Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Воспринимаемая дискриминация и самооценка учителей в словацких этнических школах в Венгрии

https://doi.org/10.26907/esd.19.4.03

EDN: HEYWEG

Аннотация

Образование на родном языке является одним из ключевых направлений поддержания и развития собственного языка и этнической идентичности словацкого меньшинства в Венгрии. Цель статьи – выяснить степень воспринимаемой учителями дискриминации в связи с их работой в этнической школе, проанализировать последующую оценку учителями данной ситуации не только с точки зрения их самих, но и с точки зрения их социального окружения. Статья основана на данных анкетного опроса, проведенного в 2019 году в словацких этнических школах в Венгрии на выборке из 139 учителей этнических школ.
С точки зрения восприятия дискриминации можно утверждать, что примерно треть учителей словацких этнических школ в той или иной степени сталкивалась с дискриминацией. Распределение результатов показывает, что учителя сталкиваются с дискриминацией как в городских, так и в сельских районах, причём в отношении возрастных педагогов это негативное явление усиливается. Тем не менее, в контексте социального сравнения мы наблюдали и весьма позитивные оценки как со стороны других учителей, так и в самооценке респондентов. Опосредованно характер взаимоотношений учителей отражает и более широкий исторический и социальный контекст, и текущую ситуацию в словацкой системе этнического образования, и индивидуальные особенности респондентов.

Об авторах

М. Дурковска
Институт социальных наук, Центр социальных и психологических наук Словацкой академии наук
Словакия

Мария Дурковска

Кошице



Л. Гельдакова
Институт социальных наук, Центр социальных и психологических наук Словацкой академии наук
Словакия

Лусиа Гельдакова

Кошице



Список литературы

1. Bandura, A. (1977). Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change. Psychological Review, 84(2), 191–215. https://doi.org/10.1037/0033-295X.84.2.191

2. Bindorffer, G. (Ed.). (2007). Változatok a kettős identitásra. Kisebbségi léthelyzetek és identitásalakzatok a magyarországi horvátok, németek, szerbek, szlovákok, szlovének körében. [Alternatives to dual identity. Minority situations and identity formations among Croats, Germans, Serbs, Slovaks, Slovenes in Hungary]. Gondolat Kiadói Kör – MTA Etnikai-nemzeti Kisebbségkutató Intézet.

3. Brubaker, R., Feischmidt, M., Fox, J., & Grancea, L. (2006). Nationalist Politics and Everyday Ethnicity in a Transylvanian Town. Princeton University Press.

4. Buunk, B.P., & Gibbons, F. X. (2000). Toward an Enlightenment in Social Comparison Theory. In Suls, J., & Wheeler, L. (Eds.), Handbook of Social Comparison. The Springer Series in Social Clinical Psychology (pp. 487–499). Springer. https://doi.org/10.1007/978-1-4615-4237-7_22

5. D'amico, D., Pawlewicz, R. J., Earley, P. M., & McGeehan, A. P. (2017). Where Are All the Black Teachers? Discrimination in the Teacher Labor Market. Harvard Educational Review, 87(1) 26–49. https://doi.org/10.17763/1943-5045-87.1.26

6. Durksen, T. L., Klassen, R. M., & Daniels, L. M. (2017). Motivation and collaboration: The keys to a developmental framework for teachers’ professional learning. Teaching and Teacher Education, 67, 53–66. https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.05.011

7. Ďurkovská, M., & Kalistová, A. (2020). Teachers´ Profession and Status Perceived by Slovak Teachers in Hungary. In I. Piterová, D. Fedáková, & J. Výrost (Eds.), Work and Organizational Psychology 2020 : Proceedings of the 19th International Conference (pp. 25–37). Košice: Institute of Social Sciences, CSPS SAS. https://doi.org/10.31577/2020.978-80-89524-51-8.3

8. Ďurkovská, M., & Kentoš, M. (2021). Slovak ethnic education in Hungary, as perceived by teachers. Institute of Social Sciences, Centre of Social and Psychological Sciences SAS. https://svusav.sk/storage/uploads/publikacie/pdf/DEF_Durkovska_Kentos.pdf

9. Erb, M., & Knipf, E. (2020). A magyarországi német kisebbség nyelve és nyelvhasználata az ezredfordulón [The language and language use of the German minority in Hungary at the turn of the millennium] In G. Sisák (Ed.): Nemzeti és etnikai kisebbségek Magyarországon a 20. század végén (pp. 311–328). Osiris – MTA Kisebbségkutató Műhely. https://www.sulinet.hu/oroksegtar/data/magyarorszagi_nemzetisegek/altalanos/nemzeti_es_etnikai_kisebbsegek_mo_on%20a%2020_sz/pages/026_moi_nemet.htm

10. European Commission. (2019). Discrimination in the European Union. https://europa.eu/eurobarometer/surveys/detail/2251

11. Fang, T. (2017). How to Maintain a Minority Language through Education. Chinese Studies, 6, 1–11. https://doi.org/10.4236/chnstd.2017.61001

12. Gál, N. (2007). Nyelvi revitalizáció és nyelvi tervezés. [Language revitalisation and language planning] In Maticsák, S. (Ed.), Nyelv, nemzet, identitás I. (pp. 33–41). Nemzetközi Magyarságtudományi Társaság.

13. Gibbons, F. X., & Buunk, B. P. (1999). Individual differences in social comparison: Development of a scale of social comparison orientation. Journal of Personality and Social Psychology, 76(1), 129–142. https://doi.org/10.1037/0022-3514.76.1.129

14. Grabowski, A., & Broemer, P. (2014). You never compare alone: How social consensus and comparative context affect self-evaluation. Polish Psychological Bulletin, 45(2), 156–166. https://doi.org/10.2478/ppb-2014-0021

15. Gutentag, T., Horenczyk, G., & Tatar, M. (2018). Teachers’ Approaches Toward Cultural Diversity Predict Diversity-Related Burnout and Self-Efficacy. Journal of Teacher Education, 69(4), 408–419. https://doi.org/10.1177/0022487117714244

16. Hartl, P., & Hartlová, H. (2004). Psychologický slovník [Dictionary of Psychology]. Portál.

17. Heldáková, L., & Kalistová, A. (2019). Slovenský národný naratív v dejepise Slovákov v Maďarsku [Slovak national narrative in the history of Slovaks in Hungary]. In M. Ďurkovská, & T. Tušková (Eds.), Reflexia slovenského národnostného školstva v Maďarsku v kontexte súčasnosti a ďalších perspektív jeho fungovania (pp. 37–52) Košice, Békešská Čaba: SvÚ CSPV SAV, VÚSM.

18. Homišinová, M. (2006). Etnická rodina Slovákov, Chorvátov a Bulharov žijúcich v Maďarsku. Teoretická a empirická komparatívna analýza skúmania etnických procesov slovanských minorít. [An ethnic family of Slovaks, Croats and Bulgarians living in Hungary. Theoretical and empirical comparative analysis of the study of ethnic processes of Slavic minorities]. VÚSM.

19. Homišinová, M. (2008). Percepcia sociálnej identity Slovákov v Maďarsku a Maďarov na Slovensku. [Perception of Social Identity of Slovaks in Hungary and Hungarians in Slovakia]. Sociology, 40(5), 453–486. https://www.sav.sk/journals/uploads/02031258Homisinova.pdf

20. Homišinová, Ď., & Ďurkovská, M. (2018). Súčasný stav a fungovanie slovenského národnostného školstva v Maďarsku (reflexia pedagógov) – kvalitatívny výskum [The current state and functioning of Slovak national education in Hungary (reflection of teachers) – qualitative research]. Unpublished material.

21. Hornoková, R. (2021). Očakávania a skúsenosti štipendistov z Maďarska študujúcich na Slovensku. Z výsledkov empirického výskumu [Expectations and experiences of scholarship holders from Hungary studying in Slovakia. From the results of empirical research] In J. Demmel, K. Szudová, & T. Tušková (Eds.), Výskum Slovákov v Maďarsku v interdisciplinárnom kontexte: na počesť Anny Divičanovej a k 30. výročiu VÚSM (pp. 461–470). Výskumný ústav Slovákov v Maďarsku.

22. Hungarian Central Statistical Office. (2022). Table 1.1.6. Population by nationality, mother tongue, language spoken with family members or friends and affinity with nationalities' cultural values. https://nepszamlalas2022.ksh.hu/en/results/tables

23. Kolláth, A. (2003). A szlovéniai kisebbségek nyelvi jogai a törvények és a rendeletek tükrében. [Language rights of minorities in Slovenia in the light of laws and regulations]. MTA Online Library.

24. Lazarides, R., & Warner, L. M. (2020). Teacher self-efficacy. In G.W. Noblit (Ed.), Oxford research encyclopedia of education (pp. 1–22). Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190264093.013.890

25. Loziak, A. (2022). Teacher-parent relationships, forms of communication and factors that affect them. Pedagogika-Pedagogy, 94(6), 779–790. https://doi.org/10.53656/ped2022-6.09

26. McNamara, O., & Basit, T.N. (2004). Equal opportunities or affirmative action? The induction of minority ethnic teachers. Journal of Education for Teaching: International research and pedagogy, 30(2), 97–115. https://doi.org.10.1080/0260747042000229735

27. Ministry of Social Development. (2016). The Social Report 2016. https://socialreport.msd.govt.nz/documents/2016/msd-the-social-report-2016.pdf

28. Osler, A. (1997). The Education and Careers of Black Teachers. Buckingham: Oxford University Press.

29. Saber Gigasari, N., & Hassaskhah, J. (2017). The effect of social comparison tendencies on efl teachers’ experience of burnout and instructional self-efficacy. Cogent Psychology, 4(1), Article 1327130. https://doi.org/10.1080/23311908.2017.1327130

30. Szarka, L. (2000). Jazykové problémy menšinového školstva na Slovensku a v Maďarsku. [Linguistic problems of minority education in Slovakia and Hungary]. Človek a spoločnosť, 3(1), 97–100. https://individualandsociety.org/journal/2000/1/jazykove-problemy-mensinoveho-skolstva-na-slovensku-a-v-madarsku

31. Tschannen-Moran, M., Hoy, A. W., & Hoy, W. K. (1998). Teacher Efficacy: Its Meaning and Measure. Review of Educational Research, 68(2), 202–248. https://doi.org/10.3102/00346543068002202

32. Tschannen-Moran, M., & Hoy, A. W. (2007). The differential antecedents of self-efficacy beliefs of novice and experienced teachers. Teaching and Teacher Education, 23(6), 944–956. https://doi.org/10.1016/j.tate.2006.05.003

33. Tušková, T. (2016). Slovenský jazyk v univerzitnom bilingválnom prostredí [Slovak language in a university bilingual environment]. Výskumný ústav Slovákov v Maďarsku, Katedra slovenského jazyka a literatúry Segedínskej univerzity.

34. Tušková, T., & Uhrinová, A. (2018). „Škola by sa len vtedy zachránila...“ (Príbeh slovenskej národnostnej školy v Tardoši) ["Only then would the school be saved..." (The story of the Slovak national school in Tardoš)]. In T. Tušková & M. Žiláková (Eds.), Slovenské inšpirácie z Tardoša (pp. 161–186). Výskumný ústav Slovákov v Maďarsku.

35. Uhrinová, A. (2008). Najdôležitejšie faktory zachovania slovenského jazyka v Maďarsku [The most important factors for the preservation of the Slovak language in Hungary]. In A.J. Tóth & A. Uhrinová (Eds.), Slovenčina v menšinovom prostredí (pp. 76–78). Výskumný ústav Slovákov v Maďarsku.

36. Uhrinová, A. (2016). O slovenskom školskom systéme v Maďarsku. [About the Slovak school system in Hungary] In Z. Pavelcová (Ed.) Slováci v zahraničí, 33. Zborník Krajanského múzea Matice slovenskej (pp. 43–55). Matica slovenská.

37. Zee, M., & Koomen, H. M. Y. (2016). Teacher Self-Efficacy and Its Effects on Classroom Processes, Student Academic Adjustment, and Teacher Well-Being: A Synthesis of 40 Years of Research. Review of Educational Research, 86(4), 981–1015. https://doi.org/10.3102/0034654315626801


Рецензия

Для цитирования:


Дурковска М., Гельдакова Л. Воспринимаемая дискриминация и самооценка учителей в словацких этнических школах в Венгрии. Образование и саморазвитие. 2024;19(4):23-36. https://doi.org/10.26907/esd.19.4.03. EDN: HEYWEG

For citation:


Ďurkovská M., Heldáková L. Perceived Discrimination and Self-assessment of Teachers in Slovak Ethnic Schools in Hungary. Education and Self-Development. 2024;19(4):23-36. https://doi.org/10.26907/esd.19.4.03. EDN: HEYWEG

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)