Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Влияние занятий музыкой на регуляторные функции и языковые способности детей 5-12 лет: обзор исследований

https://doi.org/10.26907/esd.18.2.05

EDN: PTZJGF

Аннотация

В современном мире большинство детей посещают дополнительные занятия. В данном обзоре предпринята попытка рассмотреть и обобщить результаты 14 зарубежных исследований, посвященных изучению влияния на детей 5-12 лет занятий музыкой. В статье отражено влияние музыкальных занятий на развитие регуляторных функций и языковые способности. Были сделаны выводы о значимом влиянии занятий музыкой на регуляторные функции детей, в особенности на торможение и рабочую память. В работе обсуждается взаимосвязь между языковыми и музыкальными занятиями, которая была подчеркнута множеством исследователей. При длительных ежедневных занятиях музыкой у детей может развиваться словарный запас и фонологическая осведомленность.

Об авторах

А. Н. Веракса
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; Психологический институт Российской академии образования
Россия

Александр Н. Веракса

Москва



Д. М. Нечаева
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; Психологический институт Российской академии образования
Россия

Дарина М. Нечаева

Москва



А. А. Якушина
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; Психологический институт Российской академии образования
Россия

Анастасия А. Якушина

Москва



Список литературы

1. Белолуцкая, А. К., Веракса, А. Н., Алмазова, О. В., Бухаленкова, Д. А., Гаврилова, М. Н., Шиян, И. Б. Связь характеристик образовательной среды детского сада и уровня развития регуляторных функций дошкольников // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 6. – С. 85-96. – DOI:10.17759/pse.2018230608

2. Веракса, А. Н., Белолуцкая, А. К., Гаврилова, М. Н., Леонов, С. В. Связь регуляторных функций и показателей функциональной физической подготовки у детей дошкольного возраста: обзор исследований // Вопросы психологии. – 2020. – № 2. – С. 1-16.

3. Веракса А.Н., Кадурина Д.А., Мартыненко М.Н., Якупова В.А. NEPSY-II как инструмент изучения регуляторных функций дошкольников в России // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (отв. ред. Н.Е. Веракса). Издательство ООО "Мозаика-Синтез" (Москва). – 2016. – №5 – С. 81-82.

4. Выготский, Л. С. Детская психология. Собрание сочинений. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – 432 с.

5. Моросанова, В. И., Кондратюк, Н. Г., Гайдамашко, И. В. Надежность осознанной саморегуляции как ресурс достижения целей в профессиях высокого риска // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. – 2020. – № 1. – С. 77-95. – DOI: 10.11621/vsp.2020.01.05

6. Bayanova, L., Chichinina, E., Veraksa, A., Almazova, O., Dolgikh, A. Difference in Executive Functions Development Level between Two Groups: Preschool Children Who Took Extra Music Classes in Art Schools and Children Who Took Only General Music and Dance Classes Offered by Preschools // Education Sciences. 2022. – Vol. 12. – No. 2. – P. 119. – DOI: 10.3390/educsci12020119

7. Bukhalenkova, D., Veraksa, A., Chursina, A. The Effect of Kindergarten Classroom Interaction Quality on Executive Function Development among 5- to 7-Year-Old Children // Education Sciences. – 2022. – Vol.12. – No. 5. – P. 320. – DOI: 10.3390/educsci12050320

8. Chen, J., Scheller, M., Wu, C., Hu, B., Peng, R., Liu, C. The relationship between early musical training and executive functions: Validation of effects of the sensitive period // Psychology of Music. – 2021. – Vol. 50. – No. 1. – P. 86-99. – DOI: 10.1177/0305735620978690

9. Cohrdes, C., Grolig, L., Schroeder, S. The development of music competencies in preschool children: Effects of a training program and the role of environmental factors // Psychology of Music. 2019. – Vol. 47. – No. 3. – P. 358-375. – DOI: 10.1177/0305735618756764

10. Corrigall, K. A., Trainor, L. J. Associations between length of music training and reading skills in children music perception // Music Perception. – 2011. – Vol. 29. – No. 2. – P. 147-155. – DOI: 10.1525/mp.2011.29.2.147

11. Davidson, M. C., Amso, D., Anderson, L. C., Diamond, A. Development of cognitive control and executive functions from 4–13 years: evidence from manipulations of memory, inhibition, and task switching // Neuropsychologia. – 2006. – Vol. 44. – No. 11. – P. 2037-2078. – DOI: 10.1016/j.neuropsychologia.2006.02.006

12. Degé, F., Patscheke, H., & Schwarzer, G. The Influence of Music Training on Motoric Inhibition in German Preschool Children // Musicae Scientiae. – 2020. – Vol. 26. – No. 1. – P. 172-184. – DOI: 10.1177/1029864920938432

13. Diamond, A. Executive functions // Annual Review of Psychology. – 2013. – Vol. 64. – P. 135-68. – DOI: 10.1146/annurev-psych-113011-143750

14. Ehrlin, A., Tivenius, O. Music in preschool class: A quantitative study of factors that determine the extent of music in daily work in Swedish preschool classes // International Journal of Music Education. – 2018. – Vol. 36. – No. 1. – P. 7-33. – DOI: 10.1177/0255761417689920

15. Fasano, M. C., Semeraro. C., Cassibba, R., Kringelbach, M. L., Monacis, L., de Palo, V., Vuust, P., Brattico, E. Short-Term Orchestral Music Training Modulates Hyperactivity and Inhibitory Control in School-Age Children: A Longitudinal Behavioural Study // Frontiers in Psychology. – 2019. – Vol. 10. – P. 750. – DOI: 10.3389/fpsyg.2019.00750

16. François, C., Chobert, J., Besson, M., Schön, D. Music training for the development of speech segmentation // Cerebral Cortex. – 2013. – Vol. 23. – No. 9. – P. 2038-2043. – DOI: 10.1093/cercor/bhs180

17. Frischen, U., Schwarzer, G., Degé F. Comparing the Effects of Rhythm-Based Music Training and Pitch-Based Music Training on Executive Functions in Preschoolers // Frontiers in Integrative Neuroscience. – 2019. – Vol. 13. – DOI: 10.3389/fnint.2019.00041

18. Habibi, A., Damasio, A., Ilari, B., Elliott Sachs, M., Damasio, H. Music training and child development: a review of recent findings from a longitudinal study // Annals of the New York Academy of Sciences. – 2018. – P. 73-81. – DOI: 10.1111/nyas.13606

19. Herrero, L., Carriedo, N. Differences in updating processes between musicians and non-musicians from late childhood to adolescence // Learning and Individual Differences. – 2018. – Vol. 61. – P. 188-195. – DOI: 10.1016/j.lindif.2017.12.006

20. Jaschke, A. C., Honing, H., Scherder, E. J. A. Longitudinal Analysis of Music Education on Executive Functions in Primary School Children // Frontiers in Neuroscience. – 2018. – Vol.12. – DOI: 10.3389/fnins.2018.00103

21. Korkman, M., Kirk, U., Kemp, S. A developmental neuropsychological assessment // NEPSY-II. Harcourt Assessment, 2007.

22. Kosokabe, T., Mizusaki, M., Nagaoka, W., Honda, M., Suzuki, N., Naoi, R., Moriguchi, Y. Self-directed dramatic and music play programs enhance executive function in Japanese children. // Trends in Neuroscience and Education. – 2021. – Vol. 24. – DOI: 10.1016/j.tine.2021.100158

23. Kovyazina, M., Oschepkova, E., Airapetyan, Z., Ivanova, M., Dedyukina, M., Gavrilova, M. Executive Functions’ Impact on Vocabulary and Verbal Fluency among Mono- and Bilingual Preschool Aged Children // Psychology in Russia: State of the Art. – 2021. –Vol. 14. – No. 4. – P. 66-78. – DOI: 10.11621/pir.2021.0405

24. Lehrdahl, F., Jackendoff, R. An overview of hierarchical structure in music // Music Perception. – 1983. – Vol. 1. – P. 229-252.

25. Linnavalli, T., Putkinen, V., Lipsanen, V., Huotilainen, M., & Tervaniemi, M. Music playschool enhances children’s linguistic skills // Scientific Reports. – 2018. – Vol. 8. – DOI: 10.1038/s41598-018-27126-5

26. Ozernov-Palchik, O., Wolf, M., Patel, A. D. Relationships between early literacy and nonlinguistic rhythmic processes in kindergarteners. Journal of Experimental Child Psychology. – 2018. – Vol. 167. – P. 354-368. – DOI: 10.1016/j.jecp.2017.11.009

27. Patscheke, H., Degé, F., Schwarzer, G. The effects of training in rhythm and pitch on phonological awareness in four- to six-year-old children // Psychology of Music. – 2018. – Vol. 47. – No. 3. – P. 376-391. – DOI: 10.1177/0305735618756763

28. Pazeto, T. C. B., Seabra, A. G., Dias, N. M. Executive functions, oral language and writing in preschool children: Development and correlations // Paidéia (Ribeirão Preto). – 2014. – Vol. 24. – P. 213-221.

29. Sachs, M., Kaplan, J., Der Sarkissian, A., Habibi, A. Increased engagement of the cognitive control network associated with music training in children during an fMRI Stroop task // PLoS ONE. – 2017. – Vol. 12. – No. 10. – DOI:10.1371/journal.pone.0187254

30. Sala, G., Gobet, F. Cognitive and academic benefits of music training with children: A multilevel meta-analysis // Memory & Cognition. – 2020. – Vol. 48. – P. 1429-1441. – DOI: 10.3758/s13421-020-01060-2

31. Sala, G., Gobet, F., When the music's over. Does music skill transfer to children’s and young adolescents’ cognitive and academic skills? A Meta-Analysis. // Educational Research Review. – 2016. – Vol. 20. – P. 55-67. – DOI: 10.1016/j.edurev.2016.11.005

32. Tervaniemi, M., Tao, S., Huotilainen, M. Promises of Music in Education? // Frontiers in Education. – 2018. – Vol. 3. – P. 1-6. – DOI: 10.3389/feduc.2018.00074

33. Veraksa, A., Tvardovskaya, A., Gavrilova, M., Yakupova, V., Musálek, M. Associations Between Executive Functions and Physical Fitness in Preschool Children. // Frontiers in Psychology. – 2021. – Vol. 12. – DOI: 10.3389/fpsyg.2021.674746

34. Vidal, M. M., Lousada, M., Vigário, M. Music effects on phonological awareness development in 3-year-old children // Applied Psycholinguistics. – 2020. – Vol. 41. – No. 2. – P. 299-318. – DOI: 10.1017/S0142716419000535

35. Williams, K. E., Berthelsen, D. Implementation of a rhythm and movement intervention to support self-regulation skills of preschool-aged children in disadvantaged communities // Psychology of Music. – 2019. – Vol. 47. – No. 6. – P. 800-820. – DOI: 10.1177/0305735619861433


Рецензия

Для цитирования:


Веракса А.Н., Нечаева Д.М., Якушина А.А. Влияние занятий музыкой на регуляторные функции и языковые способности детей 5-12 лет: обзор исследований. Образование и саморазвитие. 2023;18(2):56-68. https://doi.org/10.26907/esd.18.2.05. EDN: PTZJGF

For citation:


Veraksa A., Nechaeva D., Yakushina A. The Influence of Music Classes on the Regulatory Functions and Language Abilities of Children Aged 5-12: The Review of Research Studies. Education and Self-Development. 2023;18(2):56-68. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.2.05. EDN: PTZJGF

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)