Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Оценка уровня эмоционального интеллекта студентов-медиков для определения потребности в совершенствовании образовательного процесса

https://doi.org/10.26907/esd.18.3.11

EDN: TNSENQ

Аннотация

Данное исследование посвящено оценке уровня сформированности эмоционального интеллекта у студентов-медиков для определения возможных областей развития системы медицинского образования. В ходе исследования использовались метод анализа научной литературы, опросник Люсина, метод математической обработки результатов исследования, сравнительный анализ и методы синтеза и обобщения. В исследовании участвовали 324 студента СГМУ им. В. И. Разумовского, из них 242 женщины и 82 мужчины, средний возраст участников – 20 лет.

Определено, что респонденты в основном обладают средним уровнем развития эмоционального интеллекта, который достаточен для выполнения профессиональных задач. Однако присутствует диспропорция в значениях по шкале «управление эмоциями», в которой преобладают очень низкие и низкие результаты. При таких показателях для студентов увеличивается риск эмоционального выгорания в будущем. Также обнаружено, что студенты с более высокими оценками хуже контролируют экспрессию, что снижает способность управлять своими эмоциями. У мужчин же в целом навык понимания и управления собственными эмоциями, а также контроль экспрессии развит лучше. Это может быть связано как с иным, нежели у женщин, гормональным фоном, так и с разницей в воспитании мальчиков и девочек, а именно с установкой «девочке нормально быть чувствительной и эмоциональной, мальчик должен держать свои чувства при себе».

Полученные в работе результаты могут использоваться для адаптации существующей системы медицинского образования к задачам формирования медицинских работников с развитым эмоциональным интеллектом.

Новизна данного исследования – в выборе и описании оптимальных путей совершенствования медицинского образовательного процесса, которые базируются на обнаруженном уровне развития ЭИ у студентов.

Об авторах

Валентина А. Соловьева
СГМУ им. В.И. Разумовского; СГУ имени Н.Г. Чернышевского
Россия

Саратов



Наталья П. Иноземцева
Самозанятый психолог
Россия

Саратов



Список литературы

1. Аврамова, Т. И. Развитие эмоционального интеллекта у студентов средствами гештальттренинга // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 56-8. – С. 302–309.

2. Арлашкина, О. В., Романенко, Ю. Н. Особенности формирования учебного опыта студентов на потоковых курсах по развитию гибких навыков в рамках смешанного обучения // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 2. – С. 16–22.

3. Ахмадуллина, Д. Н., Юсупова, Г. В. Специфика взаимосвязи эмоционального интеллекта и креативности у работников банка с различным уровнем должности // Трибуна ученого. – 2019. – № 6. – С. 1–7.

4. Бабанова, Т. В. Взаимосвязь эмоционального интеллекта, креативности, альтруизма и позитивной энергии у сотрудников сферы продаж // Человеческий капитал. – 2019. – № 6-2(126). – С. 252–256.

5. Барсукова, М. И., Ремпель, Е. А. Реализация речевых тактик утешения, сочувствия и поддержки в профессиональной коммуникации врача // Медицинский дискурс: вопросы теории и практики: Материалы 6-й Всероссийской научно-практической и образовательной конференции с международным участием. – Тверь: Ред. изд. центр Твер. гос. мед. акад., 2018. – С. 7–12.

6. Белобородов, А. М., Сыманюк, Э. Э. Устойчивость развития эмоционального интеллекта будущих специалистов // Образование и наука. – 2018. – Т. 20. – № 7. – С. 109–127. – DOI:10.17853/1994-5639-2018-7-109-127

7. Ветлужская, М. В., Абрамова, А. А., Сердакова, К. Г., Быкова, Е. Е., Хамматова, Р. С., Шурупова, Р. В. Особенности эмоционального интеллекта и эмпатических способностей у студентов медицинского вуза // Интеграция образования. – 2019. – Т. 23. – №. 3. – С. 404–422. – DOI:10.15507/1991-9468.096.023.201903.404-422 ,

8. Воробьева, М. А. Связь эмоционального интеллекта и синдрома эмоционального выгорания у студентов // Образование и наука. – 2016. – № 4. – С. 80–94. – DOI: 10.17853/1994-5639-2016-4-80-94

9. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 544 с.

10. Ермаков, Д. С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков // Образовательная политика. – 2020. – №1(81). – С. 104–112.

11. Ерофеева, А.В. Условия развития эмоционального интеллекта студентов средствами иностранного языка // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 6(37). – С. 148–152.

12. Кешвединова, А. А. Развитие эмоционального интеллекта как способ профилактики эмоционального выгорания у студентов-медиков // Forcipe. – 2020. – Т. 3. – С. 562–563.

13. Клепалова, Ю. Г. Развитие эмоционального интеллекта у студентов юридической специальности. – Екатеринбург, 2017. – 80 с.

14. Клоктунова, Н. А., Барсукова, М. И., Ремпель, Е. А., Мальцагов, Х. М., Кузьмин, А. М. Основные коммуникативные характеристики современного медико-педагогического дискурса // Высшее образование сегодня. – 2018. – № 5. – С. 29–32. – DOI:10.25586/RNU.HET.18.05.P.29

15. Князев, Е. Б., Иноземцева, Н. П. Эмоциональный интеллект у студентов с одинаковой степенью подчиняемости // За качественное образование. Материалы IV Всероссийского форума (с международным участием). – Саратов: СГМУ им. В.И. Разумовского, 2019. – С. 268–272.

16. Князев, Е. Б., Сергеев, А. С. Взаимосвязи мотивов студентов и параметров оценки качества образования // За качественное образование. Материалы V Всероссийского форума. – Саратов: СГМУ им. В.И. Разумовского, 2020. – С. 254–259.

17. Кобякова, О. С., Деев, И. А., Куликов, Е. С., Малых, Р. Д., Тюфилин, Д. С. Эмоциональный интеллект и его роль в профессиональном успехе // Живая психология. – 2018. – Т. 5. – № 4. – С. 329–344. – DOI:10.18334/lp.5.4.39890

18. Кондратенко, А. Б., Кондратенко, Б. А. Развитие эмоционального интеллекта в современном образовании // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2019. – № 2(56). – С. 104–108.

19. Котомина, О. В. Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и академической успеваемости студентов университета // Образование и наука. – 2017. – Т. 19. – № 10. – С. 91– 105. – DOI:10.17853/1994-5639-2017-10-91-105

20. Криницкая, М. Ю., Борзова, Т. А. Изучение специфики отношения к гибким навыкам студентов вуза при обучении деловой коммуникации // Образование и саморазвитие. – 2021. – Т. 16. – № 4. – С. 93–104. – DOI:10.26907/esd.16.4.08

21. Лебеденко, М. С. Изучение взаимосвязи между уровнем социального интеллекта и показателями эмоционального интеллекта // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2020. – № 4. – С. 129–135.

22. Люсин, Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. – 2006. – № 4. – С. 3–22.

23. Молчанова, Л. Н., Блинова, К. В. Взаимосвязи эмоционального интеллекта и психического выгорания волонтеров-медиков в условиях профессионально ориентированной волонтерской деятельности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2021. – Т. 11. – № 3. – С. 181–193.

24. Попп, Т. В. Развитие эмоционального интеллекта в процессе обучения студентов // Гуманитарный трактат. – 2018. – № 30. – С. 23–25.

25. Рогова, Е. Е. Особенности эмоционального интеллекта у подростков с разной степенью увлеченности компьютерными играми // Мир науки. – 2018. – Т. 6. – № 6. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/128PSMN618.pdf

26. Симатова, О. В. Специфика эмоционального интеллекта студентов вуза, обучающихся на различных факультетах // Известия Иркутского государственного университета. – 2017. – Т. 22. – С. 104–114.

27. Тимошкина, М. В., Айварова, Н. Г. Индивидуальный образовательный маршрут по формированию гибких навыков в условиях высшего образования // Бизнес. Образование. Право. – 2021. – № 3(56). – С. 467–471. – DOI: 10.25683/VOLBI.2021.56.378

28. Уварина, Н. В., Савченков, А. В. Формирование гибких навыков молодежи в условиях социального партнерства // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2021. – Т. 13. – № 1(51). – С. 78–85. – DOI:10.7442/2071-9620-2021-13-1-78-85

29. Хакимова, Е. К. Формирование эмоциональной компетентности у студентов – будущих педагогов-психологов // Образование и саморазвитие. – 2014. – №4(42). – С. 90–95.

30. Ширко, С. М. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и психологического здоровья у студентов // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2017. – Т. 17. – № S2. – С. 268–269.

31. Ширко, С. М. Эмоциональный интеллект как предиктор психологического здоровья у студентов // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2019. – № 2. – С. 624-632. – DOI:10.33910/herzenpsyconf-2019-2-77

32. Юсупова, Г. В. Состав и измерение эмоциональной компетентности: автореф. дис. ..... канд. психол. наук. – Казань, 2006. – 20 с.

33. Checa, P., Fernández-Berrocal, P. The Role of Intelligence Quotient and Emotional Intelligence in Cognitive Control Processes // Frontiers in Psychology. – 2015. – Vol. 6. –1853. – DOI:10.3389/fpsyg.2015.01853

34. Mayer, J. D., Caruso, D. R., Salovey, P. The ability model of emotional intelligence: Principles and updates // Emotion review. – 2016. – Vol. 8. – No. 4. – P. 290–300.– DOI:10.1177/1754073916639667

35. Sánchez-Álvarez, N. A., Martos, P., Extremera, N. Meta-Analysis of the Relationship Between Emotional Intelligence and Academic Performance in Secondary Education: A Multi-Stream Comparison // Frontiers in Psychology. – 2020. – Vol. 11. – 1517. – DOI:10.3389/fpsyg.2020.01517

36. Serrat, O. Understanding and Developing Emotional Intelligence / Knowledge Solutions. – 2017. – P. 329–339. – Springer: Singapore.

37. Shafait, Z., Khan, M. A. An assessment of students’ emotional intelligence, learning outcomes, and academic efficacy: A correlational study in higher education // PLoS ONE. – 2021. – Vol. 16(8). – e0255428. – DOI: 10.1371/journal.pone.0255428


Рецензия

Для цитирования:


Соловьева В.А., Иноземцева Н.П. Оценка уровня эмоционального интеллекта студентов-медиков для определения потребности в совершенствовании образовательного процесса. Образование и саморазвитие. 2023;18(3):168-183. https://doi.org/10.26907/esd.18.3.11. EDN: TNSENQ

For citation:


Solovyova V., Inozemtseva N. Identifying the Level of Medical Students’ Emotional Intelligence to Determine the Need for Improvement of the Educational Process. Education and Self-Development. 2023;18(3):168-183. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.3.11. EDN: TNSENQ

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)