Мнения родителей об учебных планах по предмету технология
https://doi.org/10.26907/esd.19.4.04
EDN: IDEYVM
Аннотация
В сентябре 2023 года в Словакии вступила в пилотную фазу реформа учебных программ начальных и средних школ, объявленная Министерством образования, исследований, развития и молодежи Словацкой Республики в 2020 году. На этом этапе первые школы начали преподавать по новым Государственным образовательным программам, а с сентября 2026 года ожидается, что все школы будут преподавать по ним. В статье авторы представляют отдельные результаты исследования, проведенного в рамках подготовки реформы учебных программ в трех регионах Словакии с целью выяснить мнение родителей о программах такого школьного предмета, как технология. В каждом из трех выбранных регионов в опросном исследовании участвовали две городские и две сельские школы. Родителей учеников, посещающих данные школы, спрашивали, какие темы, по их мнению, должны преподаваться в рамках технологии как школьной дисциплины. Собранные данные анализировались, с одной стороны, по всей выборке респондентов, без их дифференциации, а с другой – в зависимости от факторов сегментации респондентов, а именно: пол ребенка (дочь или сын) и местоположение школы (сельская – городская). Целью анализа было выявление значимых различий между результатами, полученными от каждой из этих подгрупп.
Об авторах
А. ГашковаСловакия
Алена Гашкова
Нитра
М. Валентова
Словакия
Моника Валентова
Нитра
П. Бречка
Словакия
Петер Бречка
Нитра
Список литературы
1. Berends, M., Bodilly, S., & Kirby, S. (2002). Facing the Challenges of Whole-School Reform: New American Schools After a Decade. RAND Corporation. https://www.rand.org/pubs/monograph_reports/MR1498.html
2. Cedefop. (2015). Skill Shortages and Skill Gaps in European Enterprises: Striking a Balance between Vocational Education and Training and the Labour Market. Cedefop Reference Series No 102. https://www.cedefop.europa.eu/en/publications/3071
3. Drucker, T. (2023). Kurikulárna reforma na základných školách je o zmene vzdelávania. Trend. sk. https://www.trend.sk/spravy/kurikularna-reforma-zakladnych-skolach-je-zmene-formy-vzdelavania-tvrdi-tomas-drucker
4. Ďuriš, M. (2019a). Problematika technického vzdelávania so zameraním na predmet technika v základnej škole [Issue of technology education with focus on the subject of technology at basic school]. Technika a vzdelávanie, 8(1), 47–49.
5. Ďuriš, M. (2019b). Rodičia by mali byť proti tomu, aby sa namiesto vyučovania techniky žiaci zametali školský dvor a zbierali odpadky [Parents should be against pupils sweeping the school yard and picking up trash instead of teaching the subject of technology]. https://www.eductech.sk/novinky/profesor-milan-duris-ak-sa-technickemu-vzdelavaniu-nedostane-podpora-bude-nadalej-v-uzadi/
6. Fullan, M. (2015). The New Meaning of Educational Change (5th ed). Teachers College Press.
7. Gouëdard, P., Pont, B., Hyttinen, S., & Huang, P. (2020). Curriculum reform: A literature review to support effective implementation. OECD Education Working Papers, No. 239, EDU/ WKP(2020)27. OECD Publishing. https://dx.doi.org/10.1787/efe8a48c-en
8. Hapalová, M., Pupala, B., & Fridrichová, P. (2021). Kurikulárna reforma základného vzdelávania: východiská a ciele [Curricular reform of primary and lower secondary education: starting points and goals]. Školský portál, https://www.skolskyportal.sk/vzdelavanie-vychova/kurikularna-reforma-zakladneho-vzdelavania-vychodiska-ciele
9. Hašková, A., & Bánesz, G. (2015). Technika na základných školách – áno alebo nie [Technology at basic schools – yes or no]. Verbum.
10. Hašková, A., & Lukáčová, D. (2023). Content analysis of the subject of technology at basic schools in Slovakia within the context of the upcoming education reform. TEM Journal, 12(3), 1566–1574. https://doi.org/10.18421/TEM123-38
11. Hašková, A., & Lukáčová, D. (2022). The Curriculum Reform as a Means to Upgrade Technology Education at Lower Secondary Schools in Slovakia. Education and Self-Development, 17(4), 83–93. https://doi.org/10.26907/esd.17.4.07
12. Humajová, Z., & Pupala, B. (2008). Podoby školskej reformy. In Humajová, Z., Kríž, M.,Pupala, B. & Zajac, P. (Eds.), Vzdelávanie pre život: Reforma školstva v súvislostiach (pp. 17–32). [Education for life: Education reform in context]. Konzervatívny Inštitút M. R. Štefánika
13. Ilčíková, E. (2023). Kurikulárna reforma techniky z pohľadu rodičov [Curricular reform from the parents’ point of view]. [Diploma thesis, Constantine the Philosopher University in Nitra].
14. Janeček, S. (2023). Kurikulárna reforma techniky z pohľadu rodičov [Curricular reform from the parents’ point of view] [Diploma thesis, Constantine the Philosopher University in Nitra].
15. Kaščák, O., & Pupala, B. (2011). Nový režim „kvality“ [New quality management]. In Kaščák, O., & Pupala, B. (Eds). Školy v prúde reforiem (pp. 137–194). Renesans, s.r.o.
16. Kisa, Z., & Correnti, R. (2015). Examining Implementation Fidelity in America’s ChoiceSchools: A Longitudinal Analysis of Changes in Professional Development Associated With Changes in Teacher Practice. Educational Evaluation and Policy Analysis, 37(4), 437–457. http://dx.doi.org/10.3102/0162373714557519
17. Kmeť, P. (2009). Reforma školského kurikula na Slovensku. [School curricula reform in Slovakia]. Rozvoj a perspektívy pedagogiky a vzdelávania učiteľov. [Development and perspectives of pedagogy and teacher education]. Prešov, MPC.
18. Kobylarek, A. (2019). Social responsibility of science introduction. Journal of Education Culture and Society, 10(2), 5–11. https://doi.org/10.15503/jecs20192.5.11
19. Kosová, B., & Porubský, Š. (2011). Slovenská cesta transformácie edukačného systému po roku 1989 na príklade primárneho vzdelávania a prípravy jeho učiteľov [Slovak path of transformation of the education system after 1989 on the example of primary education and its teachers training]. Pedagogická orientace, 21(1), 35–50.
20. Kučera, P. & Jakab, F. (2021) IT Fitness Test 2021. Slovak National Coalition for Digital Skills and Jobs, IT Association of Slovakia, Košice, The Technical University of Košice.
21. Le Métais, J. (1999). Values and Aims in Cirruculum and Assessment Frameworks: A 16 – National Review. In B. Moon, & P. Murphy (Eds.), Curriculum in context. The Open University.
22. Lemke, A., & Harris-Wai, J. (2015). Stakeholder engagement in policy development: challengesand opportunities for human genomics. Genetics in Medicine, 17(12), 949–957. http://dx.doi.org/10.1038/gim.2015.8
23. Maksaev, A. A., Vasbieva, D. G., Sherbakova, O. Y., Mirzoeva, F. R., & Kralik, R. (2020). Education at a cooperative university in the digital economy. In A. V. Bogoviz, A. E. Suglobov, A. N. Maloletko, O. V. Kaurova, S. V. Lobova (Eds.), Frontier Information Technology and Systems Research in Cooperative Economics (pp. 33–42). Springer International Publishing. https://doi.org/10.1007/978-3-030-57831-2_4
24. Markechová, M. (2023). Kurikulárna reforma techniky z pohľadu rodičov [Curricular reform from the parets´ point of view] [Diploma thesis, Constantine the Philosopher University in Nitra].
25. MŠVRaM SR. (2015). Inovovaný štátny vzdelávací program pre 2. stupeň základnej školy. Technika – nižšie stredné vzdelávanie [Innovated State Educational Program for Lower Secondary Education. Technology – lower secondary education]. https://www.minedu.sk/data/att/228/22089.cdfee1.pdf
26. MŠVRaM SR. (2023b). Štátny vzdelávací program pre základné vzdelávanie [State Eductional Program for Basic Education]. https://www.minedu.sk/statny-vzdelavaci-program-pre-zakladne-vzdelavanie-2023/
27. MŠVRaM SR. (2023a). Vzdelávanie 21. storočia: Školy v postupnom zavádzaní nového ŠVP [Education of 21st century: Schools in the gradual introduction of the new State Educational Program]. https://vzdelavanie21.sk/skoly-postupne-zavadzanie-svp/
28. OECD. (2011). Lessons from PISA for the United States Strong Performers and Successful Reformers in Education. http://dx.doi.org/10.1787/9789264096660-en
29. OECD. (2015). Education Policy Outlook 2015: Making Reforms Happen. OECD Publishing. http://dx.doi.org/10.1787/9789264225442-en
30. Pavelka et al. (2019). Interest of primary school pupils in technical activities and technical education. Západočeská univerzita.
31. Pavlíková, M., Sirotkin, A., Králik, R., Petrikovičová, L., & Garcia M. J. (2021). How to keep university active during Covid-19 pandemic: Experience from Slovakia. Sustainability, 13(8), 10350. https://doi.org/10.3390/su131810350
32. Pierce, J. L., Kostova, T., & Dirks, K. T. (2003). The State of Psychological Ownership: Integrating and Extending a Century of Research. Review of General Psychology, 7(1), 84–107. https://doi.org/10.1037/1089-2680.7.1.84
33. Porubský, Š. (2022). Sprievodca koncepčnými zmenami v Štátnom vzdelávacom programe [A guide to conceptual changes in the State Educational Program]. NIVAM – Národný inštitút vzdelávania a mládeže.
34. Porubský, Š., Kosová, B., Doušková, A., Trnka, M., Poliach, V., Fridrichová, P., Adamcová, E., Sabo, R., Lynch, Z., Cachovanová, R., & Simanová, L. (2014). Škola a kurikulum – Transformácia v slovenskom kontexte [School and curriculum – Transformation in Slovak context]. Vydavateľstvo Belianum, Univerzita Mateja Bela v Banskej Bystrici.
35. Průcha, J. (2004). Moderní pedagogika [Modern pedagogy]. Portál.
36. Pushkarev, Y. V., & Pushkareva, E. A. (2017). The concept of intellectual potential development: The main dimensions and bases within the context of lifelong education (review). Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 7(3), 140–156. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1703.09
37. Pupala, B., Fridrichová, P. et al. (2023). Vzdelávanie pre 21. storočie. Východiská zmien v kurikule základného vzdelávania [Education for 21. century. Starting points for changes in the basic education curriculum]. MŠVVaŠ, ŠPÚ.
38. Rýdl, K. (2003). Inovace školských systémů, [School systems innovation]. ISV.
39. Stoffová, V., & Horváth, R. (2019). Subjects ICT in Education in Teacher Training Study Programs at Universities. In ICERI2019 Proceedings, 12th annual International Conference of Education, Research and Innovation (pp. 11621–11629). IATED Academy. https://doi.org/10.21125/iceri.2019.2905
40. ŠPÚ. (2014). Inovované Štátne Vzdelávacie Programy [Innovated State Educational Programs]. Nivam. https://www.statpedu.sk/sk/svp/inovovany-statny-vzdelavaci-program/
41. Tomková, V. (2019). Vybrané faktory ovplyvňujúce výber strednej školy absolventmi základnej školy [Selected factors influencing the choice of upper secondary school by lower secondary school graduates]. Edukacja – Technika – Informatyka, 10(3), 224–229.
42. Treľová, S. & Krásna, S. (2021). Digital competence of teachers as a current necessity in education. In Proceedings of the 13th annual International Conference on Education and New Learning Technologies (EDULEARN21) (pp. 2886–2893). IATED Academy. https://doi.org/10.21125/edulearn.2021.0622
43. Trucano, M. (2016). SABER-ICT Framework Paper for Policy Analysis: Documenting national educational technology policies around the world and their evolution over time. SABER-ICT Technical Paper Series, No. 01. World Bank Education, Technology & Innovation. http://saber.worldbank.org
44. Úrad vlády SR [Office of the Government of the Slovak Republic]. (2021a). Plán obnovy [Recovery plan]. https://www.planobnovy.sk/kompletny-plan-obnovy/
45. Úrad vlády SR [Office of the Government of the Slovak Republic]. (2021b). Plán obnovy: cestovná mapa k lepšiemu Slovensku. Komponent 7. https://www.planobnovy.sk/site/assets/files/1046/komponent_07_vzdelavanie-21-storocie_1.pdf
46. Viennet, R., & Pont, B. (2017). Education policy implementation: A literature review and proposed framework, OECD Education Working Papers, No. 162. OECD Publishing. https://dx.doi.org/10.1787/fc467a64-e
47. Záhorec, J., Hašková, A., & Poliaková, A. (2020). Is the level of digital skills of pupils and teachers in Slovakia increasing? In ERIE 2022 – Proceedings of the 19th International Conference Efficiency and Responsibility in Education 2022 (pp. 172–178). Czech University of Life Sciences, Faculty of Economics and Management.
Рецензия
Для цитирования:
Гашкова А., Валентова М., Бречка П. Мнения родителей об учебных планах по предмету технология. Образование и саморазвитие. 2024;19(4):37-49. https://doi.org/10.26907/esd.19.4.04. EDN: IDEYVM
For citation:
Hašková A., Valentová M., Brečka P. Parents’ Views on the Technology Curriculum. Education and Self-Development. 2024;19(4):37-49. https://doi.org/10.26907/esd.19.4.04. EDN: IDEYVM