Кочевое образование в Ямало-Ненецком автономном округе: проблемы и потенциал
https://doi.org/10.26907/esd.18.2.06
Аннотация
В Ямало-Ненецком автономном округе с 2010 года реализуется проект «Кочевое образование», направленный на решение вопросов доступности образования детей в условиях семейного, производственного кочевья. За 10 лет отношение к кочевому образованию кардинально изменилось, в связи с чем в работе представлен выполненный на основании изучения мнений кочующего населения анализ эффективности кочевого образования в округе. Представленная информация может стать импульсом для повышения качества образования на местах кочевий.
Цель публикации – выявить проблемные вопросы кочевого образования и определить перспективы реализации проекта.
Методология и методика. Исследованием охвачены 622 респондента из числа коренных жителей 7 муниципальных образований (районов) Ямало-Ненецкого автономного округа. Статистический анализ проводился с использованием пакетов прикладных программ Statistica 10 и SAS JMP 11.
Результаты и новизна. Представлены результаты опроса кочующего населения об эффективности обучения детей в системе кочевого образования. Дана оценка кочевому образованию, определены его риски и потенциал. Самыми активными сторонниками кочевого образования оказались оленеводы, что связано прежде всего со спецификой их кочевой жизни. Среди основных факторов, влияющих на качество образования детей кочующего населения, выделена нехватка квалифицированных педагогов, владеющих родными языками и согласных работать в экстремальных условиях кочевой жизни.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть полезны методистам и педагогам, реализующим проект «Кочевое образование» как в Ямало-Ненецком автономном округе, так и на других территориях Арктической зоны РФ.
Об авторах
Л. Г. ВозеловаРоссия
Любовь Г. Возелова
г. Салехард
Е. Н. Моргун
Россия
Евгения Н. Моргун
г. Салехард
Список литературы
1. Андерсон, Д. Дж. Тундровики: экология и самосознание таймырских эвенков и долган. – Новосибирск: Издательство Сибирского отделения РАН. – 1998. – 272 с.
2. Бугаева, А. Л. Особенности традиционного воспитания у детей ненцев, эвенков, чукчей на Крайнем Севере. – Л.: Просвещение. – 1987. – № 23. – С. 166-182.
3. Винокурова, У. А. Принципы Стратегии экологического образования в Республике Саха (Якутия) // Социальные риски в современном обществе: Материалы Всероссийской научно-практической онлайн-конференции с международным участием, Мурманск, 03–04 декабря 2020 года. – Красноярск: Научно-инновационный центр. – 2020. – С. 44-48.
4. Возелова, Л. Г. Социолингвистическая ситуация хантыйского языка в Шурышкарском районе (опыт полевого исследования) // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. – 2017. – № 4(97). – С. 76-78.
5. Возелова, Л. Г., Моргун, Е. Н. Исследования затруднений при обучении детей коренных народов в Ямало-Ненецком автономном округе // Биосферное хозяйство: теория и практика. – 2021. – № 1(31). – С. 79-87.
6. Возелова, Л. Г., Рачинская, М. А. Комплект учебных пособий на хантыйском языке (шурышкарский диалект) для воспитанников кочевых детских садов. – Санкт-Петербург: ООО «Алмаз-граф». – 2014. – 160 с.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение. – 1967. – 93 с.
8. Головин, А. Ф. Кочевая школа как социально-педагогическая основа формирования системы образования на Крайнем Севере: пути становления и проблемы развития // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 1. – С. 252-271.
9. Гурко, Т. А. Актуальные проблемы семей в России. – М.: Институт социологии РАН. – 2006. – 223 с.
10. Жиркова, С. Г. Кочевая школа: история и современность // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 2. – С. 276-284.
11. Зубарева, С. Л. Специфика образования народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе // Педагогика. – 2003. – № 7. – С. 37.
12. Кричевский, В. Ю., Стуканова, Л. Б., Зубченко, А. В. Районная методическая служба (опыт, поиск, находки). – СПб.: СПб1481. ГУПМ. – 1998. – 88 с.
13. Любимова, Е. А. Этнорегиональное образование как социальный институт: особенности функционирования в Сибири // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2016. – Том 2. – № 4. – С. 50-63. – DOI:10.21684/2411-7897-2016-2-4-50-63
14. Лярская, Е. В. «У них же все не как у людей…»: некоторые стереотипные представления педагогов Ямало-ненецкого округа о тундровиках // Антропологический форум. – 2006. – № 5. – С. 242-258.
15. Минов, В. А. Подход к переустройству школьного образования кочующих ненцев западного Таймыра. – Красноярск: КК ИПК ППРО. – 2012. – 64 с.
16. Моргун, Е. Н. Кочевое образование на особо охраняемых природных территориях Ямало-Ненецкого автономного округа // Биосферное хозяйство: теория и практика. – 2021. – № 4. – 86-92 с.
17. Моргун, Е. Н. Модель методического сопровождения образования детей Приуральского района, которые ведут кочевой или полукочевой образ жизни // Научный вестник ЯНАО. Научные исследования в сферах деятельности коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе. – 2017. – № 4(97). – С. 57-63.
18. Моргун, Е. Н., Айпин, Е. Д. Тезаурусная онтология кочевого и стойбищного образования коренных малочисленных народов Севера (Отология кочевого и стойбищного образования). – Свидетельство о регистрации базы данных 2020621257, 17.07.2020. Заявка № 2020621069 от 07.07.2020.
19. Неустроев, Н. Д., Неустроева, А. Н., Шергина, Т. А., Сакердонова, А. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей тьютором в условиях школ Севера. – Якутск: Издательский дом CВФУ. – 2018. – 120 с.
20. Поташник, М. М. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России. – 2000. – 448 с.
21. Пояснительная записка по Гаагским рекомендациям о правах национальных меньшинств на образование. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.osce.org/files/f/documents/4/1/32190.pdf
22. Семенова, А.А. Кочевая группа как метод организации образовательного процесса ДОО в условиях о леневодства Якутии // АРКТИКА. XXI век. Гуманитарные науки. – 2018. – № 2(16). – С. 18-23.
23. Слепа, К. А. Особенности развития кочевых школ на территории ЯНАО: история и современность // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. – 2019. – № 2. – С. 52-61.
24. Третьяков, П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа. – 2001. – 320 с.
25. Шайденко, Н. А. Панин, В. А. Влияние социально-экономических факторов на региональную систему педагогического образования: учебно-методическое пособие к спецкурсу. – Тула: Изд. ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2004. – 100 с.
26. Liarskaya, E. V. Northern residential school in contemporary Yamal Nenets culture // Sibirica. – 2004. – Vol. 4. – No. 1. – Рр. 74-87. – DOI:10.1080/13617360500070889
Рецензия
Для цитирования:
Возелова Л.Г., Моргун Е.Н. Кочевое образование в Ямало-Ненецком автономном округе: проблемы и потенциал. Образование и саморазвитие. 2023;18(2):69-80. https://doi.org/10.26907/esd.18.2.06
For citation:
Vozelova L., Morgun E. Nomad Education in the Yamal-Nenets Autonomous Okrug: Problems and Potential. Education and Self-Development. 2023;18(2):69-80. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.2.06