Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Особенности образовательного потенциала дошкольников с РАС

https://doi.org/10.26907/esd.18.3.10

EDN: TFHGFO

Аннотация

В статье обосновывается, что для построения эффективного варианта индивидуальной образовательной программы развития ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) необходимо учитывать уровень сформированности его образовательного потенциала. Профиль образовательного потенциала детей дошкольного возраста с РАС, по мнению авторов, содержит 11 показателей. Цель статьи – изучить специфику образовательного потенциала дошкольников с РАС для разработки варианта индивидуального маршрута развития. Предлагаемые методики рассчитаны на дошкольников с РАС и адаптированы группой авторов Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС. В результате исследования выявлен минимальный уровень развития базовых коммуникативных и речевых навыков; на низком уровне развития находятся игровая и познавательная сферы: трудности в переработке информации, нарушение формирования картины мира ребенка. Такие параметры образовательного потенциала, как «социальное поведение», «восприятие», «художественно-эстетическое развитие», «мелкая моторика», «самообслуживание» и «дезадаптивное поведение», находятся практически на одном уровне несформированности. Наиболее развита (на уровне частичной сформированности) «крупная моторика». Результаты исследования показали значимость изучения образовательного потенциала ребенка для дальнейшей разработки индивидуальных маршрутов образования дошкольников с РАС в целях оптимизации процесса адаптации к социуму, эффективному обучению, реализации себя как социализированного субъекта общества.

Об авторах

Ирина А. Нигматуллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

г. Казань



Эльвира А. Садретдинова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

г. Казань



Вероника В. Васина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

г. Казань



Валерия А. Степашкина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

г. Казань



Наталья В. Крюковская
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Беларусь

г. Гродно



Оксана В. Фомина
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Беларусь

г. Гродно



Наталия А. Медова
Томский государственный педагогический университет
Россия

г. Томск



Евгения В. Дергачева
Томский государственный педагогический университет
Россия

г. Томск



Галия А. Абаева
Казахский Национальный педагогический университет имени Абая
Казахстан

г. Алматы



Мейрбек Ж. Токтабаев
Казахстанское Объединение Специалистов Прикладного Анализа Поведения
Казахстан

г. Алматы



Список литературы

1. Архипова, С. В., Стёпкина, Н. В. Особенности актуального развития дошкольников с расстройством аутистического спектра // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58-2. – С. 14–18.

2. Баенская, Е. Р. Нарушение аффективного развития ребенка в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма: автореф. дис. доктора психол. наук: 19.00.10; Ин-т коррекц. педагогики РАО. – Москва, 2008. – 46 с.

3. Белоусова, М. В., Прусаков, В. Ф., Уткузова, М. А. Расстройства аутистического спектра в практике детского врача // Практическая медицина. – 2009. – № 6(38). – С. 36–40.

4. Бенилова, С. Ю., Резниченко, Т. С. Новые подходы к проблеме дифференциальной диагностики системных нарушений речи и детского аутизма // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2010. – Т 10. – № 1. – С. 38–51.

5. Бондаренко, Т. А., Федосеева, Е. С. Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра // Известия ВГПУ. – 2015. – №9-10(104). – С. 88–91.

6. Брыкова, А. С., Лагун, Н. С., Короленок, Д. А. Формирование коммуникативных навыков у воспитанников с расстройствами аутистического спектра с помощью электронного коммуникативного альбома // Психология, дошкольная и специальная педагогика в условиях международного сотрудничества и интеграции: II междунар. научно-практич. конф. – Чебоксары: ЧГПУ, 2022. – 464 с.

7. Гринспен С., Уидер С. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления – М.: Теревинф, 2023. – 512 с.

8. Довбня, С. В., Морозова, Т. Ю. Дети с нарушениями аутистического спектра // Нет «необучаемых детей» / под ред. Е.В. Кожевниковой, Е.В. Клочковой. – СПб.: Каро, 2007. – С. 175–200.

9. Забрамная, С. Д., Боровик, О. В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей. – М.: Владос, 2002. – 115 с.

10. Заваденко, Н. Н., Печатникова, Н. Л., Симашкова, Н. В., Заваденко, А. Н., Орлова, К. А. Неврологические нарушения у детей с РАС // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2015. – Т. 60. – № 2. – С. 14–21.

11. Ихсанова, С. В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. – СПб.: ООО Детство-пресс, 2017. – 208 с.

12. Каган, М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). – М.: Политиздат, 1974. – 328 с.

13. Ковалец, И. В. Образовательные потребности детей с аутистическими нарушениями // Спецыяльная педагогіка. – 2010. – № 6. – С. 45–50.

14. Конева, И. А., Быстрова, И. А. Особенности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-1. – С. 161–163.

15. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.

16. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 148 с.

17. Мамайчук, И. И. Помощь психолога детям с РАС. – СПб.: Речь, 2007. – 288 с.

18. Морозова, С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. – М.: Владос, 2007. – 176 с.

19. Нигматуллина, И. А., Садретдинова, Э. А., Долотказина, А. Р., Давыдова, Е. Ю., Хаустов, А. В., Мамохина, У. А., Черенева, Е. А., Дергачева, Е. В., Медова, Н. А., Виневская, А. В. Cистема комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра: региональный опыт // Образование и саморазвитие. – 2022. – Т. 17. – № 3. – С. 296–316. – DOI:10.26907/esd.17.3.21

20. Никольская, О. С., Баенская, Е. Р., Либлинг, М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – Москва: Теревинф, 2007. – 227 с.

21. Питерс, Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. –Москва: Владос, 2002. – 240 с.

22. Сериков, А. Е. Подражание и стереотипное поведение аутистов // Вестник СГА. – 2011. № 1(9). – С. 18–28.

23. Спиваковская, А. С. Психическое развитие детей с синдромом аутизма // Детский аутизм: хрестоматия / сост. Л.М. Шипицына. СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997. – 254 с.

24. Сунагатуллина, И. И., Пустовойтова, О. В., Яковлева, Л. А. Проблема формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием игровых приемов // Современное педагогическое образование. – 2019. –№8. – С. 119–123.

25. Хаустов, А. В., Красносельская, Е. Л., Хаустова, И. М. Дети с расстройствами аутистического спектра. Протокол педагогического обследования // Практика управления ДОУ. – 2014. – №1. – С. 32–50.

26. Шрамм, Р. Детский аутизм и АВАтерапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / пер. с англ. Измайловой-Камар. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. –208 с.

27. Cunningham, M. A. A comparison of the language of psychotic and non-psychotic children who are mentally retarded // Journal of Child Psychology and Psychiatry. – 1968. – Vol. 9. – P. 229–244. – DOI:10.1111/j.1469-7610.1968.tb02225.x

28. Garfin, D. G., Lord, C. Communication as a social problem in autism // Social behavior in autism. – Boston, MA : Springer, 1986. – P. 133–151. – DOI:10.1007/978-1-4899-2242-7_7

29. Lovaas, O. I. The autistic child: Language development through behavior modification. – New York: Irvington Publishers, 1977. – 246 р.

30. Nigmatullina, I. A., Vasina, V. V., Mukhamedshina, Ya. O. Development of a structural–functional model for comprehensive support of children with autism spectrum disorders // Proceeding of the International Science and Technology Conference ‘FarEastСon 2020’, October 2020, Vladivostok, Far Eastern Federal University. – Springer Singapore, 2021. – P. 71–83. – DOI:10.1007/978-981-16-0953-4_7


Рецензия

Для цитирования:


Нигматуллина И.А., Садретдинова Э.А., Васина В.В., Степашкина В.А., Крюковская Н.В., Фомина О.В., Медова Н.А., Дергачева Е.В., Абаева Г.А., Токтабаев М.Ж. Особенности образовательного потенциала дошкольников с РАС. Образование и саморазвитие. 2023;18(3):152-167. https://doi.org/10.26907/esd.18.3.10. EDN: TFHGFO

For citation:


Nigmatullina I., Sadretdinova E., Vasina V., Stepashkina V., Kryukovskaya N., Famina A., Myodova N., Dergachyova E., Abaeva G., Toktabaev M. Educational Potential of Preschool Children with ASD. Education and Self-Development. 2023;18(3):152-167. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.3.10. EDN: TFHGFO

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)