Билингвальное образование в Татарстане
https://doi.org/10.26907/esd.18.3.07
EDN: OSLLOW
Аннотация
Актуальность проблемы билингвального образования в Татарстане обусловлена отсутствием в практике обучения антропологических методов, приемов, средств освоения второго языка, отсутствием анализа антропологических причин негативного развития билингвизма в сторону смешанного типа.
Цель статьи – обосновать антропологические условия развития билингвального образования, направленного на свободное владение двумя государственными языками.
Ведущим методами исследования стали методы антропологического анализа и антропологического обучения второму языку. К таким методам были отнесены личностный, эмпатический, рефлексивный, неосознаваемый, метод коммуникативного ядра, синергетический, природосообразный, аттрактивный, текстоцентрический и др. С помощью этих методов установлены основные типы языковой личности – координативный, субординативный, смешанный; определены причины доминирования смешанного и субординативного; обоснованы антропологические установки, реализация которых позволяет обеспечить развитие языковой личности от смешанного типа к субординативному и от субординативного к координативному.
В результате проведенного исследования доказано, что формирование языковой личности координативного типа должно быть связано с транспозицией (то есть с опорой на закономерности родного языка), с предупреждением и преодолением языковой интерференции, с реализацией антропологических установок в траектории движения от смешанного билингвизма к субординативному и от субординативного к координативному.
Новизна исследования заключается в реализации антропологических установок в процесс развития языковой личности обучающихся, в получении данных о доминирующих типах языковой личности и динамике их развития в Татарстане.
Практическая значимость исследования заключается в том, что наработанный в процессе педагогических экспериментов материал можно трансформировать в дидактический и широко использовать в практике билингвального образования.
Список литературы
1. Булгакова, И. А. Антропология воспитания в русской культуре / Автореферат диссертации … кандидата философских наук. – Тюмень, 2012. – 22 с.
2. Вайнрайх, У. Одноязычие и многоязычие // Новое в лингвистике. – Вып. IV. – М., 1972. – С. 25–60.
3. Верещагин, Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билинг-визма). – М.: Директ-Медиа, 2009. – 336 с.
4. Габдулхаков, В. Ф. Манкуртизм в этническом сознании участников образовательного процесса // Этносы и судьбы в современном социуме: теория и практика : коллективная монография / под ред. М. П. Жигаловой. – Брест : БрГТУ, 2023. – С. 162–172.
5. Габдулхаков, В. Ф., Хисамова, В. Н. (2012). Лингводидактика поликультурного образования. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – 248 с.
6. Государственная программа Республики Татарстан «Сохранение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014- 2022 гг., 2023. – URL: https://mon.tatarstan.ru/gosudarstvennaya-programma-respublikitatarstan.htm (дата обращения: 11.05.2023).
7. Дешериев, Ю. Д. (1977). Социальная лингвистика. – М.: Наука. – 382 с.
8. Жинкин, Н. И. (1982). Речь как проводник информации. – М.: Наука. – 157 с.
9. Закирьянов, К. З. (2011). Активное двуязычие: сущность и функционирование. – Уфа: Китап, 2011. – 208 с.
10. Зверев, С. М., Леонтович, А. В., Рябцев, В. К., Ряшина, В. В., Слободчиков, В. И., Теплова, А. Б. Антропологический подход в развитии воспитания и социализации детей и молодежи. – М.: ИИДСВ РАО, 2019. – 487 с.
11. Зубайраева, М. У. К вопросу о формировании билингвальной и полилингвальной языковой личности // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24799 (дата обращения: 11.05.2023).
12. Караулов Ю. Н. (1999). Национальные образы сознания в ассоциативной структуре слова. – М.: Наука. – 219 с.
13. Коджаспирова, Г. М. Педагогическая антропология как отрасль знания. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». – 2012. – № 4(22). – С. 8–20.
14. Конституция (основной закон) РСФСР – Москва, Кремль, 1925. [Электронный ресурс]. – URL: https://k.rsfsr.su/1925/1.pdf (дата обращения: 06.04.2023).
15. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 (ред. от 22 июня 2012) - // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – URL https://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_261305.pdf (дата обращения: 06.04.2023).
16. Ушинский, К. Д. Русская школа / Сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой / Отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2015. – 688 с.
17. Banks, J. A. Multicultural Education: Characteristics and Goals // Multicultural Education. Issues and Perspectives. – Wiley & Sons, 2003. – Pp. 3–31.
18. Baskom, W. Four Function of Folklore // Journal of American Folklore. – Vol. 54. – Pp. 333–349.
19. Bhattacharji, P., Kingdon, G. G. School Education and the Lack of Parent Information // Contemporary Education Dialogue, 2020. –Vol. 13. – No. 1. – Pp. 57–92.
20. Gabdulchakov, V. F., Shishova, E. O. Psychology of Children’s Play, Imagination, Creativity and Playful Pedagogies in Early Childhood Education in Russia // Play and STEM Education in the Early Years: International Policies and Practices. – Cham : Springer International Publishing, 2022. – P. 65–83.
21. Glaesser, J. Competence in educational theory and practice: a critical discussion // Oxford Review of Education, 2019. – Vol. 45. – No. 1. – Pp. 70–85.
Рецензия
Для цитирования:
Габдулхаков В.Ф. Билингвальное образование в Татарстане. Образование и саморазвитие. 2023;18(3):100-115. https://doi.org/10.26907/esd.18.3.07. EDN: OSLLOW
For citation:
Gabdulkhakov V. Bilingual Education in Tatarstan. Education and Self-Development. 2023;18(3):100-115. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.3.07. EDN: OSLLOW