Родительские стратегии и агентность детей, занимающихся дополнительным образованием в условиях пандемии
https://doi.org/10.26907/esd.18.3.08
EDN: OVGTLZ
Аннотация
Статья посвящена изучению взаимосвязей стратегий родительского участия в образовании и проявлений способности к проактивному поведению (агентности) у школьников, позволяющему, как показывают результаты исследования, более успешно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям. Источником данных для проведения исследования стал интернет-опрос обучающихся по программам дополнительного образования, проведённый в период перехода на дистанционный режим работы, связанного с пандемией COVID-19. С целью углубленного понимания различий между респондентами по вопросу об изменениях характера взаимодействия с родителями был применён анализ латентных профилей. Установлено, что совместная деятельность детей и родителей может быть связана с формированием особого типа агентности, которую предложено называть «кооперативной агентностью», в то время как предоставление родителями детям свободы, с оказанием фасилитирующей поддержки, связано с иными поведенческими характеристиками ребенка – «автономной агентностью». При этом отсутствие взаимодействия с родителями, как и проявление родителями жёсткого контроля, не способствует успешной адаптации к условиям кризиса, в том числе через проактивное поведение ребенка. Также показано, что обсуждение с родителями перспектив участия в учебных проектах и исследованиях имеет решающее значение и с точки зрения формирования проактивного поведения, и для восприятия ребенком его возможностей в новых условиях.
Об авторах
Михаил Е. ГошинРоссия
Москва
Дмитрий С. Григорьев
Россия
Москва
Павел С. Сорокин
Россия
Москва
Список литературы
1. Асмолов, А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник. – 1997. – № 9. – С. 7–15.
2. Буйлова, Л. Н. Сущность и специфика дополнительного образования детей в современной системе образования Российской Федерации // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 6(31). – С. 130–134.
3. Гущина, Т. Н. Особенности социально-педагогического сопровождения детей с применением средств дистанционного обучения в организации дополнительного образования // Инновации в образовании. – 2021. – № 8. – С. 100–110.
4. Собкин, В. С., Калашникова, Е. А. Отношение к дополнительному образованию учащихся основной и старшей школы: социально-психологические аспекты // Национальный психологический журнал. – 2018. – Т. 11. – № 1. – С. 63–76. – DOI:10.11621/npj.2018.0106
5. Сорокин, П. С. «Трансформирующая агентность» как предмет социологического анализа: современные дискуссии и роль образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2021. – Т. 21. – № 1. – С. 124–138. – DOI:10.22363/2313-2272-2021-21-1-124-138
6. Сорокин, П. С., Попова, Т. А. Классические и современные подходы к исследованию солидарности: проблемы и перспективы в условиях деструктурации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2021. – Т. 21. – № 3. – С. 457–468. – DOI:10.22363/2313-2272-2021-21-3-457-468
7. Старченкова, Е. С. Ресурсы проактивного совладающего поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. – 2012. – № 1. – С. 51–61.
8. Abebe, T. Reconceptualising children’s agency as continuum and interdependence // Social Sciences. – 2019. – Vol. 8. – No. 3. – P. 81. – DOI:10.3390/socsci8030081
9. Akogul, S., Erisoglu, M. An approach for determining the number of clusters in a model-based cluster analysis // Entropy. – 2017. – Vol. 19. – No. 9. – Р. 452. – DOI:10.3390/e19090452
10. Anderson, J. C., Funk, J. B., Elliott, R., & Smith, P. H. Parental support and pressure and children’s extracurricular activities: Relationships with amount of involvement and affective experience of participation // Journal of Applied Developmental Psychology. – 2003. – Vol. 24 – No. 2. – Р. 241–257. DOI:10.1016/S0193-3973(03)00046-7
11. Ashbourne, D. Education, beliefs, and experiences: examining the role of parents in children’s extracurricular activity participation. – Canada: University of British Columbia, Vancouver, 2013. – https://open.library.ubc.ca/soa/cIRcle/collections/ubctheses/24/items/1.0074122
12. Ashbourne, D., & Andres, L. Athletics, music, languages, and leadership: how parents influence the extracurricular activities of their children // Canadian Journal of Education. – 2015. – Vol. 38. – No. 2. – Р. 1–34.
13. Carbonaro, B., Maloney, E. Extracurricular Activities and Student Outcomes in Elementary and Middle School: Causal Effects or Self-selection? // Socius. – 2019. – Vol. 5. – DOI:10.1177/2378023119845496
14. Cavazzoni, F., Fiorini, A., & Veronese, G. Well-being and life satisfaction in children living in contexts of political violence: a narrative literature review // Child Youth Care Forum. – 2023. – Vol. 52. – P. 1–24. – DOI: 10.1007/s10566-022-09678-w
15. Dwivedi, Y. K., Hughes, D. L., Coombs, C., Constantiou, I., Duan, Y., Edwards, J. S., Gupta, B., Lal, B., Misra, S., Prashant, P., Raman, R., Rana, N. P., Sharma, S. K., Upadhyay, N. Impact of COVID-19 pandemic on information management research and practice: Transforming education, work and life // International Journal of Information Management. – 2020. – Vol. 55. – 102211. – DOI:10.1016/j.ijinfomgt.2020.102211
16. Epstein, J. L. Connections count: improving family and community involvement in secondary schools // Principal Leadership. – 2007. – Vol. 8. – No. 2. – P. 16–22.
17. Farkas, R. Effects of traditional versus learning-styles instructional methods on middle school students // The Journal of Educational Research. – 2003. – Vol. 97. – No. 1. – P. 42–51. – DOI:10.1080/00220670309596627
18. Fletcher, A. C., Nickerson, P., & Wright, K. L. Structured leisure activities in middle childhood: Links to well-being // Journal of Community Psychology. – 2003. – Vol. 31. – No. 6. – P. 641– 659. – DOI:10.1002/jcop.10075
19. Goodall, J., Vorhaus, J. Review of Best Practice in Parental Engagement. – London: Department of Education, 2011.
20. Goshin, М., Dubrov, D., Kosaretsky, S., Grigoryev, D. The strategies of parental involvement in adolescents’ education and extracurricular activities // Journal of Youth and Adolescence. – 2021. – Vol. 50. – P. 906–920. – DOI:10.1007/s10964-021-01399-y
21. Grigoryev, D., van de Vijver, F. Acculturation profiles of Russian-speaking immigrants in Belgium and their socio-economic adaptation // Journal of Multilingual and Multicultural Development. – 2017. – Vol. 38. – No. 9. – P. 797–814. – DOI:10.1080/01434632.2016.1268145
22. Guest, A., & Schneider, B. Adolescents’ extracurricular participation in context: the mediating effects of schools, communities, and identity // Sociology of Education. – 2003. – Vol. 76. – No. 2. – P. 89–109. – DOI:10.2307/3090271
23. Ilari, B., Cho, E., Li, J., & Bautista, A. Perceptions of Parenting, Parent-Child Activities and Children’s Extracurricular Activities in Times of COVID-19 // Journal of Child and Family Studies. – 2021. – Vol. 31. – P. 409–420. – DOI:10.1007/s10826-021-02171-3
24. Kalil, A., Mayer, S., Shah, R. Impact of the COVID-19 crisis on family dynamics in economically vulnerable households // Becker Friedman Institute for Economics Working Paper No. 2020- 143, University of Chicago. – October 2020. – DOI:10.2139/ssrn.3706339
25. Lareau, A., Weininger, E. B. Class and the transition to adulthood / A. Lareau & D. Conley (Eds.) // Social class: How does it work. – New York: The Russell Sage Foundation, 2008. – P. 118–151.
26. Obradović, J., Sulik, M. J., Shaffer, A. Learning to let go: Parental over-engagement predicts poorer self-regulation in kindergartners // Journal of Family Psychology. – 2021. – Vol. 35. – No. 8. – P. 1160–1170. – DOI:10.1037/fam0000838
27. Oswell, D. The agency of children: From family to global human rights. – Cambridge: Cambridge University Press, 2013.
28. Schwarzer, R. Stress, resources, and proactive coping // Applied Psychology: An International Review. – 2001. – Vol. 50. – No. 3. – P. 400–407.
29. Sorokin, P. S., Froumin, I. ‘Utility’ of education and the role of transformative agency: Policy challenges and agendas // Policy Futures in Education. – 2022. – Vol. 20. – No. 2. – P. 201–214. – DOI:10.1177/14782103211032080
30. Udehn, L. The changing face of methodological individualism // Annual Review of Sociology. – 2002. – Vol. 28. – No. 1. – P. 479–507. – DOI:10.1146/annurev.soc.28.110601.140938
31. Victor, B., Fischer, E. F., Cooil, B., Vergara, A., Mukolo, A., Blevins, M. Frustrated freedom: The effects of agency and wealth on well-being in rural Mozambique // World Development. – 2013. – Vol. 47. – P. 30–41. – DOI:10.1016/j.worlddev.2013.02.005
32. Weaver, J. L., Swank, J. M. Parents’ Lived Experiences With the COVID-19 Pandemic // The Family Journal: Counseling and Therapy for Couples and Families. – 2021. – Vol. 29. – No. 2. – P. 136– 142. – DOI:10.1177/1066480720969194
33. Zaccoletti, S., Camacho, A., Correia, N., Aguiar, C., Mason, L., Alves, R. A., Daniel, J. R. Parents’ perceptions of student academic motivation during the COVID-19 lockdown: A crosscountry comparison // Frontiers in Psychology. – 2020. – Vol. 11. – 592670 –DOI:10.3389/fpsyg.2020.592670.
Рецензия
Для цитирования:
Гошин М.Е., Григорьев Д.С., Сорокин П.С. Родительские стратегии и агентность детей, занимающихся дополнительным образованием в условиях пандемии. Образование и саморазвитие. 2023;18(3):116-134. https://doi.org/10.26907/esd.18.3.08. EDN: OVGTLZ
For citation:
Goshin M., Grigoryev D., Sorokin P. Parental Strategies and Agency of Children Engaged in Extracurricular Activities during the Pandemic. Education and Self-Development. 2023;18(3):116-134. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.3.08. EDN: OVGTLZ