Когнитивная регуляция младших школьников-билингвов в процессе изучения третьего языка
https://doi.org/10.26907/esd.18.3.14
EDN: FOYLME
Аннотация
В работе ставятся вопросы о возможности экстраполяции эффектов билингвизма на трилингвизм в младшем школьном возрасте, об усилении/снижении когнитивной регуляции у детей-билингвов в процессе/результате овладения ими другими языками. Целью пилотажного исследования является выявление возможностей когнитивной регуляции у младших школьников-билингвов в образовательной ситуации изучения третьего языка. В исследовании приняли участие школьники вторых классов (N=60) в возрасте от 8 до 9,8 лет (M=8,8, SD=0,36), среди которых 30 человек с несбалансированным билингвизмом (N=30, 15 мальчиков, 15 девочек) из национальной удмуртской гимназии и 30 – монолингвы с родным русским языком (N=30, 13 мальчиков, 17 девочек) из общеобразовательной школы г. Ижевска Удмуртской Республики.
Для измерения компонентов когнитивной регуляции использованы: тестовая батарея NEPSY-II (детский вариант в печатном виде): «Повторение предложений», «Память на конструирование», «Торможение»; компьютерные тестовые пробы Программного обеспечения инструментария психолога «Практика – МГУ»: Stroop Test, Shulte Tables, Memory for geometric shapes, Go-NoGo. Основной статистический метод анализа данных эмпирического исследования – структурное моделирование (моделирование структурными уравнениями). Результаты пилотажного исследования показывают возможный синкретический (смешанный) эффект билингвизма в процессе овладения третьим языком младшими школьниками с необходимостью его контроля в образовательной ситуации. Допускаем, что билингвизм в образовательной ситуации изучения третьего языка, как предиктор когнитивных изменений, обеспечивает преимуществами в самоорганизации субсистем регуляторных процессов когнитивного уровня и, наряду с этим, порождает трудности в связи с высокой регуляторной нагрузкой.
Ключевые слова
Об авторах
Вера Ю. ХотинецРоссия
Ижевск
Евгения О. Шишова
Россия
Казань
Юлия О. Новгородова
Россия
Ижевск
Оксана В. Кожевникова
Россия
Ижевск
Дарья С. Медведева
Россия
Ижевск
Список литературы
1. Веракса, А. Н., Гаврилова, М. Н., Бухаленкова, Д. А. Связь показателей развития речи и регуляторных функций у детей дошкольного возраста: анализ исследований // Психологический журнал. – 2019. – Т. 40. – № 3. – С. 64–76. – DOI:10.31857/S020595920004599-4
2. Моросанова, В. И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2021. – № 1. – С. 3–37. – DOI:10.11621/vsp.2021.01.01
3. Хотинец, В. Ю., Медведева, Д. С. Особенности речемыслительной деятельности детей монолингвов и естественных билингвов // Психологический журнал. – 2021. – Т. 42. – № 2. – С. 25–35. – DOI:10.31857/S020595920014236-5
4. Хотинец, В. Ю., Шишова, Е. О., Зиннурова, Э. И., Кожевникова, О. В., Медведева, Д. С., Новгородова, Ю. О., Кумышева, Р. М. Особенности развития когнитивной регуляции в связи с коммуникативной компетентностью детей-монолингвов и сбалансированных билингвов // Образование и саморазвитие. – 2022. – Т. 17. – № 3. – С. 317–334. – DOI:10.26907/esd.17.3.22
5. Akhutina, T. V., Korneev, A. A., Matveeva, E. Yu, Gusev, A. N., Kremlev, A. E. The Development of Integral Indices for a Computerized Neuropsychological Test Battery for Children // The Russian Journal of Cognitive Science. – 2019. – Vol. 6. – No. 2. – P. 4–19.
6. Anderson, J., Grundy, J. G., Grady, C. L., Craik, F., Bialystok, E. Bilingualism contributes to reserve and working memory efficiency: Evidence from structural and functional neuroimaging // Neuropsychologia. – 2021. – No. 10(163). – 108071. – DOI:10.1016/j.neuropsychologia.2021.108071
7. Antoniou, K. The ups and downs of bilingualism: A review of the literature on executive control using event-related potentials // Psychonomic Bulletin & Review. – 2023. – Vol 30. – P. 1187– 1226. – DOI:10.3758/s13423-023-02245-x
8. Beauchamp, M. L. H., MacLeod, A. A. N. The role of exposure on school-aged bilingual language abilities – it depends on what you measure // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. – 2022. – Vol. 25. – No. 9. – P. 3404–3419. – DOI:10.1080/13670050.2022.2062217
9. Bialystok, E. The bilingual adaptation: How minds accommodate experience // Psychological Bulletin. – 2017. – Vol. 143. – No. 3. – P. 233-262. – DOI:10.1037/bul0000099
10. Bialystok, E., Craik, F. I. How does bilingualism modify cognitive function? Attention to the mechanism // Psychonomic Bulletin & Review. – 2022. – Vol. 29. – P. 1246–1269. – DOI:10.3758/s13423-022-02057-5
11. Comishen, K., Bialystok, E. Increases in attentional demands are associated with language group differences in working memory performance // Brain and Cognition. – 2021. – Vol. 147. – 105658. – DOI:10.1016/j.bandc.2020.105658
12. Conway, A. R., Kane, M. J., Engle, R. W. Working memory capacity and its relation to general intelligence // Trends in Cognitive Sciences. – 2003. – Vol. 7. – No. 12. – P. 547–552. – DOI:10.1016/j.tics.2003.10.005.
13. Engle, R. W., Kane, M. J. Executive attention, working memory capacity, and a two-factor theory of cognitive control // Psychology of learning and motivation. – 2004. – P. 145–199. – DOI: 10.1016/S0079-7421(03)44005-X
14. Friedman, N. P., Miyake, A. Unity and Diversity of Executive Functions: Individual Differences as a Window on Cognitive Structure // Cortex. – 2017. – Vol. 86. – P. 186–204. – DOI:10.1016/j.cortex.2016.04.023
15. Guðmundsdóttir, M. D., Lesk, V. E. Does the bilingual advantage extend to trilingualism? // International Journal of Multilingualism. – 2019. – Vol. 16. – No. 4. – P. 549–562. – DOI:10.1080/14790718.2019.1617717
16. Jia, F. Effect of Second Language Proficiency on Inhibitory Control in the Simon Task: An fMRI Study // Frontiers in Psychol. – 2022. – Vol. 13. – DOI: 10.3389/fpsyg.2022.812322
17. Johann, V. E, Enke, S., Gunzenhauser, C., Könen, T., Saalbach, H., Karbach, J. Executive functions in mono- and bilingual children: Factor structure and relations with fluid intelligence // Journal of Experimental Child Psychology. – 2022. – No. 224. – 105515. – DOI:10.1016/j.jecp.2022.105515
18. Markiewicz, R., Mazaheri, A., Krott, A. Bilingual speakers’ enhanced monitoring can slow them down // bioRxiv. – 2021-05. – DOI:10.1101/2021.05.12.443807
19. Miyake, A., Friedman, N. P. The nature and organization of individual differences in executive functions // Current Directions in Psychological Science. – 2012. – Vol. 21. – No. 1. – P. 8–14. – DOI:10.1177/0963721411429458
20. Morrison, C., Kamal, F., Taler, V. The influence of bilingualism on working memory event-related potentials // Bilingualism: Language and Cognition. – 2018. – Vol. 21. – No. 9. – P. 191–199. – DOI:10.1017/s1366728918000391
21. Nicoladis, E., Hui, D., Wiebe, S. A. Language Dominance and Cognitive Flexibility in FrenchEnglish Bilingual Children // Frontiers in Psychology. – 2018. – Vol. 9. – 1697. – DOI: 10.3389/fpsyg.2018.01697
22. Orsolini, M., Federico, F., Vecchione, M., Pinna, G., Capobianco, M., Melogno, S. How Is Working Memory Related to Reading Comprehension in Italian Monolingual and Bilingual Children? // Brain Sciences. – 2022. – Vol. 13. – 1. – 58. – DOI:10.3390/brainsci13010058
23. Paap, K. R., Greenberg, Z. I. There is no coherent evidence for a bilingual advantage in executive processing // Cognitive Psychology. – 2013. – Vol. 66. – No. 2. – P. 232–258. – DOI:10.1016/j.cogpsych.2012.12.002
24. Paap, K. R., Johnson, H. A., Sawi, O. Are bilingual advantages dependent upon specific tasks or specific bilingual experiences? // Journal of Cognitive Psychology. – 2014. – Vol. 26. – No. 6. – P. 615–639. – DOI:10.1080/20445911.2014.944914
25. Pereira Soares, S. M., Prystauka, Y., DeLuca, V., Rothman, J. Type of bilingualism conditions individual differences in the oscillatory dynamics of inhibitory control // Frontiers in Human Neuroscience. – 2022. – Vol. 16. – 910910. – DOI:10.3389/fnhum.2022.910910
26. Poarch, G. J., Bialystok, E. Bilingualism as a model for multitasking // Developmental Review. – 2015. – Vol. 35. – P. 113–124. – DOI:10.1016/j.dr.2014.12.003
27. Poarch, G. J., Van Hell, J. G. Executive functions and inhibitory control in multilingual children: Evidence from second-language learners, bilinguals, and trilinguals // Journal of Experimental Child Psychology. – 2012. – Vol. 113. – No. 4. – P. 535– 551. – DOI:10.1016/j.jecp.2012.06.013
28. Schroeder, S. R., Marian, V. Cognitive consequences of trilingualism // International Journal of Bilingualism. – 2017. – Vol. 21. – No. 6. – P. 754–773. – DOI:10.1177/1367006916637288
29. Shokrkon, A., Nicoladis, E. Absence of a bilingual cognitive flexibility advantage: A replication study in preschoolers // PLoS One. – 2021. – Vol. 16(8). – e0255157. – DOI:10.1371/journal.pone.0255157
30. Spinelli, G., Goldsmith, S. F., Lupker, S. J., Morton, J. B. Bilingualism and executive attention: Evidence from studies of proactive and reactive control // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. – 2022. – Vol. 48. – No. 6. – P. 906–927. – DOI:10.1037/xlm0001095
Рецензия
Для цитирования:
Хотинец В.Ю., Шишова Е.О., Новгородова Ю.О., Кожевникова О.В., Медведева Д.С. Когнитивная регуляция младших школьников-билингвов в процессе изучения третьего языка. Образование и саморазвитие. 2023;18(3):215-229. https://doi.org/10.26907/esd.18.3.14. EDN: FOYLME
For citation:
Khotinets V., Shishova E., Novgorodova Yu., Kozhevnikova O., Medvedeva D. Cognitive Regulation of Junior Bilingual Schoolchildren in the Process of Learning a Third Language. Education and Self-Development. 2023;18(3):215-229. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.3.14. EDN: FOYLME