Роль самоэффективности и психологического благополучия в выборе студентами стратегий самосовершенствования
https://doi.org/10.26907/esd.18.3.09
EDN: SMGTWS
Аннотация
Актуальность проблемы обусловлена значимостью исследования психологических закономерностей и механизмов самосовершенствования как формы саморазвития студентов. Цель работы состояла в выявлении роли самоэффективности и психологического благополучия в выборе студентами стратегий самосовершенствования: приобретения, преобразования, избавления или ограничения. В качестве диагностического инструментария выступили авторская методика «Квадрат самосовершенствования», опросник М. Шеер, Дж. Маддукс в адаптации А. В. Бояринцевой на определение общей и социальной самоэффективности, опросник К. Рифф «Шкала психологического благополучия» в адаптации Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко. Математическая обработка результатов осуществлялась с использованием критерия φ* – углового преобразования Фишера – и дихотомического коэффициента корреляции Пирсона. В исследовании приняло участие 277 студентов вузов Российской Федерации и Республики Казахстан, средний возраст – 19,5 (SD = 1,5). В результате было установлено, что студенты с преобладанием высокой самоэффективности отдают предпочтение трем стратегиям: приобретения, избавления и преобразования. У студентов с низкой самоэффективностью в предметной деятельности возрастает число испытуемых, использующих стратегию приобретения и не использующих стратегию преобразования. Существенную роль в выборе той или иной стратегии самосовершенствования играют такие структурные компоненты психологического благополучия, как автономность, управление окружением, цель в жизни и личностный рост. Полученные результаты дают возможность выявлять индивидуальную траекторию саморазвития студентов, осуществлять более целенаправленно процесс сопровождения саморазвития личности, они могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки студентов психолого-педагогического профиля, в работе кураторов студенческий групп, а также в деятельности психологической службы вузов.
Об авторах
Владимир Г. МараловРоссия
Череповец
Марина А. Кудака
Россия
Череповец
Адлет Д. Кариев
Казахстан
Алматы
Ольга В. Крежевских
Россия
Шадринск
Елена Н. Агранович
Казахстан
Алматы
Лариса Е. Агеева
Казахстан
Алматы
Список литературы
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Краснорядцева, О. М., Кабрин, В. И., Муравьева, О. И., Подойницина, М. А., Чучалова, О. Н. Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи: учеб. пособие. – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014. – 274 с.
3. Маралов, В. Г. Приобретение или избавление: проблема выбора студентами стратегий самосовершенствования // Интеграция образования. – 2017. – Т. 21. – № 3. – С. 477–488. – DOI:10.15507/1991-9468.088.021.201703.477-488
4. Маралов, В. Г., Низовских, Н. А. Стратегия самосовершенствования в личностном саморазвитии человека // Вестник гуманитарного образования. – 2015. – № 1. – С. 4–39. Сергиенко, Е. А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32. № 1. – С. 120-132.
5. Шевеленкова, Т. Д., Фесенко, П. П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. – 2005. – № 3. – С. 95-129.
6. Щукина, М. А. Психология саморазвития личности. – СПб.: СПбГУ, 2015. – 348 с.
7. Armenta, C. N., Fritz, M. M., Lyubomirsky, S. Functions of positive emotions: Gratitude as a motivator of self-improvement and positive change // Emotion Review. – 2017. – Vol. 9. –No. 3. – P. 183–190. – DOI:10.1177/1754073916669596
8. Bandura, A. Toward a psychology of human agency // Perspectives on Psychological Science. – 2006. – Vol. 1. – No. 2. – P. 164–180. – DOI:10.1111/j.1745-6916.2006.00011.x
9. Bauer, J. J., Graham, L. E., Lauber, E. A., Lynch, B. P. What growth sounds like: Redemption, self‐ improvement, and eudaimonic growth across different life narratives in relation to well‐being // Journal of Personality. – 2019. – Vol. 87. – No. 3. – P. 546–565. –DOI: https://doi.org/10.1111/jopy.12414
10. Breines, J. G., Chen, S. Self-compassion increases self-improvement motivation // Personality and Social Psychology Bulletin. – 2012. – Vol. 38. – No. 9. – P. 1133–1143. –DOI: https://doi.org/10.1177/0146167212445599
11. Cannon, C., Rucker, D. D. Motives underlying human agency: How self-efficacy versus selfenhancement affect consumer behavior // Current Opinion in Psychology. – 2022. – Vol. 46. – P. 101335. – DOI:10.1016/j.copsyc.2022.101335
12. Chernyak-Hai, L. Tziner, A. Attributions of Managerial Decisions, Emotions, and OCB. The Moderating Role of Ethical Climate and Self-Enhancement // Journal of Work and Organizational Psychology. – 2021. – Vol. 37. – No. 1. – P. 36–48. – DOI:10.5093/jwop2021a4
13. Chwyl, C., Chen, P., Zaki, J. Beliefs About Self-Compassion: Implications for Coping and SelfImprovement // Personality and Social Psychology Bulletin. – 2021. – Vol. 47. – No. 9. – P. 1327– 1342. – DOI:10.1177/0146167220965303
14. Corry, M., Stella, J. Teacher self-efficacy in online education: a review of the literature // Research in Learning Technology. – 2018. – Vol. 26. – P. 1–12. – DOI:10.25304/rlt.v26.2047
15. Danilova, M. V., Rykman, L. V., Danilova, Y. Y. Focus on Self-Development and Self-Fulfillment in Psycho-Emotional Well-Being Structure of Adolescents / In A. Belousova (Ed.) // Proceedings of the 2nd International Conference on Education Science and Social Development. – 2019. – P. 603–607. – Changsha, China: Atlantis Press.
16. Demirtaş, A. S. Cognitive flexibility and mental well-being in Turkish adolescents: The mediating role of academic, social and emotional self-efficacy // Anales de Psicología. – 2020. – Vol. 36. – No. 1. – P. 111–121. – DOI:10.6018/analesps.336681
17. Garanina, Zh. G., Andronova, N. V., Lashmaykina, L. I., Maltseva, O. E., Polyakov, O. Е. The structural model of future employees personal and professional self-development // Integration of Education. – 2017. – Vol. 21. – No. 4. – P. 596–608. – DOI:10.15507/1991-9468.089.021.201704.596-608
18. Hepper, E. G., Gramzow, R. H., Sedikides, C. Individual differences in self‐enhancement and self‐ protection strategies: An integrative analysis // Journal of personality. – 2010. – Vol. 78. – No. 2. – P. 781–814. – DOI:10.1111/j.1467-6494.2010.00633.x
19. Klassen, R. M., Klassen, J. R. L. Self-efficacy beliefs of medical students: a critical review // Perspectives on medical education. – 2018. – Vol. 7. – No. 2. – P. 76–82. – DOI:10.1007/s40037-018-0411-3
20. Kuanysheva, B. T., Aubakirova, R. Z., Pigovayeva, N. I., & Fominykh, N. I. Technologization of the Pedagogical Process as a Teacher Self-Improvement Factor. // Journal of Social Studies Education Research. – 2019. – Vol. 10. – No. 3. P. 404–433.
21. Kudusheva, N., Amanova, I., Abisheva, E., Sabirova, Z., Beisenova, Z. The development of individual self-efficiency among university students // Cypriot Journal of Educational Sciences. – 2022. – Vol. 17. – No. 2. – P. 615–625. – DOI:10.18844/cjes.v17i2.6857
22. Lipińska-Grobelny, A., Narska, M. Self-efficacy and psychological well-being of teachers // E-mentor. – 2021. – Vol. 3. – No. 90. – P. 4–10. – DOI:10.15219/em90.1517
23. Marshman, E. M., Kalender, Z. Y., Nokes-Malach, T., Schunn, C., Singh, C. Female students with A’s have similar physics self-efficacy as male students with C’s in introductory courses: A cause for alarm? // Physical review physics education research. – 2018. – Vol. 14. – No. 2. – DOI:10.1103/PhysRevPhysEducRes.14.020123
24. Matteucci, M. C., Soncini, A. Self-efficacy and psychological well-being in a sample of Italian university students with and without Specific Learning Disorder // Research in Developmental Disabilities. – 2021. – No. 110. – P. 103858. –DOI:10.1016/j.ridd.2021.103858
25. Ryff, C. D., Keyes, C. L. M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. – Vol. 69. – No. 4. – P. 719–727. – DOI:10.1037/0022-3514.69.4.719
26. Schaffner, A. K. The Art of Self-Improvement: Ten Timeless Truths. – New Haven: Yale University Press, 2021. – 280 p. Sedikides, C., Hepper, E. G. D. Self‐improvement // Social and Personality Psychology Compass. – 2009. – Vol. 3. – No. 6. – P. 899–917. – DOI:10.1111/j.1751-9004.2009.00231.x
27. Sharma, H. L., Rani, R. Relationship of personal growth initiative with self-efficacy among university postgraduate students // Journal of Education and Practice. – 2013. – Vol. 4. – No. 16. – P. 125–135.
28. Sherer, M., Maddux, J. E., Mercandante, B., Prentice-Dunn, S., Jacobs, B., Rogers, R. W. The SelfEfficacy Scale: Construction and validation // Psychological Reports. – 1982. – Vol. 51. – No. 2. – P. 663–671. – DOI:10.2466/pr0.1982.51.2.663
29. Szczepańska-Gieracha J, Mazurek J. The Role of Self-Efficacy in the Recovery Process of Stroke Survivors // Psychology Research and Behavior Management. – 2020. – Vol. 13. – P. 897–906. – DOI:10.2147/PRBM.S273009
30. Talsma, K., Schüz, B., Norris, K. Miscalibration of self-efficacy and academic performance: Selfefficacy≠ self-fulfilling prophecy // Learning and Individual Differences. – 2019. – Vol. 69. – P. 182–195. – DOI:10.1016/j.lindif.2018.11.002
31. Troshikhina, E. G., Manukyan, V. R., Danilova, M. V. The focus on self-development as a predictor of psycho-emotional wellbeing of, adolescents and adults // Perm University Herald. Series: Philosophy. Psychology. Sociology. – 2019. – No. 1. – P. 94–105. – DOI:10.17072/2078-7898/2019-1-94-105
32. Wimmer, L, von Stockhausen, L, Bellingrath, S. Improving emotion regulation and mood in teacher trainees: Effectiveness of two mindfulness trainings // Brain and Behavior. – 2019. Vol. 9. – No. 9. – e01390. – DOI:10.1002/brb3.1390
33. Wolf, T., Jahn, S., Hammerschmidt, M., Weiger, W. H. Competition versus cooperation: How technology-facilitated social interdependence initiates the self-improvement chain // International Journal of Research in Marketing. – 2021. – Vol. 38. – No. 2. – P. 472–491. – DOI:10.1016/j.ijresmar.2020.06.001
Рецензия
Для цитирования:
Маралов В.Г., Кудака М.А., Кариев А.Д., Крежевских О.В., Агранович Е.Н., Агеева Л.Е. Роль самоэффективности и психологического благополучия в выборе студентами стратегий самосовершенствования. Образование и саморазвитие. 2023;18(3):135-151. https://doi.org/10.26907/esd.18.3.09. EDN: SMGTWS
For citation:
Maralov V., Kudaka M., Kariyev A., Krezhevskikh O., Agranovich E., Ageeva L. The Role of Self-Efficacy and Psychological Well-Being in Students' Choice of Self-Improvement Strategies. Education and Self-Development. 2023;18(3):135-151. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.3.09. EDN: SMGTWS