное образование как ресурсный потенциал развития человеческого капитала (на примере Тюменской области) // Социологические исследования. – 2021. – № 1. – С. 98-109. DOI: 10.31857/S013216250010986-7

9. Кожухарова, Г. М. Образовательные кластеры – новые возможности для повышения квалификации учителей //Образование и саморазвитие. – 2018. – Т. 13. – № 2. – С. 31-37. – DOI: 10.26907/esd13.2.04

10. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1990. – 117 с.

11. Малова, М. М. Роль «мягких» навыков в современной профессиональной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: психологопедагогические науки. – 2019. – № 4(44). – С. 150-165. – DOI: 10.17673/vsgu-pps.2019.4.10

12. Немтинов, В. А., Борисенко, А. Б., Морозов, В. В., Немтинова, Ю. В. Повышение уровня профессиональных компетенций с использованием виртуальной образовательной среды // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30. – № 3. – С. 104-113. – DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-104-113

13. Филоненко, В. И., Мосиенко, О. С., Магранов, А. С. Представления студенческой молодежи о профессиональном выборе // Вопросы образования. – 2020. – № 1. – С. 283-301. – DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-283-301

14. Цирульников, А. М. Феномены и культурные практики: формальное и неформальное образование в контексте социокультурного подхода // Вопросы образования. – 2016. – №3. – С. 260-275. – DOI: 10.17323/1814-9545-2016-3-260-275

15. Чемоданова, Г. И. Совершенствование практических навыков молодого учителя в условиях образовательного учреждения // Материалы IV международной научно-практической конференции «Европейская наука XXI века – 2008». – Педагогика: Прага. Издательство «Образование и наука», 2008. – Т. 8. – С. 20-23.

16. Чеснокова, Г. С. Нарастание профессиональных трудностей как фактор проявления кризиса развития учителей // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – №4. – С. 82-85.

17. Шадаев, М. М., Толстов, Н. С. К вопросу о совершенствовании компетентности учителей общеобразовательной школы в области инновационной деятельности // Вестник Чувашского педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2016. – №2 (90). – С. 185-192.

18. Шнарбекова, М. К. Роль высшего образования в воспроизводстве социального неравенства на рынке труда Казахстана // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30. – № 3. – С. 114-127. – DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-114-127

19. Bastian, K. C., McCord, D. A Temperament for Teaching? Associations Between Personality Traits and Beginning Teacher Performance and Retention // AERA Open. – 2017. – Vol. 3. – No. 1. – Pp. 1-17. – DOI: 10.1177/2332858416684764

20. Bedenko, N. N., Bakhtigulova, L. B. Formation of students’ motivational readiness for their future professional activities // Opcion. – 2019. – Vol. 35(19). – Pp. 2337-2365.

21. Blackley, S., Luzeckyj, A., King, S. Re-valuing higher education: learning(s) and teaching(s) in contested spaces // Higher Education Research & Development. – 2020. – Vol. 39. – No. 1. – Pp. 1-12. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07294360.2020.1689604

22. Corcoran, R., O'Flaherty, J. Personality development during teacher preparation // Frontiers in Psychology. – Vol. 7. – P. 1677. – DOI: 10.3389/fpsyg.2016.01677

23. Metallidou, P., Vlachou, A. Children’s self-regulated learning profile in language and mathematics: The role of task value beliefs // Psychology at school. – 2010. – Vol. 47. – No. 8. – Рp. 776-788. – DOI: 10.1002/pits.20503

24. Pascarella, E. T., Pierson, C. T., Wolniak, G. C., Terenzini, P. T.First-generation college students: Additional evidence on college experiences and outcomes // The Journal of Higher Education. – 2004. – Vol. 75. – No. 3. – Рp. 249-284. – DOI: 10.1353/jhe.2004.0016

25. Pinxten, M., Marsh, H. W., De Fraine, B., Van Den Noortgate, W., & Van Damme, J. (Enjoying mathematics or feeling competent in mathematics? Reciprocal effects on mathematics achievement and perceived math effort expenditure // British Journal of Educational Psychology. – 2013. – Vol. 84. – No. 1. – Pp. 152-174. – DOI: 10.1111/bjep.12028


Рецензия

Для цитирования:


Чемоданова Г.И. Условия «мягкого» вхождения начинающего педагога в профессиональную деятельность. Образование и саморазвитие. 2023;18(1):72-86. https://doi.org/10.26907/esd.18.1.06

For citation:


Chemodanova G. Conditions for the “Easy” Entry of Novice Teachers into the Professional Activity. Education and Self-Development. 2023;18(1):72-86. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.1.06

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)