Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Региональная специфика пcихологического благополучия студентов выпускных курсов факультета психологии

https://doi.org/10.26907/esd.18.3.15

EDN: IMVBFS

Аннотация

Актуальность изучения региональной специфики психологического благополучия студентов-психологов обусловлена потребностью профилактики их профессионального выгорания и повышения имиджа профессии психолога. Цель исследования заключалась в выявлении различий в общем уровне и частных показателях психологического благополучия и счастья студентов выпускных курсов психологического факультета столичного и региональных вузов. Использовались теория психологического благополучия C. Ryff, положения когнитивного, позитивного и личностно-ориентированного подходов; в дополнение к многомерной модели психологического благополучия C. Ryff применялась шкала ощущения счастья M.W. Fordyce и шкала субъективного счастья S. Lyubomirsky & Н. Lepper. Выборку составили 200 студентов выпускных курсов факультета психологии очной формы обучения двух региональных вузов и московского вуза. Показано, что группы достоверно различаются по восьми параметрам психологического благополучия и счастья: жизненные цели; самопринятие; компетентность; общий уровень психологического благополучия; степень ощущения счастья; время «на подъёме»; время ощущения себя несчастной; уровень субъективного счастья. Сделано заключение о том, что студенты-психологи столичного вуза достоверно более счастливы, чем их сверстники из региональных вузов. Предложены методы аутопсихокоррекции негативных когниций для повышения психологического благополучия психологов-старшекурсников. Практическая значимость заключается в возможностях использования полученных результатов в целях совершенствования рабочих программ дисциплин учебного плана основной профессиональной образовательной программы «Психология», учебных курсов и воспитательной работы со студентами.

Об авторах

Надежда А. Цветкова
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний
Россия

Москва



Павел А. Кисляков
Российский государственный социальный университет; Ивановский государственный университет
Россия

Москва; Иваново



Кира Е. Лагвилава
Псковский государственный университет
Россия

Псков



Наталья А. Семенова
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний
Россия

Москва



Список литературы

1. Водяха, С. А. Предикторы психологического благополучия студентов // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 1. – С. 70–74.

2. Донцов, А. И., Перелыгина, Е. Б., Рикель, А. М. Объективное и субъективное благополучие: два подхода к исследуемой проблеме // Вопросы психологии. – 2016. – № 5. – С. 1–14.

3. Елшанский, С. П., Ануфриев, А. Ф., Камалетдинова, З. Ф., Сапарин, О. Е., Семёнов, Д. В. Некоторые психометрические показатели русскоязычной версии Эмоционального теста М. Фордайса // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 7(34). – С. 56–60.

4. Елшанский, С. П., Ануфриев, А. Ф., Камалетдинова, З. Ф., Сапарин, О. Е., Семёнов, Д. В. Некоторые психометрические показатели русскоязычного варианта Шкалы субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 7(35). – С. 136–139.

5. Жуковская, Л. В., Трошихина, Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32. – № 2. – С. 82–93.

6. Зотова, О. Ю. Концептуальная трактовка феномена «психологическое благополучие» в российской и зарубежной психологии // Психологическое благополучие личности: монография. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. – С. 11–91.

7. Идобаева, О. А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 351. – С. 128–134.

8. Карапетян, Л. В., Глотова, Г. А. Исследование параметров эмоционально-личностного благополучия российских студентов (окончание) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2018. – № 3. – С. 60–75. – DOI:10.11621/vsp.2018.03.60

9. Козьмина, Л. Б. Динамика психологического благополучия личности студентов-психологов: дис. ... канд. психол. наук. – Ярославль, 2014. – 215 с.

10. Конотопцева, Ю. В., Терешина, А. Л. Основные подходы к пониманию содержания термина «психологическое благополучие» в зарубежной психологии // Гуманитарные науки и образование в Сибири. – 2015. – № 3(21). – С. 35–41.

11. Корниенко, Д. С., Козлов, А. И. Социальные и региональные различия в показателях психологического благополучия у студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 649–657.

12. Орлова, Д. Г. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников) // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1 «Психологические и педагогические науки». – 2015. – №1. – С. 28–36.

13. Пахоль, Б. Е. Субъективное и психологическое благополучие: современные и классические подходы, модели и факторы // Украинский психологический журнал. – 2017. – № 1(3). – С. 80–104.

14. Пилишвили, Т. С., Савушкина, А. И., Данилова, А. Л., Соруко Торрес, Н. К. Психологическое благополучие и ценностно-смысловая сфера личности студентов-психологов // Образование и наука. – 2021. – Т. 23. – № 4. – С. 126–156. – DOI: 10.17853/1994-5639-2021-4-126-156

15. Селигман, М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 440 с. Семенова, Л. Э., Серебрякова, Т. А. Психологическое благополучие студентов-психологов с разными личностными ресурсами профессионально значимых характеристик // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т. 6. – № 3. – С. 10–17. – DOI:10.26795/2307-1281-2018-6-3-10

16. Семенова, Н. А. Субъективное благополучие и счастье женщин, обучающихся в педагогическом вузе // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Психолого-педагогические науки». – 2018. – №. 8. – С. 74–80.

17. Цветкова, Н. А., Лагвилава, К. Е. Опыт повышения эффективности женских групп саморазвития // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2020. – Т. 19. – № 1. – С. 86–95. – DOI:10.17922/2071-5323-2020-19-1-86-95

18. Bradburn, N. The Structure of Psychological well-being. – Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. – 320 p.

19. Burns, R. A., Machin, M. A. Identifying gender differences in the independent effects of personality and psychological well-being on two broad affect components of subjective well-being // Personality and Individual Differences. – 2010. – Vol. 48. – No. 1. – P. 22–27. – DOI:10.1016/j.paid.2009.08.007

20. Drissi, N., Alhmoudi, A., Nuaimi, H. A., Alkhyeli, M., Alsalami, S., Ouhbi, S. Investigating the impact of COVID-19 lockdown on the psychological health of university students and their attitudes toward mobile mental health solutions: two-part questionnaire study // JMIR Formative Research. – 2020. – Vol. 4. – No. 10. – e19876. – DOI:10.2196/19876

21. Eid, M., Diener, E. Global judgments of subjective well-being: Situational variability and longterm stability // Social indicators research. – 2004. – Vol. 65. – P. 245-277. – DOI:10.1023/B:SOCI.0000003801.89195.bc

22. Elmer, T., Mepham, K., Stadtfeld, C. Students under lockdown: Comparisons of students’ social networks and mental health before and during the COVID-19 crisis in Switzerland // PLoS ONE. – 2020. – Vol. 15. – No. 7. – e0236337. – DOI:10.1371/journal.pone.0236337

23. Kecojevic, A., Basch, C.H., Sullivan, M., Davi, N. K. The impact of the COVID-19 epidemic on mental health of undergraduate students in New Jersey, cross-sectional study // PLoS ONE. – 2020. – Vol. 15. – No. 9. – e0239696. – DOI:10.1371/journal.pone.0239696

24. Kislyakov, P., Shmeleva, E., Silaeva, О., Belyakova, N., Kartashev, V. Indices of socio-emotional wellbeing of youth: evaluation and directions of improvement // SHS Web of Conferences. – 2016. – Vol. 28. – 01056. – DOI:10.1051/shsconf/20162801056

25. Ma, Z., Zhao, J., Li, Y., Chen, D., Wang, T., Zhang, Z., Chen, Z., Yu Q., Jiang J., Fan, F. Mental health problems and correlates among 746,217 college students during the coronavirus disease 2019 outbreak in China // Epidemiology and Psychiatric Sciences. – 2020. – E181. – DOI:10.1017/S2045796020000931

26. Silva, A. N. D., Guedes, C. R., Santos-Pinto, C. D. B., Miranda, E. S., Ferreira, L. M., Vettore, M. V. Demographics, socioeconomic status, social distancing, psychosocial factors and psychological well-being among undergraduate students during the COVID-19 pandemic // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2021. – Vol. 18. – No. 14. – 7215. – DOI:10.3390/ijerph18147215

27. Yildirim, M. Irrational happiness beliefs and subjective well-being of undergraduate students: a longitudinal study // Journal of Positive School Psychology. – 2021. – Vol. 5. – No. 1. – P. 65–72.


Рецензия

Для цитирования:


Цветкова Н.А., Кисляков П.А., Лагвилава К.Е., Семенова Н.А. Региональная специфика пcихологического благополучия студентов выпускных курсов факультета психологии. Образование и саморазвитие. 2023;18(3):230-244. https://doi.org/10.26907/esd.18.3.15. EDN: IMVBFS

For citation:


Tsvetkova N., Kislyakov P., Lagvilava K., Semenova N. Regional Specifics of Psychological Well-Being among Graduate Students of the Faculty of Psychology. Education and Self-Development. 2023;18(3):230-244. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.3.15. EDN: IMVBFS

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)